МБДОУ Детский сад №34 «Чиполлино» р.п. Выездное Арзамасского района
Конспект квест-игры
«В гостях у дедушки Фольклора»
(подготовительная группа)
Воспитатель:
Маркова Н.Е.
2020г.
Цель: приобщать детей к традициям русской культуры посредством изучение малых фольклорных форм (пословиц, скороговорок, небылиц, дразнилок).
Задачи:
продолжить изучение малых фольклорных форм;
развивать речь, расширять и обогащать словарный запас детей;
развивать психические процессы: логическое мышление, долговременную память, внимание;
формировать у детей интерес к народной культуре, воспитывать любовь к родному языку.
Предварительная работа: чтение и заучивание пословиц, скороговорок, дразнилок, небылиц, просмотр и обсуждение мультфильмов «Небылицы», «Рыжий, рыжий», «Сказки Дедушки Евсея» (о пословицах), проведение конкурса рисунков «Моя любимая пословица».
Ход занятия.
Оргмомент.
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
«Сегодня всем с утра желаем мы добра!»
Мотивационная часть.
Стук в дверь. Входит почтальон Печкин:
- Здравствуйте, люди добрые! Всем добра желаете? Пожелать-то каждый сможет – а дела добрые вы готовы совершать?
Воспитатель и дети:
Конечно, готовы мы на добрые дела! А что случилось то?
Почтальон Печкин: да живет у нас дедушка один, совсем старенький, но такой веселый, добрый и мудрый! Беда у него случилась: ключи от своих сундуков потерял! А сундуки-то непростые – там мудрость народная хранится, истории веселые, детям на забаву – взрослым на размышление! Вот и просит дедушка вас, ребята, ему помочь – найти ключи от сундучков!
Воспитатель: конечно, мы поможем! А как дедушку зовут?
Почтальон: дедушка Фольклор!
Воспитатель: Ребята, а ведь мы знакомы с дедушкой Фольклором!
- Что мы называем фольклором?
- что из фольклора мы уже знаем, уже читали? (ответы детей)
Отправляемся на поиски ключей для дедушки Фольклора!
Основная часть.
Почтальон Печкин: дедушка Фольклор передает вам карту, где указаны разные испытания. Если все преодолеете, то и ключи найдете! Дедушка Фольклор вас ждет! Поторопитесь, ребята!
Ребята отправляются в путь (переходят в музыкальный зал)
Испытание №1
Ребят встречает сказочный персонаж – Сорока-белобока:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать.
Все правильно, внятно,
Чтоб было всем понятно.
Люди разговорчивые
Говорят разборчиво.
Чисто, четко, внятно, каждому приятно!
- Ребята, а что вам помогает научиться говорить четко, внятно? (ответы детей)
Воспитатель: Скороговорка – старинная забава, это игра - веселая и безобидная, а главное - очень и очень полезная. Играя в скороговорки, можно научиться четко и ясно произносить звуки. А ведь это так важно! Не каждому удаётся повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда.
Сорока: слушайте задание!
Повторяйте-ка за мной быстро, четко, внятно:
1.Три сороки – тараторки тараторили на горке.
2. Белые бараны били в барабаны.
3. Мама мыла Милу мылом. Мила мыло не любила.
А теперь скороговорку нужно сначала узнать, а потом быстро проговорить!
- Какой головной убор купила кукушка своему любимому сыночку? (Кукушка кукушонку купила капюшон./ Надел кукушонок капюшон, Как в капюшоне кукушонок смешон)
- Что летит от топота копыт? (От топота копыт пыль по полю летит.)
- Где ехал Грека и что с ним случилось? (Ехал Грека через реку. Видит Грека – в реке рак. Сунул в реку руку Грека. Рак за руку Греку – цап.)
Сорока: молодцы, ребята! Справились с заданием – получайте ключик для дедушки Фольклора.
Испытание №2
Ребят встречает Василиса Премудрая.
Давным-давно в моей стране
Огромных книжек не писали.
Но каждый вечер при луне
Своих детишек поучали:
Люби свой край и добрым будь,
Трудись, не становись ленивым,
Помочь ты другу не забудь,
В беде не оставляй любимых.
Давным-давно в моей стране
Огромных книжек не писали.
Но эти умные слова из уст в уста передавали.
- Здравствуйте, ребята! Скажите-ка поскорей, где народ мудрость свою хранил? Конечно же, в пословицах! Как и когда появились пословицы? - Как пословицы и поговорки дошли до наших дней?
(ответы детей)
Вот я вас и проверю сейчас:
«Доскажи словечко»
Что посеешь, то и … (пожнешь).
Поспешишь – людей … (насмешишь).
Сам пропадай, а товарища … (выручай).
В гостях хорошо, а дома … (лучше).
Январь году начало, зиме – … (середина)
Декабрь год кончает, зиму … (начинает).
В гостях хорошо, а дома …(лучше).
Нет друга – ищи, а нашел …(береги).
