СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект консультации для педагогов. Тема: Создание коллектива в группе учащихся с УО ИН.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект консультации для педагогов. Тема: Создание коллектива в группе учащихся с УО ИН.»




Конспект

консультации для педагогов.

Тема: Создание коллектива в группе учащихся с УО ИН.











Подготовила: педагог-психолог

Ещенко В.Г.




























Тип: групповая с педагогами школы.

Вид: Консультация.

Цель: Оказание методической помощи в вопросе создания коллектива в группе умственно отсталых детей.

Время проведения: 60 минут.

Организация консультации: консультация проходит в кабинете психолога.

План
  1. Вводная часть.

  2. Изучение понятия «Ученический коллектив».

  3. Беседа, в ходе которой под руководством психолога вырабатываются направления работы педагогов по созданию коллектива.

  4. Выявление путей формирования положительных взаимоотношений между воспитанниками.

  5. Диагностические методики классного руководителя.

  6. Рефлексия.

    1. Вводная часть.

При создании любого коллектива решающая роль принадлежит личностному фактору. Человеческий фактор в школе включает в себя

психологические и социально-психологические особенности руководителей и учителей. Это интересы, желания и стремления людей, их ожидания друг от друга, черты характера и способности, накопленный запас знаний, умений, навыков, привычек.

Упражнение «Ассоциации к слову коллектив», «Что значит для меня коллектив» (по одной фразе от каждого участника)

И действительно, для каждого из нас коллектив имеет определенное значение. Итак, коллективом называется разновидность социальной общности и совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других.

А ученический коллектив прежде всего учебно-воспитательный.

    1. Изучение понятия «Ученический коллектив».

Ученический коллектив – группа учеников, объединенная общей целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличается сплоченностью, общей ответственностью.

У детей с умственной отсталостью в процессе их взаимодействия с другими людьми выявляются более низкие показатели развития самоконтроля в общении, что влияет на такие характеристики общения, как целенаправленность, избирательность, придает их межличностному общению с другими характер импульсивного, недостаточно организованного процесса. Детям с умственной отсталостью присуще недостаточное

понимание потребностей и мотивов партнеров по общению, сниженная способность к сопереживанию, а также недостаток стремлений к согласованности во взаимодействии с другими, сотрудничеству. Если у нормально развивающихся детей отмечаются тенденции индивидуализации в социальном взаимодействии, стремление к самовыражению, личному успеху и высокому социальному статусу, то у детей с умственной отсталостью проявляются тенденции, связанные с повышением роли партнера по общению.

Своеобразие коммуникативной активности детей с умственной отсталостью заключается в ее недостаточной целенаправленности,

импульсивности, сниженном самоконтроле, недоразвитии эмпатийных качеств, низкой способности к самореализации в условиях социального взаимодействия, высокой зависимости от других в достижении желаемого результата. Все это обуславливает особенности формирования коллектива у детей с умственной отсталостью. Работа по формированию ученического коллектива у детей с умственной отсталостью включает в себя не только методы организации коллектива, но и методы коррекции особенностей присущих им, препятствующих более успешному формированию среды для межличностного общения.

    1. Беседа, в ходе которой под руководством психолога вырабатываются направления работы педагогов по созданию коллектива.

Исходя из особенностей формирования коллектива у умственно отсталых детей, выделяют три основных направления работы педагога:

  1. Коррекция поведения, эмоциональной сферы, мотивационно- потребностной сферы.

Задачи:

  • Научить детей контролировать свои эмоции, поведение.

  • Развивать у детей мотивационно-потребностную сферу.

  • Развивать у детей навыки общения.

  1. Сплочение коллектива. Задачи:

  • Развить у детей доброжелательность, взаимопомощь, доверие и требовательность по отношению друг к другу.

  • Создать в классе атмосферу, комфортную для всех членов коллектива.

  • Выработать у детей умение работать в коллективе

  1. Развитие актива группы. Задачи:

  • Выявить положительных лидеров.

  • Провести работу по укреплению их авторитета в классе.

  • Провести работу по развитию сотрудничества между педагогом и активом класса.

В коллективе умственно отсталых детей не могут быть полностью реализованы принципы самоуправления. Однако при определенных условиях педагоги добиваются больших успехов в его организации, в воспитании у учащихся чувства дружбы, взаимопомощи; достигается единство интересов и целей в процессе учебно-трудовой деятельности.

В отличие от общеобразовательной школы формирование коллектива в коррекционной школе происходит более длительно и своеобразно. Организации коллектива здесь предшествует изучение учащихся: уровня их развития, структуры дефекта, взаимоотношений между ними и положения каждого из них в коллективе.

На начальной стадии его организации требования предъявляются не всему классу-группе, а индивидуально каждому воспитаннику. На этой стадии требования со стороны педагогов имеют особое значение до тех пор, пока у детей не будет воспитано чувство ответственности за порученное дело. Педагогу следует организовать свою работу таким образом, чтобы обеспечить максимум самостоятельности воспитанников, обязательно учитывая при этом их индивидуальные особенности.

