Тема: Омонимы.
Цели: формировать умения определять лексическое значение слов-омонимов, правильно строить высказывание в соответствии с его значением; уточнить временную последовательность месяцев года; совершенствовать навык звукового анализа и фонематического восприятия.
Планируемые результаты:
Предметные: знать, что такое лексическое значение слова; уметь различать слова-омонимы; владеть звуковым анализом.
Метапредметные: использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; развивать диалогическую речь, слуховое внимание; уметь выполнять инструкцию учителя; развивать общую моторику.
Личностные: овладевать навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; формировать навыки сотрудничества.
Оборудование: предметные картинки: «Коса - песчаная отмель», «Коса девочки», «Коса - инструмент», «Ключ - родник», «Ключ - дверной», «Ключ - скрипичный», «Ключ - консервный»; «Толковый словарь русского языка. Современная версия». В.И. Даль. Запись на доске.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент
— Отгадайте загадки.
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
(Октябрь.)
Поле черно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало
— Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
(Ноябрь.)
Сядет тот, кто:
назовет осенний месяц, в названии которого 8 букв, 7 звуков. (СЕНТЯБРЬ). Объясните, почему в слове разное количество букв и звуков;
назовет осенний месяц, в названии которого 7 букв, 6 звуков. (ОКТЯБРЬ). Объяснит, почему в слове разное количество букв и звуков;
назовет по порядку все осенние месяцы.
Запись числа, темы занятия
Объяснение явления омонимии слов. Выделение омонимов из стихотворного текста
В море суши полоса
Называется коса.
А у девушки коса
Цвета спелого овса.
На траве лежит роса,
Косит травушку коса.
У меня один вопрос:
Сколько есть на свете кос?
(Б. Гольдберг)
Ответьте на вопрос поэта.
Найдите слова, которые звучат одинаково.
Объясните лексические значения слов.
Логопед выслушивает, редактирует высказывания учащихся, выставляет предметные картинки.
КОСА —
Длинная песчаная отмель, идущая клином, грядой от берега.
Собранные у затылка и особенно заплетенные длинные волосы.
Инструмент для подрезания травы на сено.
Слова, которые звучат одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются омонимами.
Омонимы — это слова, которые звучат одинаково, но имеют разное лексическое значение.
Физкультминутка
Объяснение лексических значений слов-омонимов
Он может жажду утолить
И двери дома отворить.
(Ключ.)
— О каких двух предметах идет речь в загадке?
Логопед выслушивает, редактирует высказывания учащихся, выставляет предметные картинки.
Омонимы — это слова, которые звучат одинаково, но имеют разное...
Послушайте, какое стихотворение сочинил об этих предметах В. Лифшиц.
Шел я с сумкой за плечом,
Вижу, бьет в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну.
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?
Объясните, о каких четырех ключах говорится в другом стихотворении.
КЛЮЧ
Где тот ключ, который скажет,
Как воды найти в степи,
А где тот, что нам укажет
Ноты до, си, ля, фа, ми?
Где тот ключ, что дверь откроет?
А где тот, что банку вскроет?
Логопед выслушивает, редактирует высказывания учащихся, выставляет предметные картинки.
Омонимы — это слова, которые звучат...
6. Игра «Добавьте словечко». Объяснение лексического значения слов-омонимов
Бросил палку кверху Мишка:
— Падай в шапку с ели,... (шишка)!
Шишка хлоп по голове
— Сразу шишек стало две.
(В. Петрищева)
О каких шишках говорится в стихотворении?
Почему у Мишки стало две шишки?
Назовите слова-омонимы.
Бегут минуты и ... (часы)
Им точный счет ведут ... (часы).
(В. Кремиев)
Под кустом ореха ... (норка)
Проживает в норке ... (норка).
(С. Косенко)
7. Итог занятия
Какие слова называются омонимами