СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим с детьми с ТНР 6-7 лет по теме "Одежда".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен урок-экскурсия в магазин детской одежды. На уроке проводится беседа о назначении одежды, видах одежды, её производстве; расширяется словарный запас обучающихся по теме «Одежда»; формируются навыки самообслуживания, опрятности, аккуратности, самостоятельности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим с детьми с ТНР 6-7 лет по теме "Одежда".»

Конспект комплексного занятия по теме "Одежда"

Предварительная работа. Экскурсия с родителями в магазин детской одежды; беседа о назначении одежды, видах одежды, где производят одежду; разучивание пальчиковой гимнастики “Гномики”; разучивание совместно с музыкальным руководителем музыкальной физкультминутки “Головами покиваем…”; разучивание с детьми ролей швеи, модельера, закройщика; чтение рассказа Н. Носова “Живая шляпа”; рассматривание и ощупывание лоскутков ткани, введение в активный словарь названий ткани (шерсть, шелк, атлас, ситец), беседа о том из чего производят ткани.


Словарная работа: объяснить происхождение названий профессий швея, закройщик, модельер; чем занимаются люди данных профессий; объяснение слова примерочная, значения слов: лиф, оборка, полочка, манжеты, эскиз.


Коррекционно-образовательные задачи. Закрепление представлений об одежде, её назначении, деталях, материалах, из которых она сшита. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме “Одежда” (одежда, платье, брюки, рубашка, рукав, воротник, лиф, юбка, оборка, полочка, манжеты, пояс, карман, нарядный, шерстяной, шелковый, пришивать, виды одежды). Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде; образование приставочных глаголов, относительных прилагательных, существительных в уменьшительной форме). Совершенствование исполнительских умений. Закрепление умения складывать материал пополам. Обучение созданию выразительных образов, используя пропорции, существенные детали; обучение овладению техникой симметричного, силуэтного вырезывания, пользованию трафаретом.


Коррекционно-развивающие задачи. Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, навыков ориентировки на плоскости. Развитие умения выделять главное, передавать взаимосвязь между объектами.


Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков самообслуживания, опрятности, аккуратности, самостоятельности. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, инициативности, ответственности.


Оборудование: 3 мольберта; ширма, атрибутика игры “Ателье”; костюмы модельера, закройщика, швеи; магнитофон; кассета с записью физкультминутки “Головами покиваем…”, “волшебной музыки”, шелковое покрывало; кукла в платье; демонстрационный материал: эскиз (нарисованный образец) работы, плакат с изображением деталей одежды, образцы ткани (шелк, шерсть, ситец, атлас), детали платья (как на кукле) с липучкой на местах сшивания; раздаточный материал: выкройки (полочка, воротник, манжет, брюки, лиф платья, юбка, пояс), куски ткани, мыло, ножницы, клей, подкладные клеёнки, салфетки; фигуры мальчика и девочки в трусиках, нарисованные на ватмане.


Ход занятия


I. Орг. момент.

Логопед. Ребята, мы с вами раньше уже ходили на экскурсию. Где мы были? (Мы были в библиотеке)

- Сегодня мы хотим пригласить вас в ателье. Кто знает, что делают в ателье? (Шьют одежду) Из чего шьют одежду? (Из ткани или материала)

II. Основная часть

1. Попасть в ателье нам поможет вот этот волшебный кусок ткани. Стоит накинуть его на голову, и он перенесет нас в ателье. Встаньте в круг рядом друг с другом. (Звучит музыка)


2. Модельер. (Дети подходят к столу, за которым сидит девочка, и встают полукругом напротив стола)


Логопед: Ну вот мы и оказались в ателье.


За столом сидит девочка:


- Здравствуйте, меня зовут Кристина. Я - модельер. В ателье я придумываю новые модели одежды.


Логопед. Уважаемая Кристина познакомьте нас, пожалуйста, с работой вашего ателье.


Сейчас мы очень заняты.

Почему?

Разве вы не знаете, какое сейчас время года? (Зима)

Какой праздник отмечают зимой? (Новый год)

- Нашему ателье заказали новогодние костюмы для детей детского сада. Праздник скоро, а костюмы еще не готовы.


Логопед. Мы вам поможем, ведь наши ребята знают об одежде очень много.


- А вы можете назвать виды одежды? (Дети дают полные ответы: Мужская одежда, её носят мужчины; женская, детская, праздничная, рабочая, домашняя, осенняя, зимняя...)


Модельер. Молодцы! Пойдемте, я вас познакомлю с другими мастерами.


3. Закройщик. (Дети подходят к следующему столу, за которым сидит мальчик и что-то выкраивает. Дети встают полукругом напротив него. Мальчик встает, начинает говорить и сопровождает свою речь демонстрацией действий)


- Здравствуйте, меня зовут Стас. Я работаю закройщиком и делаю выкройки для новых моделей одежды. Для этого я сначала снимаю мерку. Измеряю длину (показывает) и ширину (показывает) изделия. Левая и правая стороны изделия одинаковые, поэтому выкройку делают на половину детали.


- Затем выкройку переносят на материал.


