Конспект комплексного занятия по формированию навыков самообслуживания во второй младшей группе
Цель:
способствовать формированию у детей целостного процесса мытья рук, включающего выполнение цепочки действий от подготовки (засучить рукава, включить воду) до получения результата (чистые сухие руки, полотенце на своем месте, кран закрыт); осознания своей умелости, важности мытья рук по мере их загрязнения; умению, используя речевые средства, принимать активное участие в разрешении совместно со сверстниками проблемно-игровой ситуации.
закрепить умение детей самостоятельно одеваться на прогулку, используя предметно-схематичную модель последовательности одевания
воспитывать у детей гуманные способы поведения в совместной со сверстниками деятельности (умение предложить помощь, поблагодарить.
Необходимый материал: игровой персонаж кукла Катя, игровой персонаж поросенок Хрюша, комплект осенней и зимней одежды, дидактические карточки процессов одевания и умывания, предметы для умывания (мыло, полотенце).
Форма организации: Участвует небольшая подгруппа детей.
Ход занятия:
Дети занимаются свободной деятельностью. Раздаётся стук в дверь. Воспитатель входит с куклой Катей на руках.
В. - Ребятки, посмотрите, кто к нам пришел. Это Катя. Она шепнула мне на ушко, что ей хочется с нами играть. Давайте поиграем с Катей в хороводную игру «Зайчик серенький сидит» (в конце игры в дверь вбегает поросенок Хрюша, перепачканный и грязный)
Хрюша: Ух ты, как тут весело, как здорово! А сколько игрушек, а сколько ребят! Я хочу с вами играть, я буду Зайкой!
В. - Здравствуй Хрюша! Мы с ребятами конечно рады тебя видеть, но приходить в гости и играть в таком виде, как у тебя, нельзя.
Хрюша: А какой у меня вид, самый замечательный.
В. - Дети, посмотрите на Хрюшу, какой он?
Дети: Грязный, неумытый.
В. - А покажи ка нам твои руки
Дети: Грязные
В. - Мы ругать тебя не будем
Все, что было позабудем,
Позабудем, все что было,
И научим мыться с мылом
Дети, что для этого нужно?
Ответы детей: МЫЛО, ВОДА, ПОЛОТЕНЦЕ
В. - А где же это все находится?
Дети: В умывальной комнате.
В. - Пойдем умываться.
Хрюша: Ой, я первый, я сам умею умываться. Я вам покажу! (подбегает к раковине, сильно открывает кран, всех обрызгивает)
В. - Дети, разве так открывают кран?
Дети: нет, надо открывать потихоньку, чтобы никого не обрызгать и не залить пол
В. - (читает стих) Знаем, знаем. Да, да, да
Где тут прячется вода.
Выходи водица
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку по-нем-нож-ку
Нет, не понемножку, посильней,
Будим умываться веселей!
В. - Ребята, а что Хрюша еще забыл сделать, прежде, чем открыть кран?
Дети: Рукава закатать
В. - Рукава закатали, кран открыли, теперь надо научить Хрюшу умываться. Кто мне поможет? Вот Петя хочет помочь.
В. - Сначала моем руки. Петя как мы это будем делать? Намочим немного, возьмем мыло и оденем на руки мыльные перчатки.
(читает стих) Мыло душистое, белое. Мылкое
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою
Ты бы грязнуля вспомнил про мыло,
Мыло тебя наконец бы отмыло!
В. - Хрюша смыл мыло с рук, теперь надо лицо умыть, оно еще грязное. Как будем лицо мыть, покажи Петя.
Ребенок: надо ладошки сложить лодочкой, наполнить и помыть лицо.
В. - Правильно. А какое стихотворение мы можем читать, когда умываемся?
«Водичка, водичка, умой мое личко
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
В. - Что же дальше будем делать?
Дети: Кран закрыть, и капельки воды отжать, сложив руки в замочек
В. - А теперь мы чистые, идем вытираться полотенцем.
Посмотри, Хрюша, как Петя это делает. Сначала руки вытираем, затем лицо. Теперь вешаем аккуратно полотенце на вешалку.
В. - Вот теперь тебя люблю я
Вот теперь тебя хвалю я
Дети, каким стал Хрюша?
Дети: Чистым, красивым.
В. - Хрюша, тебе нравится таким быть?
Хрюша: Да, очень. Я теперь всегда таким буду.
В. - это очень хорошо. Мы с ребятами хотим подарить тебе подарок. Все для чистоты.
Хрюша: Спасибо, я побегу маме покажу. (уходит)
В. - Теперь у нас в группе все чистые и опрятные. Мы с ребятами собираемся на прогулку. Хочешь Катя пойти с нами?
Катя: Конечно, хочу. Правда, у меня столько одежды. Я не знаю что надеть.
В. - ребята, поможем Кате собраться?
Дети отвечают: да
В. - Посмотрите, у Кати есть легкая шапочка, теплая шапочка, осенняя куртка, шубка, резиновые ботиночки, теплые сапожки, брючки, кофта. Что же нам нужно?
Дети отвечают
В. - А почему?
Дети отвечают: потому что холодно, можно простудиться.
В. - Да ребята, на улице морозно, ветер дует, поэтому наша одежда должна быть теплой, защищать от холода.
Катя: Значит я буду одевать шубу.
В. - Погоди Катенька, шубку мы непременно оденем, но все одевать нужно по порядку, иначе одеваться будет неудобно, ты вспотеешь пока оденешься. Наши ребята знают, что за чем нужно одевать? Давайте-ка проверим. Вот здесь у меня карточки «Мы одеваемся на прогулку». Составим их по порядку.
Дети составляют карточки, воспитатель исправляет в случае ошибки.
В. - Итак, сначала мы одеваем колготки и брючки, затем носочки и сапожки, теперь свитер, шапочку, куртку или шубку, и в конце шарф и варежки.
Чтобы нашим ребятам было легче собираться на прогулку, в раздевалке у нас есть такая схема-помошница. Если забудешь, что вперед одевать, она тебе напомнит.
Дети помогают Кате одеться, одеваются сами.
Катя: Спасибо, ребята, что помогли.