СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «Основы бухгалтерского учета»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ   по дисциплине «Основы бухгалтерского учета».Специальность: 38.02.03 "Операционная деятельность в

логистике"На тему : «Сущность и значение инвентаризации».

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «Основы бухгалтерского учета»»

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ





по дисциплине «Основы бухгалтерского учета»

«МДК.01.01. Основы планирования и организации логистического процесса в организациях (подразделениях)»

в группе 34ОЛ-20Т


Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Московской области «Красногорский колледж» Тучковский филиал

Специальность: 38.02.03 "Операционная деятельность в

логистике"

На тему : «Сущность и значение инвентаризации».












Подготовил преподаватель

Василевская Юлия Юрьевна



слушатель курсов профессиональной переподготовки «Преподавание логистики в образовательной организации»

Проверил: Мухамедзянова Ирина Анатольевна

ФИО руководителя практики








Тучково, 2022





Задачи инвентаризации

Тре­бо­ва­ние про­во­дить ин­вен­та­ри­за­цию иму­ще­ства и обя­за­тельств уста­нов­ле­но за­ко­но­да­тель­но. При этом опре­де­ле­но, что при ин­вен­та­ри­за­ции вы­яв­ля­ет­ся фак­ти­че­ское на­ли­чие со­от­вет­ству­ю­щих объ­ек­тов, ко­то­рое со­по­став­ля­ет­ся с дан­ны­ми ре­ги­стров буху­че­та (ч. 1, 2 ст. 11 За­ко­на от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Так в чем же со­сто­ят цели и за­да­чи ин­вен­та­ри­за­ции?

Сущность инвентаризации

По­ня­тие ин­вен­та­ри­за­ции за­ко­но­да­тель­но не опре­де­ле­но. Од­на­ко ис­хо­дя из по­ряд­ка ее про­ве­де­ния можно ска­зать, что ин­вен­та­ри­за­ция – это неза­ви­си­мая про­вер­ка иму­ще­ства и обя­за­тельств ор­га­ни­за­ции, про­во­ди­мая в опре­де­лен­ные сроки и на­прав­лен­ная на вы­яв­ле­ние от­кло­не­ний ре­аль­ных дан­ных об иму­ще­стве и фи­нан­со­вых обя­за­тель­ствах ор­га­ни­за­ции с ее учет­ны­ми дан­ны­ми (п. 1.4 Ме­то­ди­че­ских ука­за­ний по ин­вен­та­ри­за­ции иму­ще­ства и фи­нан­со­вых обя­за­тельств, утв. При­ка­зом Мин­фи­на от 13.06.95 № 49).

Основные цели инвентаризации

Цели ин­вен­та­ри­за­ции иму­ще­ства сле­ду­ю­щие (п. 1.4 Ме­то­ди­че­ских ука­за­ний по ин­вен­та­ри­за­ции иму­ще­ства и фи­нан­со­вых обя­за­тельств, утв. При­ка­зом Мин­фи­на от 13.06.95 № 49):

  • вы­яв­ле­ние фак­ти­че­ско­го на­ли­чия иму­ще­ства;

  • со­по­став­ле­ние фак­ти­че­ско­го на­ли­чия иму­ще­ства с дан­ны­ми буху­че­та;

  • про­вер­ка пол­но­ты от­ра­же­ния в учете обя­за­тельств.

На­при­мер, цель про­ве­де­ния ин­вен­та­ри­за­ции ос­нов­ных средств – удо­сто­ве­рить­ся, что фак­ти­че­ски име­ю­щи­е­ся в ор­га­ни­за­ции объ­ек­ты со­от­вет­ству­ют дан­ным об этих объ­ек­тах, от­ра­жен­ным в буху­че­те и бух­гал­тер­ской от­чет­но­сти.

Основные задачи инвентаризации

Ос­нов­ная за­да­ча ин­вен­та­ри­за­ции – обес­пе­чить до­сто­вер­ность дан­ных буху­че­та и бух­гал­тер­ской от­чет­но­сти (п. 26 По­ло­же­ния, утв. При­ка­зом Мин­фи­на от 29.07.1998 № 34н). Имен­но по­это­му ин­вен­та­ри­за­ция в обя­за­тель­ном по­ряд­ке про­во­дит­ся (п. 27 По­ло­же­ния, утв. При­ка­зом Мин­фи­на от 29.07.1998 № 34н):

  • перед со­став­ле­ни­ем го­до­вой бух­гал­тер­ской от­чет­но­сти;

  • при вы­яв­ле­нии фак­тов хи­ще­ния, зло­упо­треб­ле­ния или порчи иму­ще­ства;

  • при чрез­вы­чай­ных си­ту­а­ци­ях;

  • при ре­ор­га­ни­за­ции и лик­ви­да­ции ор­га­ни­за­ции и т.д.