-а сейчас задание посложнее будет:
Я из мешочка вам предмет достану, а вы мне про него должны будете пословицу сказать!
(яблоко) Яблоко от яблони недалеко падает.
(линейка) Семь раз отмерь – один раз отрежь.
(игрушка цыпленок) Цыплят по осени считают.
(камень) Под лежачий камень вода не течет.
(перо) Что написано пером – не вырубишь топором.
Молодцы, ребята, а сейчас самое сложное задание:
Отвечать нужно пословицами.
1. Какую пословицу воспитатель скажет тому, кто первым сделал работу, но допустил ошибку? («Поспешишь – людей насмешишь»).
2. В какой пословице говорится о том, что дорогу можно найти и в неизвестной местности? («Язык до Киева доведет»).
3. Что говорят о человеке, который очень хорошо выполняет свою работу? («Дело мастера боится»).
4. Что говорят о чрезмерно любопытном человеке, который постоянно вмешивается в разговоры других? («Много будешь знать – скоро состаришься»).
5. Какую пословицу вы вспомните, если долго не могли решить задачу, а кто-то вам помог? («Один ум хорошо, а два – лучше»).
6. Если в какой – то трудной ситуации ваш друг не пришел вам на помощь, какую пословицу вы вспомните? («Друг познается в беде»).
7. Что скажут родители, если сын взялся за несколько дел сразу и ни одно не довел до конца? («За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»).
8. Какую пословицу можно применить к человеку, который не знает, куда себя деть от безделья? («Скучен день до вечера, коли делать нечего»).
Василиса Премудрая:
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится,
Ведь с ней и горе не беда,
И наша речь полна пословицами:
Давайте помнить их, друзья!
Ребята получают второй ключик и отправляются дальше.
Испытание №3
Выходят два скомороха и дразнятся:
Обманули простака –
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зеленую лягушку.
Шел-шел крокодил,
твое слово проглотил,
А моё оставил
И печать поставил!
Ваня, Ваня, простота!
Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперед
И поехал в огород.
Обзывайся хоть охрипни,
Ничего ко мне не липнет.
Обзывайся, обзывайся
Сдачи дам, не сомневайся.
Рева-корова,
Дай молочка!
Сколько стоит?
- Три пятачка!
2. Обзывай меня хоть год,
Все равно не пристает.
Обзывай меня хоть век,
Я хороший человек.
Воспитатель: Ребята, а что это делают скоморохи? (дразнятся)
- а вы часто дразнитесь? (Дети отвечают)
- А за что дразнят чаще? (Дети отвечают: за жадность, хвастовство, глупость, неопрятность)
– Расскажите мне эти дразнилки! (Дети рассказывают)
Воспитатель:
- дразнят чаще всего за какие-то черты характера, но их можно исправить. Обиднее всего, когда дразнят за внешность, её человек изменить не может.
Физкультминутка
На дороге, у развилки
Повстречались две Дразнилки.
(ходьба на месте)
Повстречались, подразнились,
(повороты головы вправо-влево)
Не сдержались – и сцепились!
(сцепить пальцы рук)
Прибежали Разнималки –
Помешали перепалке.
(бег на месте)
И к развилке на кобылке
Прискакали две Мирилки.
(подскоки на месте)
– Скажите, а когда на вас обзываются другие ребята, чем вы можете им ответить? (Высказывания детей.) А какую отговорку вы знаете? («Кто обзывается, тот сам так и называется»). А можно ещё и такую отговорку использовать:
Обзывайся целый год,
Всё равно ты – бегемот.
Обзывайся целый век,
Всё равно я – человек.
Воспитатель: давайте помирим наших скоморох! Дети говорят мирилки:
Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
-Ты мне друг!
-И ты мне друг!
Мы обиды все забудем
И дружить как прежде будем!
Скоморохи обнимаются и вручают детям 3-й ключик.
Испытание №4
Детей встречает почтальон Печкин:
Быстро дайте мне ответ
Это правда или нет?
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» — пел соловей.
Дети называют, что неправильно в стихотворении.
Воспитатель:
-О чем же эти стихи? (О том, чего в жизни не бывает). А если в жизни не бывает того, о чем пишем, как мы называем такие стихи? (Небылицы).
Почтальон Печкин: А теперь вы должны сами сочинить небылицу! А помогут вам наборы картинок.
-Но сначала давайте подумаем, как составить небылицу? (можно поменять местами героев или предметы; перепутать слова)
Дети по желанию рассказывают небылицы.
Почтальон благодарит детей и вручает 4-й ключ.
Звучит русская народная музыка, в зал входит дедушка Фольклор и все герои.
Дедушка Фольклор: спасибо вам, ребята, за ваше старание, за ваши умения и знания. Теперь все ключи на месте и ничего из моих сундучков не пропадет, ни одна мудрость не потеряется!
-Хочется мне вас угостить-
Сладкие леденцы подарить!
Кому весело и интересно сегодня было – петушками угощайтесь!
А кто скучал да зевал – на конфеты налетай!
11