Индивидуальный подход к умственно отсталым учащимся предусматривает определение причин, вызвавших отклонения в поведении и неподчинение ученика. В соответствии с выявленными причинами разрабатываются определенные меры педагогического воздействия.

Причины недисциплинированности могут быть самыми различными: утомляемость, рассеянность, неорганизованность, наличие аффекта, отрицательных эмоций, возникших в результате неблагополучного положения ученика в коллективе. Поводом для возникновения переживаний является неадекватное восприятие учеником отношения к себе воспитателя или товарищей, неблагоприятная обстановка в семье, неправильное домашнее воспитание и др.

Эффективность педагогического воздействия зависит от того, как те или иные приемы преломляются во внутреннем мире ребенка, т. е. как они воспринимаются его нервной системой, соответствуют его наклонностям и интересам. Поэтому в целях обеспечения систематического воспитательного влияния на личность ученика необходимо выявлять его наклонности и интересы с помощью различных методов изучения учащихся.

Самый сложный этап работы по организации коллектива — это работа с первоклассниками, которые часто ссорятся, дерутся, жалуются друг на друга, обращаются за помощью только к учителю и воспитателю. Находятся среди них и такие дети, которые недоверчиво относятся к педагогам. Обычно у этих детей отсутствует интерес не только к учебе; но и ко всему окружающему.

Педагогам необходимо знать, что положение первоклассника в коллективе зависит в основном от отношения к нему взрослого. Это

обусловлено тем, что в I классе, а иногда и во II умственно отсталые дети не разделяют личных и деловых отношений, не понимают своего положения в коллективе, неадекватно оценивают свои отношения друг с другом.

К III—IV классам у учащихся вырабатываются более верные представления о своем положении в коллективе, умение его оценивать; выбор товарища становится более осознанным.

В исследованиях, посвященных анализу личных взаимоотношений между умственно отсталыми школьниками, рассмотрены особенности их возникновения и развития. Во-первых, это недостаточная и часто ошибочная мотивация выбора товарища. При этом возникает несоответствие между мотивами выбора и личностными качествами выбранного товарища. Во- вторых, выявлены дети с индифферентным отношением к своему положению в коллективе, что не наблюдается среди нормальных школьников. В-третьих, отношения между умственно отсталыми школьниками характеризуются большей лабильностью, чем отношения учеников массовой школы.

Задача учителя — сформировать нормальные взаимоотношения между детьми, но приступать к решению этой задачи можно только после того, как выявлены особенности межличностных отношений в коллективе и определены отношения членов коллектива к требованиям педагогов.

  1. Выявление путей формирования положительных взаимоотношений между воспитанниками.

В процессе организации коллектива при соблюдении определенных условий его успешного развития основными путями формирования положительных взаимоотношений между воспитанниками являются:

  1. изучение структуры личных взаимоотношений между учениками;

  2. изучение отношения членов коллектива к требованиям педагога;

  3. изучение популярных членов коллектива;

  4. изучение непопулярных учащихся;

  5. проведение систематической работы с активом группы и формирование оптимальной структуры деловых и личных отношений воспитанников.

Успешное развитие детского коллектива возможно при выполнении следующих условий:

  1. Все члены коллектива должны быть вовлечены в постоянную активную деятельность и постепенно привлекаться к планированию этой деятельности.

  2. Необходимо систематически разъяснять цели и задачи коллективной деятельности, постепенно усложнять эти цели. При этом усилия воспитателя должны быть направлены на усвоение учащимися моральных норм жизни в коллективе.

  3. Необходимо создать систему перспективных линий, т. е. дети должны знать, что и как они будут делать; у них должно быть радостное ожидание завтрашнего дня.

  4. Деятельность детского коллектива должна быть общественно значимой. Такая деятельность создает радостную перспективу, стимулирует жизнь детского коллектива.

  5. Дети должны видеть и осознавать результаты своего труда.

  1. Диагностические методики классного руководителя.

Диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально- психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Отбирая диагностические методики, нужно учитывать следующие:

  • особенности возраста учащихся класса;

  • степень сформированности детского коллектива;

  • особенности взаимоотношений классного руководителя и учащихся;

  • степень доверия друг другу детей и взрослых.

Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:

Правило первое. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.

Правило второе. Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности.

Правило третье. Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться людьми, не имеющим отношения к делам класса.

Правило четвертое. Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо учащихся класса.

Правило пятое. По результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы и планирование воспитательной работы в классе.

Правило шестое. Необходимость педагогической диагностики должна учащимся разъясняться.

(Буклет «Диагностические методики для классного руководителя»).

  1. Рефлексия. Коллективная деятельность создает наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В коллективе имеются широкие возможности для общения, обеспечивается равноправное положение детей в межличностных отношениях, возможность самоутверждения. В коррекционной школе это важнейшее направление воспитательной работы значительно осложнено, так как оно находится в прямой зависимости от специфики состава учащихся, что в свою очередь оказывает определяющее влияние на развитие коллектива. Поэтому педагогический коллектив в целом и каждый педагог в отдельности должны хорошо представлять себе реальные возможности коллектива умственно отсталых учащихся, специфику его воздействия на личность.