СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект квест-игры «В гостях у дедушки Фольклора» (подготовительная группа)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: приобщать детей к традициям русской культуры посредством изучение малых фольклорных форм (пословиц, скороговорок, небылиц, дразнилок).

Просмотр содержимого документа
«Конспект квест-игры «В гостях у дедушки Фольклора» (подготовительная группа)»

МБДОУ Детский сад №34 «Чиполлино» р.п. Выездное Арзамасского района



Конспект квест-игры

«В гостях у дедушки Фольклора»

(подготовительная группа)





Воспитатель:

Маркова Н.Е.









2020г.









Цель: приобщать детей к традициям русской культуры посредством изучение малых фольклорных форм (пословиц, скороговорок, небылиц, дразнилок).

Задачи:

  • продолжить изучение малых фольклорных форм;

  • развивать речь, расширять и обогащать словарный запас детей;

  • развивать психические процессы: логическое мышление, долговременную память, внимание;

  • формировать у детей интерес к народной культуре, воспитывать любовь к родному языку.

Предварительная работа: чтение и заучивание пословиц, скороговорок, дразнилок, небылиц, просмотр и обсуждение мультфильмов «Небылицы», «Рыжий, рыжий», «Сказки Дедушки Евсея» (о пословицах), проведение конкурса рисунков «Моя любимая пословица».

Ход занятия.

  1. Оргмомент.

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро!

- Доброе утро

Солнцу и птицам!

- Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

«Сегодня всем с утра желаем мы добра!»



  1. Мотивационная часть.

Стук в дверь. Входит почтальон Печкин:

- Здравствуйте, люди добрые! Всем добра желаете? Пожелать-то каждый сможет – а дела добрые вы готовы совершать?

Воспитатель и дети:

Конечно, готовы мы на добрые дела! А что случилось то?

Почтальон Печкин: да живет у нас дедушка один, совсем старенький, но такой веселый, добрый и мудрый! Беда у него случилась: ключи от своих сундуков потерял! А сундуки-то непростые – там мудрость народная хранится, истории веселые, детям на забаву – взрослым на размышление! Вот и просит дедушка вас, ребята, ему помочь – найти ключи от сундучков!

Воспитатель: конечно, мы поможем! А как дедушку зовут?

Почтальон: дедушка Фольклор!

Воспитатель: Ребята, а ведь мы знакомы с дедушкой Фольклором!

- Что мы называем фольклором?

- что из фольклора мы уже знаем, уже читали? (ответы детей)

Отправляемся на поиски ключей для дедушки Фольклора!

  1. Основная часть.

Почтальон Печкин: дедушка Фольклор передает вам карту, где указаны разные испытания. Если все преодолеете, то и ключи найдете! Дедушка Фольклор вас ждет! Поторопитесь, ребята!

Ребята отправляются в путь (переходят в музыкальный зал)

Испытание №1

Ребят встречает сказочный персонаж – Сорока-белобока:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать.

Все правильно, внятно,

Чтоб было всем понятно.

Люди разговорчивые

Говорят разборчиво.

Чисто, четко, внятно, каждому приятно!

- Ребята, а что вам помогает научиться говорить четко, внятно? (ответы детей)

Воспитатель: Скороговорка – старинная забава, это игра - веселая и безобидная, а главное - очень и очень полезная. Играя в скороговорки, можно научиться четко и ясно произносить звуки. А ведь это так важно! Не каждому удаётся повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда.

Сорока: слушайте задание!

Повторяйте-ка за мной быстро, четко, внятно:

1.Три сороки – тараторки тараторили на горке.

2. Белые бараны били в барабаны.

3. Мама мыла Милу мылом. Мила мыло не любила.

А теперь скороговорку нужно сначала узнать, а потом быстро проговорить!

- Какой головной убор купила кукушка своему любимому сыночку? (Кукушка кукушонку купила капюшон./ Надел кукушонок капюшон, Как в капюшоне кукушонок смешон)

-  Что летит от топота копыт? (От топота копыт пыль по полю летит.)

- Где ехал Грека и что с ним случилось? (Ехал Грека через реку. Видит Грека – в реке рак. Сунул в реку руку Грека. Рак за руку Греку – цап.)

Сорока: молодцы, ребята! Справились с заданием – получайте ключик для дедушки Фольклора.



Испытание №2

Ребят встречает Василиса Премудрая.

Давным-давно в моей стране

Огромных книжек не писали.

Но каждый вечер при луне

Своих детишек поучали:

Люби свой край и добрым будь,

Трудись, не становись ленивым,

Помочь ты другу не забудь,

В беде не оставляй любимых.

Давным-давно в моей стране

Огромных книжек не писали.

Но эти умные слова из уст в уста передавали.



- Здравствуйте, ребята! Скажите-ка поскорей, где народ мудрость свою хранил? Конечно же, в пословицах! Как и когда появились пословицы? - Как пословицы и поговорки дошли до наших дней?

(ответы детей)

Вот я вас и проверю сейчас:

«Доскажи словечко»

Что посеешь, то и … (пожнешь).

Поспешишь – людей … (насмешишь).

Сам пропадай, а товарища … (выручай).

В гостях хорошо, а дома … (лучше).

Январь году начало, зиме – … (середина)

Декабрь год кончает, зиму … (начинает).