- Материал надо сложить пополам.


- Красную линию на выкройке совмещаем с линией сгиба материала и обводим. Готовую выкройку вырезаем и получаем детали одежды. Так у меня получился лиф.


Логопед. Наши ребята знают детали одежды и могут их назвать.


- По очереди назовите и покажите по одной детали платья на картинке.


Закройщик. Готовые детали одежды я отдаю швее.


4. Швея. (Дети подходят к следующему столу, за которым сидит девочка и что-то шьет. Дети встают полукругом напротив неё)


- Здравствуйте, меня зовут Юля. Я шью одежду. Для этого я складываю детали одежды и сшиваю их на швейной машинке.


- Вот и сейчас свое платье, в примерочной, ждет клиент.


Логопед. Ребята давайте поможем Юле сшить платье. Перед вами детали платья. Это лиф платья. Сейчас вы по очереди возьмете деталь платья, соедините ее с изделием и расскажите, что вы сделали. Например: я юбку к лифу пришиваю.


1, 2 - рукав.


3, 4 - манжет.


5 - воротник.


6, 1 - карман.


8 - оборка.


Воспитатель: Ну вот, платье готово. Можно примерять (достать из-за ширмы куклу).


Кукла. Здравствуй.


- Очень красивое платье у вас получилось.


5. ФКМ. - Сидела я долго, спина заболела.


Воспитатель. Мы с ребятами знаем отличную разминку, чтобы спинка не болела. Выходите на середину. Слева друг и справа друг, получился ровный друг. “Головами покиваем”


(Дети выходят на ковер, встают в круг. Звучит запись ФКМ)


Швея (потягиваясь): Прошла спина! Спасибо за разминку!


6. Логопед. Большое спасибо, уважаемые мастера, за интересную экскурсию.


Мы с ребятами обещали вам помочь, говорите, что надо делать.


Модельер. Эскизы новогодних костюмов уже готовы. (Дает эскизы). (Логопед прикрепляет его к мольберту)


Закройщик. Выкройки тоже готовы. Осталось сделать детали и соединить их в модели костюмов. (Дает выкройки)


Воспитатель. Ребята, давайте рассмотрим эскизы костюмов. (На мольберте размещен рисованный образец работы – эскиз)


- Какую одежду вы видите на мальчике? (Рубашка, брюки)


- Что модельер предлагает сделать девочкам на новогодний праздник? (Девочкам модельер предлагает сделать платье)


- Какая ткань подойдет для платья, брюк, рубашки? (Для платья – шелк, для рубашки – ситец, для брюк – шерсть)


Логопед. Платье из шелка, какое платье? (Шелковое платье) Рубашка из ситца, какая рубашка? (Ситцевая рубашка) Брюки из шерсти, какие брюки? (Шерстяные брюки) Пояс сделаем из атласа, какой пояс? (Атласный пояс) Воротник у рубашки тоже сделаем из атласа, какой воротник? (Атласный воротник)


Воспитатель. Давайте рассмотрим выкройки.


- Что подойдет для костюма мальчика, а что для костюма девочки?


- Что за деталь? (Это лиф, полочка, брюки)


- Давайте вспомним, как правильно пользоваться выкройкой.


- Что нужно сделать с тканью?


- Как правильно приложить выкройку? (Красной линией к линии сгиба ткани)


- Что нужно делать дальше? (Обвести и вырезать)


- Поверхность вырезанных деталей смажем клеем и наклеим на контурное изображение мальчика или девочки. Аккуратно разгладим салфеткой. (Аналогичный рисунок, приклеить одну деталь, остальные уже есть)


- Возьмите по одной детали и подойдите к столу.


- Что ты будешь делать?


- Положите деталь в свой лоток.


- Чтобы костюмы получились красивыми, давайте подготовим наши пальчики к работе.


7. П/Г. “Гномики”.


8. Самостоятельное выполнение работы детьми. Дети садятся за стол. Воспитатель напоминает о правильной посадке. Звучит спокойная музыка.


9. Рассматривание работы.


Воспитатель: Молодцы, ребята. Очень красивые костюмы у вас получились. Такие красивые, что так и хочется назвать их ласково, не платье, а … (платьице); не брюки, а… (брючки); не рубашка, а … (рубашечка).


- Спасибо, мастера, за интересную экскурсию. Нам пора возвращаться в детский сад. Пойдемте с нами, посмотрите, как живут ребята в детском саду.


Логопед. Вставайте в круг рядом друг с другом. (Накинуть платок, музыка)


III. Итог.


Воспитатель: Где были? Что делали? Что понравилось?


Приложение

Пальчиковая гимнастика “Гномики-прачки”

Жили-были в домике

Маленькие гномики:

Сжимают и разжимают кулачки

Токи, Пики, Лики, Чики, Микки.

Загибают пальчики, начиная с большого

Раз, два, три, четыре, пять,

Разгибают пальчики, начиная с мизинца

Стали гномики стирать:

Трут кулачки друг о друга

Токи – рубашки,

Пики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки.

Микки умница был,

Всем водичку носил.

Загибают пальчики, начиная с большого