Цели и периодичность проведения инвентаризации имущества

Пе­ри­о­дич­ность про­ве­де­ния ин­вен­та­ри­за­ции нераз­рыв­но свя­за­на с це­ля­ми про­ве­де­ния ин­вен­та­ри­за­ции. Так, если цель – под­твер­дить до­сто­вер­ность го­до­вой бух­гал­тер­ской от­чет­но­сти, то ин­вен­та­ри­за­ция про­во­дит­ся еже­год­но с ок­тяб­ре-де­каб­ре перед со­став­ле­ни­ем от­че­тов за год. Если ор­га­ни­за­ция со­став­ля­ет про­ме­жу­точ­ную бух­гал­тер­скую от­чет­ность (за месяц, квар­тал, по­лу­го­дие и т.д.), то имеет смыл про­во­дить ин­вен­та­ри­за­цию (хотя бы вы­бо­роч­но) на каж­дую от­чет­ную дату.

Если цель – предот­вра­тить хи­ще­ние иму­ще­ства, то ин­вен­та­ри­за­ция опре­де­лен­ных ак­ти­вов про­во­дит­ся в на­зна­чен­ные ру­ко­во­ди­те­лем сроки и при смене ма­те­ри­аль­но от­вет­ствен­ных лиц.

Ко­ли­че­ство ин­вен­та­ри­за­ций за год, сроки их про­ве­де­ния, пе­ре­чень иму­ще­ства и фи­нан­со­вых обя­за­тельств, про­ве­ря­е­мых при каж­дой ин­вен­та­ри­за­ции, уста­нав­ли­ва­ет ру­ко­во­ди­тель, кроме слу­ча­ев, когда ин­вен­та­ри­за­ция обя­за­тель­на (п. 2.1 Ме­то­ди­че­ских ука­за­ний по ин­вен­та­ри­за­ции иму­ще­ства и фи­нан­со­вых обя­за­тельств, утв. При­ка­зом Мин­фи­на от 13.06.95 № 49). Эти слу­чаи мы пе­ре­чис­ли­ли здесь.



Понятие инвентаризации, её значение и виды

    Инвентаризация- это способ определения фактического наличия товарно-материальных ценностей на предприятии и сверка их с данными учёта.

    Термин “инвентаризация” происходит от латинского слова “инвентарь” (лат. inventarium - роспись, опись) и означает опись имущества (вещественных ценностей и расчётов).

    Основные задачи инвентаризации:

    - выявление фактического наличия имущества на предприятии;

    - контроль за сохранностью имущества путем сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учёта;

    - выявление неиспользуемого имущества;

    - проверка соблюдения правил и условий хранения имущества;

    - проверка реальности стоимости учтенного в балансе имущества.

    Инвентаризация является одним из основных элементов метода бухгалтерского учёта, а также методологическим приемом фактического контроля при проведении ревизии, аудита и др.

    Инвентаризация представляет собой проверку объектов бухгалтерского учёта в натуре органолептическим путем, т.е. способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учёта.

    Сущность инвентаризации состоит в том, что в наличие тех или иных объектов устанавливается с помощью их визуального изучения путем осмотра, обмера, взвешивания и пересчета. При инвентаризации данные наличия хозяйственных средств фиксируется в инвентаризационных описях и сличительных ведомостях сводятся с данными бухгалтерского учёта с целью установления (выявления) недостач или излишков средств. Инвентаризации подвергаются также дебиторские и кредиторские задолженности организации с целью установления их достоверности. При помощи инвентаризации устанавливают состояние и правильность оценки имущества в бухгалтерском учёте и отчётности.

    В основу классификации инвентаризаций положены два признака: полнота охвата ценностей, назначение и характер проверки.

    В зависимости от полноты охвата ценностей инвентаризации подразделяются на полные, частичные, выборочные и сплошные.

    Полная инвентаризация- это проверка в натуре всего имущества организации и её обязательств на определенную дату. Она проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчётности, при реорганизации экономического субъекта и распространяется на все без исключения материальные ценности и денежные средства, расчёты и другие статьи баланса.