В гостях хорошо, а дома …(лучше).

Нет друга – ищи, а нашел …(береги).

-а сейчас задание посложнее будет:

Я из мешочка вам предмет достану, а вы мне про него должны будете пословицу сказать!

 (яблоко) Яблоко от яблони недалеко падает.

(линейка) Семь раз отмерь – один раз отрежь. 

(игрушка цыпленок) Цыплят по осени считают. 

 (камень) Под лежачий камень вода не течет.

 (перо) Что написано пером – не вырубишь топором.

Молодцы, ребята, а сейчас самое сложное задание:

Отвечать нужно пословицами.

1. Какую пословицу воспитатель скажет тому, кто первым сделал работу, но допустил ошибку? («Поспешишь – людей насмешишь»).

2. В какой пословице говорится о том, что дорогу можно найти и в неизвестной местности? («Язык до Киева доведет»).

3. Что говорят о человеке, который очень хорошо выполняет свою работу? («Дело мастера боится»).

4. Что говорят о чрезмерно любопытном человеке, который постоянно вмешивается в разговоры других? («Много будешь знать – скоро состаришься»).

5. Какую пословицу вы вспомните, если долго не могли решить задачу, а кто-то вам помог? («Один ум хорошо, а два – лучше»).

6. Если в какой – то трудной ситуации ваш друг не пришел вам на помощь, какую пословицу вы вспомните? («Друг познается в беде»).

7. Что скажут родители, если сын взялся за несколько дел сразу и ни одно не довел до конца? («За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»).

8. Какую пословицу можно применить к человеку, который не знает, куда себя деть от безделья? («Скучен день до вечера, коли делать нечего»).

Василиса Премудрая:

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится,

Ведь с ней и горе не беда,

И наша речь полна пословицами:

Давайте помнить их, друзья!



Ребята получают второй ключик и отправляются дальше.



Испытание №3

Выходят два скомороха и дразнятся:

  1. Обманули простака – 

На четыре кулака, 

На щелбан и на подушку, 

На зеленую лягушку. 

  1. Шел-шел крокодил,

твое слово проглотил,

А моё оставил

И печать поставил!

  1. Ваня, Ваня, простота! 

Купил лошадь без хвоста! 

Сел задом наперед 

И поехал в огород. 

  1. Обзывайся хоть охрипни,

Ничего ко мне не липнет.

Обзывайся, обзывайся

Сдачи дам, не сомневайся.

  1. Рева-корова, 

Дай молочка! 

Сколько стоит? 

- Три пятачка! 

2. Обзывай меня хоть год,

Все равно не пристает.

Обзывай меня хоть век,

Я хороший человек.

Воспитатель: Ребята, а что это делают скоморохи? (дразнятся)

- а вы часто дразнитесь? (Дети отвечают)

- А за что дразнят чаще? (Дети отвечают: за жадность, хвастовство, глупость, неопрятность)

– Расскажите мне эти дразнилки! (Дети рассказывают)

Воспитатель:

- дразнят чаще всего за какие-то черты характера, но их можно исправить. Обиднее всего, когда дразнят за внешность, её человек изменить не может.

Физкультминутка

На дороге, у развилки

Повстречались две Дразнилки.

(ходьба на месте)

Повстречались, подразнились,

(повороты головы вправо-влево)

Не сдержались – и сцепились!

(сцепить пальцы рук)

Прибежали Разнималки –

Помешали перепалке.

(бег на месте)

И к развилке на кобылке

Прискакали две Мирилки.

(подскоки на месте)

 – Скажите, а когда на вас обзываются другие ребята, чем вы можете им ответить? (Высказывания детей.)  А какую отговорку вы знаете? («Кто обзывается, тот сам так и называется»).  А можно ещё и такую отговорку использовать:

Обзывайся целый год,

   Всё равно ты – бегемот.

Обзывайся целый век,

Всё равно я – человек.

Воспитатель: давайте помирим наших скоморох! Дети говорят мирилки:

Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
-Ты мне друг!
-И ты мне друг!
Мы обиды все забудем
И дружить как прежде будем!

Скоморохи обнимаются и вручают детям 3-й ключик.

Испытание №4

Детей встречает почтальон Печкин:

Быстро дайте мне ответ

Это правда или нет?

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га-га-га!» — пел соловей.

Дети называют, что неправильно в стихотворении.

Воспитатель:

-О чем же эти стихи? (О том, чего в жизни не бывает). А если в жизни не бывает того, о чем пишем, как мы называем такие стихи? (Небылицы).

Почтальон Печкин: А теперь вы должны сами сочинить небылицу! А помогут вам наборы картинок.

-Но сначала давайте подумаем, как составить небылицу? (можно поменять местами героев или предметы; перепутать слова)

Дети по желанию рассказывают небылицы.

Почтальон благодарит детей и вручает 4-й ключ.

Звучит русская народная музыка, в зал входит дедушка Фольклор и все герои.

Дедушка Фольклор: спасибо вам, ребята, за ваше старание, за ваши умения и знания. Теперь все ключи на месте и ничего из моих сундучков не пропадет, ни одна мудрость не потеряется!

-Хочется мне вас угостить-

Сладкие леденцы подарить!

Кому весело и интересно сегодня было – петушками угощайтесь!

А кто скучал да зевал – на конфеты налетай!

















11