ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:
ОДЕЖДА. ОБУВЬ. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
Подготовила: учитель-логопед Цей Н.М.
Организационный момент.
Ты сиди за партой стройно и веди себя … (ДОСТОЙНО)
Парта – это не кровать и на ней нельзя… (ЛЕЖАТЬ)
Ответить хочешь – не шуми, а только руку… (ПОДНИМИ)
Чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить нужно отгадать загадки.
Если дождик, мы не тужим –
Бойко шлёпаем по лужам.
Станет солнышко сиять –
Нам под вешалкой стоять.
(Резиновые сапоги)
***
Сшили их из чёрной кожи,
В них теперь ходить мы можем.
И по слякотной дороге –
Не промокнут наши ноги.
(Сапоги)
***
Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился.
(Варежки)
***
Черна, а не земля,
Пушиста, а не снег,
Греет, а не печка.
(Шуба)
***
В дом войдя, оденьте тапки,
А с голов снимите
(Шапки).
***
Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода.
(Шарф)
- Как можно всё это назвать одним словом? (Одежда)
Основная часть:
Закрепить понятия «одежда», «обувь», «головные уборы».
Обратить внимание детей на то, какое сейчас время года, какие
изменения происходят в природе, сравнить раннюю и позднюю осень.
Почему в разное время года люди носят разную одежду, обувь,
головные уборы. Почему осенью нужно носить резиновые сапоги, куртку,
кепку, а летом – панаму, босоножки, шорты?
Одежду придумали люди в давние-давние времена. Её делали из шкур животных, убитых на охоте. Одежда помогала людям согреться. Постепенно они научились делать ткани, и одежда стала меняться. Особенно женщины уделяли большое внимание одежде, хотели, чтобы она их украшала. Они шили одежду для улицы, для дома, для праздников, для девочек и мальчиков. Расскажи, как нужно ухаживать за обувью и одеждой.
Назови одежду и обувь, которую ты носишь сейчас (с мячом).
Д/и «Скажи, какая одежда»
Из шёлка – шёлковая
Из меха – меховая
Из шерсти – шерстяная
Из пуха – пуховая
Из резины – резиновые
Из кожи – кожаные
Мой, моя, мое, мои (пальто, кофта, сапоги, шапка, куртка, штаны, ботинки, носок, перчатки, плащ, брюки, джинсы, комбинезон, колготки…)
Физминутка:
Одежда
Вот заходит Мойдодыр, (ходьба на месте)
У меня с ним только мир. (сжимают одну ладонь другой)
Рубашка чистая висит (руки поднять вперёд и опустить вниз)
И майка впереди зашита. (сгибают правую руку в локте и имитируют шитьё)
Он пальцем больше не грозит, (грозят пальцем, повороты головой в стороны)
Что пальто на месте не висит. (руки поднимают вверх и опускают вниз)
Шорты, брюки и халат (загибают по очереди пальцы)
В шкафу на вешалке висят. (поднимают руки и опускают вниз)
Сарафан, костюм, жилет — (поочерёдно загибают пальцы)
Чище в гардеробе нет. (голову поднимают вверх, повороты головы в стороны)
Взрослый показывает картинку шкафа с полками и сообщает:
- Посмотрите – это шкаф. Каждый предмет в нём имеет своё место: головные уборы хранятся на верхней полочке, обувь – на нижней, а одежда – на средней. Давайте разложим картинки с изображением различных предметов одежды, обуви и головных уборов по своим местам.
Дети раскладывают картинки и объясняют:
- шапку я положу на верхнюю полку, потому что это – головной убор;
- кофту положу на среднюю полку, потому что это – одежда;
- тапки положу на нижнюю полку, потому что это – обувь ….
Итоги занятия
– Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? какую одежду мы носим в разное время года, какая одежда бывает?
– Какие игры и задания понравились?
– Что запомнилось больше всего?
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Приложение 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (ПРОДОЛЖЕНИЕ)