СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия по развитию связной речи : "Омонимы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:  формировать умения определять лексическое значение слов-омонимов, правильно строить высказывание в соответствии с его значением; уточнить временную последовательность месяцев года; совершенствовать навык звукового анализа и фо­нематического восприятия.

Просмотр содержимого документа
«Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия по развитию связной речи : "Омонимы»

Тема: Омонимы.

Цели: формировать умения определять лексическое значение слов-омонимов, правильно строить высказывание в соответствии с его значением; уточнить временную последовательность месяцев года; совершенствовать навык звукового анализа и фо­нематического восприятия.

Планируемые результаты:

Предметные: знать, что такое лексическое значение слова; уметь различать слова-омонимы; владеть звуковым анализом.

Метапредметные: использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; развивать диалогическую речь, слуховое внимание; уметь выполнять инструкцию учителя; развивать общую моторику.

Личностные: овладевать навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; формировать навыки сотрудничества.

Оборудование: предметные картинки: «Коса - песчаная отмель», «Коса девочки», «Коса - инструмент», «Ключ - родник», «Ключ - дверной», «Ключ - скрипич­ный», «Ключ - консервный»; «Толковый словарь русского языка. Современная версия». В.И. Даль. Запись на доске.



ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент

— Отгадайте загадки.

Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

(Октябрь.)

Поле черно-белым стало:

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало

— Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?

(Ноябрь.)

  • Сядет тот, кто:

  • назовет осенний месяц, в названии которого 8 букв, 7 звуков. (СЕНТЯБРЬ). Объясните, почему в слове разное количество букв и звуков;

  • назовет осенний месяц, в названии которого 7 букв, 6 звуков. (ОКТЯБРЬ). Объяснит, почему в слове разное количество букв и звуков;

  • назовет по порядку все осенние месяцы.

  1. Запись числа, темы занятия

  2. Объяснение явления омонимии слов. Выделение омонимов из стихотворного текста

  • Послушайте стихотворение.

В море суши полоса

Называется коса.

А у девушки коса

Цвета спелого овса.

На траве лежит роса,

Косит травушку коса.

У меня один вопрос:

Сколько есть на свете кос?

(Б. Гольдберг)

  • Ответьте на вопрос поэта.

  • Найдите слова, которые звучат одинаково.

  • Объясните лексические значения слов.

Логопед выслушивает, редактирует высказывания уча­щихся, выставляет предметные картинки.

КОСА —

  1. Длинная песчаная отмель, идущая клином, грядой от берега.

  2. Собранные у затылка и особенно заплетенные длинные волосы.

  3. Инструмент для подрезания травы на сено.

  • Сделайте вывод. Одинаковые или разные лексические значения у слов?

Слова, которые звучат одинаково, но имеют разное лек­сическое значение, называются омонимами.

  • Запишите определение в тетрадь.

Омонимы — это слова, которые звучат одинаково, но имеют разное лексическое значение.

  • Составьте предложения с этими словами и запишите их.

  1. Физкультминутка

  2. Объяснение лексических значений слов-омонимов

  • Отгадайте загадку.

Он может жажду утолить

И двери дома отворить.

(Ключ.)

— О каких двух предметах идет речь в загадке?

  • Объясните лексические значения слов.

Логопед выслушивает, редактирует высказывания уча­щихся, выставляет предметные картинки.

  • Как называются эти слова? {Омонимы.)

  • Закончите определение:

Омонимы — это слова, которые звучат одинаково, но имеют разное...

  • Послушайте, какое стихотворение сочинил об этих предметах В. Лифшиц.

Шел я с сумкой за плечом,

Вижу, бьет в овраге ключ.

Наклонившись над ключом,

Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну.

Если ключ я не найду,

Как домой я попаду?

  • Объясните, о каких четырех ключах говорится в другом стихотворении.

КЛЮЧ

Где тот ключ, который скажет,

Как воды найти в степи,

А где тот, что нам укажет

Ноты до, си, ля, фа, ми?

Где тот ключ, что дверь откроет?

А где тот, что банку вскроет?

  • Объясните лексические значения слов.

Логопед выслушивает, редактирует высказывания уча­щихся, выставляет предметные картинки.

  • Как называются эти слова? (Омонимы.)

  • Закончите определение:

Омонимы — это слова, которые звучат...

6. Игра «Добавьте словечко». Объяснение лексического значения слов-омонимов

  • Добавьте в стихотворение слова.

Бросил палку кверху Мишка:

— Падай в шапку с ели,... (шишка)!

Шишка хлоп по голове

— Сразу шишек стало две.

(В. Петрищева)

  • О каких шишках говорится в стихотворении?

  • Почему у Мишки стало две шишки?

  • Назовите слова-омонимы.

Бегут минуты и ... (часы)

Им точный счет ведут ... (часы).

(В. Кремиев)

  • Назовите слова-омонимы. Объясните лексические зна­чения слов.

Под кустом ореха ... (норка)

Проживает в норке ... (норка).

(С. Косенко)

  • Назовите слова-омонимы. Объясните лексические зна­чения слов.

7. Итог занятия

  • Что нового вы узнали на занятии?

Какие слова называются омонимами