    Частичной инвентаризацией является каждая отдельная проверка в натуре объектов определенных видов и охватывает какой-либо один вид имущества предприятия, например, только денежные средства в кассе или только материалы на определенном складе.

    Выборочная инвентаризация касается только части определенного вида имущества предприятия. Она может проводиться по переоценивающимся материальным ценностям. Выборочные инвентаризации снижают трудоемкость контрольных работ и позволяют сократить время проведения этих работ. Однако они не гарантируют безусловной объективности результатов проверки в натуре, а в случае причинения материального ущерба выборочные инвентаризации не позволяют определить полностью размер ущерба. В этих условиях необходимо проводить сплошную инвентаризацию.

    Сплошная инвентаризация проводится одновременно во всех структурных подразделениях предприятия.

    В зависимости от назначения и характера различают два вида инвентаризаций: плановые (периодические) и внеплановые.

    Плановые инвентаризации проводятся в соответствии с планом контрольно-ревизионных работ органа внутрихозяйственного контроля (ревизионной комиссии, внутреннего аудита) и учётной политики организации, а также тогда, когда проведение инвентаризации обязательно согласно законодательству (например, перед составлением годовой бухгалтерской отчётности организации и т.д.).

    Внезапные (внеплановые)инвентаризации (проведение которых не предусмотрено в учётной политике и плане контрольно-ревизионных работ, а также их проведение не носит обязательный характер) проводятся внешними аудиторами при проведении аудита (обязательного или инициативного) в данной организации, внутренними ревизорами ревизионной комиссии, аудиторами аудиторской службы, инвентаризационной комиссией организации при выявлении фактов нарушений законности, по сигналам персонала, при обнаружении сомнительных хозяйственных операций и др. Таким образом, внезапные инвентаризации проводят по мере необходимости (смена материально-ответственных лиц, стихийные бедствия, хищения, требования аудитора, судебных органов и др.) по распоряжению руководителя, вышестоящих органов и по требованию органов дознания судебных органов, прокуратуры. Также может быть проведена повторная инвентаризация в случае сомнений в достоверности, объективности, качестве проведенной инвентаризации.

    По содержанию различают инвентаризацию ресурсов и инвентаризацию процессов.

    Инвентаризация ресурсов означает проверку в натуре имущества организации.

    Инвентаризация процессов означает проверку в натуре отдельных моментов процессов кругооборота средств организации. Например, в процессе производства в натуре могут быть проведены выполненные работы, отдельные затраты на материалы и т.д. В процессе реализации могут быть осмотрены в натуре расчётно-финансовые операции, а в процессе снабжения - расчётно-заготовительные операции.

    В соответствии с положением о бухгалтерском учёте предприятия самостоятельно определяют количество инвентаризаций в отчётном периоде, даты их проведения. Кроме этого обязательно проводятся инвентаризации в следующих случаях:

    при передаче имущества предприятия в аренду, выкупе, продаже, а также преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия в акционерное общество;

    перед составлением годовой бухгалтерской отчётности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчётного года); инвентаризация основных средств может проводится один раз в три года;

    при смене материально-ответственных лиц (на день приема-передачи дел);

    при установлении фактов хищений, а также порчи ценностей - немедленно после установления фактов;

    в случае пожара или стихийных бедствий;

    при реорганизации или ликвидации организации;

    при переоценке имущества;

    при бригадной материальной ответственности проведение инвентаризации обязательно при смене бригадира, при выбытии более 50% его членов, а также по требованию одного из членов бригады;

    в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

    Федеральным законом, а также Положением по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ установлено, что организации обязаны проводить инвентаризацию:

    - когда имущество передается в аренду, выкупается или продается;

    - при реорганизации или ликвидации организации;

    - при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

    - перед составлением годовой бухгалтерской отчётности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчётного года);

    - при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

    - при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества (немедленно по установлении таких фактов);

    - если произошло стихийное бедствие, пожар или другие чрезвычайные ситуации, вызванные экстремальными условиями (сразу же по окончании пожара или стихийного бедствия);

    - в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

    При коллективной или бригадной материальной ответственности инвентаризацию необходимо проводить в следующих случаях:

    - при смене руководителя коллектива или бригадира;

    - при выбытии из коллектива или бригады более 50% работников;

    - по требованию одного или нескольких членов коллектива или бригады.

