Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 62 «Березка» города Белово»
В гостях у Мишки
Конспект комплексного занятия по формированию элементарных
математических представлений и развитию речи в младшей группе
Составила:
воспитатель ВКК:
Трофимова
Любовь Александровна
Беловский городской округ, 2022
ЗАДАЧИ:
- Учить детей рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать предположения. Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания картины.
- Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около).
- Учить ориентироваться в контрастных частях суток, закреплять умение различать и называть части суток: «день – ночь».
- Совершенствовать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов путём наложения, пользоваться выражениями «поровну», «столько – сколько», «больше – меньше». Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путём добавления одного предмета.
- Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
- Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок).
- Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный), познакомит с оттенками (розовый, серый, голубой).
- Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений.
- Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями, родителями, «Мишкой».
- Воспитывать умение слушать взрослого, сверстника.
- Воспитывать усидчивость.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Дидактические игрушки: «Мишка», кукла «Даша»;
Демонстрационный материал: картина «Дети строят дом»; картинки «Дети играют», «Дети спят»; детская мебель для куклы (кровать, стул, шкаф), одежда (платье, кофта, шапка) и туфли для куклы; карточки «Цветочки», «Бабочки» (по 5 шт., двухполосная карточка, карточка с изображением муравья и гусеницы; геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник).
Раздаточный материал на каждого ребенка: двухполосные карточки, набор карточек «Цветочки» и «Бабочки» (по 5 шт.), геометрические фигуры разного цвета (красный, жёлтый, чёрный, синий, зелёный, серый, голубой, розовый, белый).
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Дидактические игры: «Найди пару», «Когда это бывает», «Где что находится?», «Где спрятались цыплята», «Один – много», «Какой фигуры не стало?», «Котята спрятались в корзинки», «Что сначала? Что потом?», «Найди предмет такого же цвета», «Сортер».
Игровые упражнения: «Покажи и прокати», «Построим дом», «Расставим игрушки».
Подвижные игры: «Поставь машину в гараж», «Найди свой домик».
Игровая ситуация «Соберём куклу на прогулку».
Сюжетно-ролевая игра «Строители».
Ситуативный разговор: «Какого цвета у тебя платье/ футболка?», «Скажи, куда мы положили?».
ХОД:
МАНОК:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что принёс нам Мишка. (показывает картину)
Интересно, что же на ней изображено. Давайте, мы с вами после завтрака её внимательно рассмотрим.
Дети: Давайте!
Организационная игра:
Пальчиковая игра «Насекомые»
Дружно пальчики считаем –
Насекомых называем:
Бабачка, кузнечик, муха,
Это жук с зелёным брюхом.
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
Прячтесь!
Рассматривание сюжетной картины «Строим дом»
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим картину, которую нам принес Мишка. Что же на ней изображено?
Дети: На картине дети строят дом.
Воспитатель: Давайте будем рассказывать про каждого ребенка - что же он делает?
Сначала мы расскажем про мальчика в синей рубашке.
Дети: Мальчик в синей рубашке построил дом из желтых кирпичей. А на крышу прикрепил красный флаг.
Воспитатель: А теперь расскажем про мальчика в зеленой рубашке.
Дети: Мальчик в зелёной рубашке помогает своему другу строить дом. Он привез на грузовике кубики, кирпичики и цилиндр.
Воспитатель: Смотрите, к мальчикам подошла девочка. Кто хочет рассказать про девочку?
Дети: У девочки в руках кукла, она привезла на машине мебель.
Мишка: Интересно, зачем ей мебель?
Дети: Она поставит мебель в дом.
Мишка: И кто же будет жить в этом доме?
Дети: В доме будет жить кукла.
Подвижная игра «День – ночь»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что изображено на картине?
Дети: Дети играют.
Воспитатель: А когда они это делают днём или ночью?
Дети: Дети играют днём.
Воспитатель: А чем же ещё дети занимаются днём?
Дети: Дети днём гуляют, едят, бегают, рисуют и т.д.
Воспитатель: Интересно, а на второй картине, что изображено?
Дети: Дети спят.
Воспитатель: А когда они это делают днём или ночью?
Дети: Дети спят ночью.
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами поиграем! Когда я буду говорить «день», вы будите шагать по ковру, а если я скажу «ночь» - вы присаживаетесь и «засыпаете». (Игра повторяется 2-3 раза)
Игровое упражнение
«Поможем кукле Даше подобрать одежду для прогулки»
(На полочке модель комнаты с предметами мебели для куклы. Кукольная одежда расположена на кровати, на стульчике, под стульчиком, в шкафу и т.д.)
Мишка: Ребята, я тоже люблю гулять днём с куклой Дашей. Только она всегда так долго одевается, потому что никак не может найти свои вещи.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем кукле Даше собраться на прогулку. Интересно, а где у Даши кофта?
Дети: Кофта лежит на кровати.
Воспитатель: А где у Даши стоят туфли?
Дети: Туфли стоят под стулом.
Воспитатель: Где же лежит шапка?
Дети: Шапка лежит в шкафу.
Дидактическое упражнение «Столько – сколько»
Воспитатель: Мишка, почему ты такой грустный?
Мишка: На лесной полянке все цветы и бабочки перепутались, и я никак не могу их сосчитать.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Мишке.
Дети: Давайте!
Воспитатель: На лесной полянке росли цветы. Давайте выложим все цветы, которые лежат в ваших тарелочках на самую верхнюю полочку карточки. Ребята, сколько цветов на полянке?
Дети: Много.
Воспитатель: Потом прилетели бабочки, им так понравились цветы, что они решили на них сесть и отдохнуть. Давайте на каждый цветочек посадим бабочку. Ребята, сколько бабочек на полянке?
Дети: Много.
Воспитатель: А как можно сказать по другому?
Поровну ли бабочек и цветов?
Дети: Бабочек столько же, сколько цветов. (Бабочек и цветов поровну/ одинаковое количество)
Воспитатель: Смотрите, одна бабочка улетела. Скажите, на каждом цветочке сидит бабочка?
Дети: Нет.
Воспитатель: Чего стало больше цветов или бабочек?
Дети: Цветов стало больше, чем бабочек.
Воспитатель: Чего стало меньше? – цветов или бабочек?
Дети: Бабочек стало меньше, чем цветов.
Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы цветов и бабочек стало поровну?
Дети: Убрать один цветок (посадить на цветок бабочку).
Дидактическая игра «Найди пару»
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам на полянку прибежали муравей и гусеница и принесли разные фигуры. У муравья красный квадрат, а у гусеницы
красный круг. Они встали в пару, потому что у них геометрические фигуры одинакового цвета. Посмотрите, и у нас тоже геометрические фигуры. Давайте мы тоже с вами встанем парами, найдем друга, у которого фигура одинакового цвета.
(Играют 2-3 раза)
Воспитатель: Ребята, а что похоже на квадрат? (Давайте посмотрим на нашу группу и назовём то, что похоже на квадрат)
Дети: На квадрат похожа книга, часы, подушка, дом и т.д.
Воспитатель: Ребята, на нашем участке есть дом, интересно какого он цвета. Давайте сегодня на прогулке мы с вами посмотрим какого он цвета, хорошо?
Дети: Да, посмотрим!
Мишка: Ой, ребята, мне тоже интересно, какого цвета домик на участке. А вы мне расскажете какого он цвета?
Дети: Конечно, Мишка расскажем!
Мишка: Ребята, мне так было с вами интересно, вы так много знаете! А я вам приготовил подарок!
(Воспитатель вручает детям дидактическую игру. Ребята благодарят Мишку.)