Коррекционное занятие с учащимися, имеющими тяжелую умственную отсталость.
Тема: «Приход весны».
Цель: продолжать формировать умение работать над признаками предметов.
Задачи: 1) Обучающие:
- продолжить формировать временные представления детей, представления о сезонных изменениях в природе;
- учить называть весенние месяцы и приметы весны;
- учить называть предметы обобщающим словом, характеризовать его признаки;
- учить сравнивать предметы, выделяя отличительный признак от всех признак;
- учить определять предмет по ряду признаков, выбирая из схожих предметов данный;
- обучать мышечному расслаблению без фиксации на дыхании.
2) Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о ней.
3) Коррекционно-развивающие:
- требовать полных ответов, вводить в словарь детей имена прилагательные;
- развивать цветовосприятие и восприятие формы, пытаясь совместить два эти признака;
- развивать тактильное восприятие, мелкую моторику;
-тренировать переключение и распределение внимания;
- учить правильно воспринимать инструкцию и действовать в соответствии с ней.
Структура занятий:
Оргмомент.
Повторение сезонных изменений в природе.
Работа по развитию внимания.
Работа над восприятием цвета и формы.
Физкультпауза.
Игра.
Психогимнастика.
Подведение итогов.
Оборудование:карточки с изображением весны, примет весны; 43 карточки – март, апрель, май и табличка «Весна»; 3 картинки предметные; наборное полотно; 2 птички на ватмане к игре 2Найди отличия»; наборы сигнальных карточек по цвету (6) и по форме (5) – на каждого по 2 набора; круги для поощрения 6 красных и 6 желтых;; карандаши простые; бланки корректурных проб с изображением предметов (по 1 на каждого); мешочек из непрозрачной ткани; предметы для игры «Волшебный мешочек» (кубик, неваляшка, колесико, ножницы, треугольник, грибок, лимон); магнитофон; релаксационные кассеты.
Содержание занятия.
Оргмомент.
- Все встали. Успокоились. Сначала сядут девочки. Теперь сядут мальчики. Сели все красиво. Слушаем меня внимательно.
2. Временные представления.
- Какое сегодня число? Месяц?
- А какое вчера было число?
- А какое время года наступило?
- Какие приметы весны вы знаете? (для помощи – картинки).
- А назовите мне весенние месяцы.
- Давайте еще раз назовем весенние месяцы. Это - …..(работа с карточками).
- Назовите первый месяц весны, второй, и третий месяц весны. Молодцы!
3. Загадки:
- Теперь я хочу загадать вам загадки о весне. Итак, слушаем внимательно…..
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает,
Что за месяц? Кто узнает?
(март)
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель
Кто же к нам пришел?
(апрель)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад.
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай, что за месяц это?...
(май)
- Молодцы! Вы очень хорошо отгадываете загадки. А скажите, пожалуйста, откуда весной к нам прилетают птицы?
- Каких птиц вы знаете? А какие птицы называются перелетными?
Вот у вас на картинке 2 птички. Посмотрите, какие они красивые!
4. Игра «Найди отличия».
-Давайте посмотрим, эти птички одинаковые или разные?
-Найдем отличия.
- Молодцы! Вы были очень внимательными!
-А скажите пожалуйста, как мы должны относится к птицам? Чем мы можем им помочь? Что никогда не должны делать?
5. Дыхательные и пальчиковые упражнения.
- Глубокий вдох (руки вперед)
- Задержите дыхание.
- Медленный выдох (рисуем круг рукой).
- Повернули голову вправо-влево, вперед-назад.
- Сильно зажмурились.
- Повторение сначала.
6. Работа с сигнальными карточками:
-Я буду называть предмет, а вы – показывать его цвет. Например, трава. Нужно поднять карточку зеленого цвета. Почему? Потому, что трава зеленая.
- Репа, лимон, помидор, картофель, лист.
- А теперь я буду называть предмет, а вы его форму, т.е. Фигуру, на которую он похож. Например, яблоко. Нужно поднять карточку с кругом. Почему? Потому, что яблоко похоже на круг.
-Пирамидка, яйцо, зеркало, коврик, знак.
- А теперь мы будем поднимать по 2 карточки – и цвет, и фигуру. Например, апельсин. Нужно поднять карточки оранжевого цвета и с кругом, потому что апельсин оранжевого цвета и похож на круг.
- Слова: солнце, огурец, доска.
- Какие слова вы запомнили?
7. Игра «Расставь значки».( дается индивидуально на карточках)
- А теперь, когда вы очень хорошо поработали с карточками, я хочу узнать, какие вы внимательные и как хорошо вы умеете думать. У меня есть картинка, где нарисованы разные предметы. Давайте их назовем
( яблоко, листочек, цветочек, грибок, груша). Посмотрите, как много у меня здесь нарисовано этих предметов. А наверху в них живут разные значки (рассказать какие). Нужно эти значки расставить по домикам
(показываю пример).
- Поняли задание? Кто не понял?
- Начинаем выполнять (5 минут).
8. Физкультпауза.
- Вы наверное устали?
- Да!, и поэтому все встали.
- Дружно вытянули шеи, и как гуси зашипели: «Шшшш!»
Пошипели, помолчали
И как зайки, поскакали, и за кустиком пропали.
9. Игра «Волшебный мешочек»
- А теперь мы немного поиграем. У меня есть мешочек, но он непростой, он волшебный. В нем спрятались разные игрушки и предметы. Мы должны отгадать, кто же там спрятался. Каждый будет опускать руку в мешочек, брать 1 игрушку, трогать ее и называть, что это. Руку из мешочка нельзя доставать, пока не отгадаешь игрушку.
- Повторите, что нужно сделать.
( Во время игры – требование полных ответов, описание предметов, обобщение).
- Молодцы! Вы все игрушки отгадали правильно. Какие были игрушки? А теперь мы отдохнем.
10. Психогимнастика.
- Сядем на диван и в кресла. Сделаем глубокий вдох. Закройте глаза…Успокоились… Послушайте музыку….Вам снится сон… Вы лежите на берегу речки… Вас греет солнышко… Вам тепло… Руки теплые… Ноги опущены в горячий песок… Им тоже тепло… У вас хорошее настроение… Вас греет солнышко….. Рядом шумит вода в речке…. Вы отдыхаете… Сегодня на занятии вы узнали много нового, полезного… Запомните это… А теперь откроем глаза. Потянемся. Оглянулись друг на друга. Улыбнулись. Тихонечко сели за парты.
11. Подведение итогов.
- Чем мы сегодня занимались? В какие игры играли?
- Все постарались сегодня. Хорошо поработали ( называю фамилии учеников) – они получают по красному кружку. Остальные – по желтому кружку, они старались тоже, но иногда были невнимательны, делали ошибки. В следующий раз они постараются и получат красные кружки.
- Занятие окончено. До свидания.