    Порядок и сроки проведения инвентаризаций в других случаях устанавливает руководитель организации. Он определяет, сколько раз в отчётном году и когда должна проводиться инвентаризация, утверждает перечень инвентаризуемых имущества и обязательств, а также решает вопрос о проведении выборочной проверки. Установленный руководителем порядок проведения инвентаризации должен быть закреплен в учётной политике организации.

    Действующее законодательство не запрещает проводить инвентаризацию в любой удобный для организации день, например, 3 октября или 25 декабря. Однако наиболее целесообразно назначать инвентаризацию на 1-е число месяца, поскольку именно на эту дату по общеустановленному порядку выводится сальдо по всем синтетическим и аналитическим счетам бухгалтерского учёта - формируются данные для составления сличительных ведомостей и выявления результатов инвентаризации. Но если будет выбрано не 1-е число месяца, а, например, 3 декабря, то возникает необходимость расчёта на эту дату промежуточных итогов оборотов и сальдо по счетам, на которых учитываются инвентаризуемые в конкретном случае имущество или финансовые обязательства.

    Кроме плановых инвентаризаций, проводимых по заранее утвержденному графику, организация может осуществлять и неплановые сплошные инвентаризации товарно-материальных ценностей (ТМЦ). Такие инвентаризации называются внезапными и позволяют застать врасплох нерадивых материально ответственных лиц. Проводятся они по плану-графику, составленному руководителем предприятия и хранящемуся у руководителя или главного (старшего) бухгалтера. Внезапные проверки должны проводиться в первую очередь:

    - у вновь принятых на работу материально ответственных лиц;

    - при образовании и возрастании сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей;

    - при установлении фактов нарушений правил приемки, хранения, реализации ценностей.

    В ходе инвентаризации проверяется и документально подтверждается наличие имущества и обязательств, их состояние и оценка. Инвентаризации подвергается все имущество организации и все виды финансовых обязательств. При этом проверять следует имущество, которое принадлежит организации на правах собственности, находится на ответственном хранении, арендуемое имущество, полученное для переработки, а также неучтенное имущество. Такая инвентаризация называется сплошной.

    В состав имущества входят основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы.

    К финансовым обязательствам относятся кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы. Они должны быть оформлены договорами займа, кредитными договорами и договорами, заключенными по товарному и коммерческому кредиту.

    По решению руководителя может проводиться выборочная инвентаризация, в ходе которой проверяется какая-либо часть имущества. Это могут быть товарно-материальные ценности, относящиеся к одному материально ответственному лицу или находящиеся в одном месте (на складе или в офисе).

    Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, которая, во-первых, проводит профилактическую работу по обеспечению сохранности ценностей, при необходимости заслушивает на своих заседаниях руководителей отделов, секций по вопросам хранения ТМЦ. Она проверяет документальное оформление фактов (когда поступившее имущество не соответствует условиям договора по количеству, качеству или ассортименту), определяет причины списания имущества и возможности использования отходов.

    Во-вторых, комиссия готовит и обеспечивает инвентаризацию, инструктирует членов рабочих инвентаризационных комиссий, проводит контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций, а также выборочные инвентаризации товарно-материальных ценностей в местах хранения и переработки в межинвентаризационный период.

    Кроме того, комиссия проверяет правильность выведения результатов инвентаризаций, обоснованность предложенных зачетов по пересортице ценностей на базах, в складах, кладовых, цехах, на строительных участках и в других местах хранения. При необходимости (например, при установлении серьезных нарушений правил проведения инвентаризации) комиссия проводит (по поручению руководителя предприятия) повторные сплошные инвентаризации и вносит предложения о порядке урегулирования выявленных недостач и потерь от порчи ТМЦ.

    При наличии в организации ревизионной комиссии и небольшом объёме работы по инвентаризации можно поручить её проведение данной комиссии. Если же объём работы большой, то для одновременного проведения инвентаризации на всем предприятии создаются рабочие инвентаризационные комиссии. Они оправданы, если организация имеет обособленные подразделения (филиалы и представительства) или осуществляет свою деятельность на обширной территории (в строительных организациях, на сельскохозяйственных предприятиях).

    Руководитель организации своим приказом утверждает персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий. Этот приказ нужно зарегистрировать в Журнале учёта контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации (ф. № ИНВ-23).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!