МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
УТВЕРЖДЕН
Министерством образования и науки
Кыргызской Республики
Приказ № ______________
от « » ___________2019года
Регистрационный №
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 080110 – «ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ» (ПО ОТРАСЛЯМ)
КВАЛИФИКАЦИЯ: БУХГАЛТЕР
Бишкек 2019
Глава 1. Общие положения
Настоящий Государственный образовательный стандарт по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» среднего профессионального образования Кыргызской Республики разработан в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об образовании», и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики в области образования.
В настоящем Государственном образовательном стандарте используются следующие понятия:
основная профессиональная образовательная программа - совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и организацию реализации образовательного процесса по соответствующей специальности;
цикл дисциплин - часть образовательной программы или совокупность учебных дисциплин, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания;
модуль - часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания;
компетенция - динамичная комбинация личных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых для занятия профессиональной деятельностью в соответствующей области;
кредит (зачетная единица) - условная мера трудоемкости основной профессиональной образовательной программы;
результаты обучения - компетенции, приобретенные в результате обучения по основной образовательной программе/модулю.
Выполнение настоящего Государственного образовательного стандарта является обязательным для всех образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, независимо от их организационно-правовых форм.
Глава 2. Область применения
3. Настоящий Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность норм, правил и требований, обязательных при реализации основной профессиональной образовательной программы по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и является основанием для разработки учебной организационно – методической документации, оценки качества освоения основной образовательной программы среднего профессионального образования всеми образовательными организациями, реализующими программы среднего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм, имеющими лицензию и аккредитацию на территории Кыргызской Республики.
4. Основными пользователями настоящего Государственного образовательного стандарта по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» являются:
- администрация и педагогический состав образовательных организаций, имеющих право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности;
- студенты, ответственные за эффективную реализацию своей учебной деятельности по освоению основной образовательной программы по данной специальности;
- объединения специалистов и работодателей в соответствующей сфере профессиональной деятельности;
- учебно-методические объединения и советы, обеспечивающие разработку основных образовательных программ по поручению уполномоченного государственного органа в сфере образования Кыргызской Республики;
- уполномоченные государственные органы в сфере образования, обеспечивающие финансирование среднего профессионального образования;
- уполномоченные государственные органы в сфере образования, обеспечивающие контроль за соблюдением законодательства в системе среднего профессионального образования, осуществляющие аккредитацию и контроль качества в сфере среднего профессионального образования.
Глава 3. Общая характеристика специальности
5. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности: 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
очная;
очно-заочная (вечерняя);
заочная.
6. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования при очной форме обучения на базе среднего общего образования составляет не менее 1 года 10 месяцев. В случае реализации данной профессиональной образовательной программы на базе основного общего образования установленный нормативный срок освоения увеличивается на 1 (один) год.
7. При реализации общеобразовательной программы среднего общего образования (10-11 классов), интегрированной в программу среднего профессионального образования, документ (аттестат) о среднем общем образовании не выдается, а оценки по предметам выставляются в документ (диплом) о среднем профессиональном образовании.
8. Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:
- аттестат о среднем общем образовании;
- свидетельство об основном общем образовании.
9. Сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения и использования дистанционных образовательных технологий, увеличиваются образовательной организацией, реализующей программы среднего профессионального образования, на 6 месяцев относительно установленного нормативного срока освоения при очной форме обучения.
Иные нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования утверждаются отдельным нормативным правовым актом.
Трудоемкость основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по очной форме обучения составляет не менее 120 кредитов (зачетных единиц). Трудоемкость одного учебного семестра равна не менее 30 кредитам (зачетным единицам) (при двух семестровой организации учебного процесса).
Один кредит (зачетная единица) равен 30 часам учебной работы студента (включая аудиторную, самостоятельную работу и все виды аттестации).
Трудоемкость основной профессиональной образовательной программы по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения и использования дистанционных образовательных технологий, за учебный год составляет не менее 45 кредитов (зачетных единиц).
Цели основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» в области обучения и воспитания личности.
В области обучения целью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» является:
- удовлетворение потребностей общества в специалистах со средним профессиональным образованием в области экономики и бухгалтерского учета, позволяющего выпускнику успешно работать бухгалтером, обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.
В области воспитания личности целью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» является:
- формирование у студентов социально - личностных качеств: целеустремленности, организованности и ответственности, гражданской позиции и трудолюбия, самостоятельности и творческой активности, коммуникативности, толерантности, повышения общей культуры.
Область профессиональной деятельности выпускников специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» включает учетную и аналитическую деятельность, предусмотренную квалификационными требованиями согласно направлениям специальности, а именно бухгалтерский учет, анализ и аудит на предприятиях различных отраслей экономики.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются факты хозяйственной деятельности предприятия, влияющие на изменения активов, обязательств, капитала, доходов и расходов, расчеты, связанные с отражением, контролем и анализом хозяйственных операций в системе бухгалтерского учета и отчетности, первичные трудовые коллективы.
Виды профессиональной деятельности по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
- организация и ведение аналитического и синтетического бухгалтерского учета хозяйственной деятельности с использованием современных компьютерных технологий;
- составление ежемесячной, квартальной и годовой отчетности субъекта хозяйствования в соответствии с МСФО;
- выполнение анализа хозяйственной деятельности и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.
Перечень задач профессиональной деятельности, к которым должен быть подготовлен выпускник:
документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества, обязательств, капитала, доходов и расходов организации;
проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
выполнение работ по подготовке и проведению инвентаризации имущества организации;
ведение бухгалтерского учета с учетом особенностей в различных отраслях экономики;
составление и представление бухгалтерской, оперативной, налоговой, статистической отчетности;
сбор и представления информации о затратах на производство, оценка себестоимости произведенной и реализованной продукции и определения прибыли;
калькулирование себестоимости продукции и принятие управленческих решений;
составление бюджетов предприятия и анализ выполнения сметы;
проведение анализа хозяйственной деятельности предприятия;
проведение анализа финансовой отчетности и представление пользователям;
проводить налоговые расчеты и расчеты по социальному страхованию, обязательных для уплаты в бюджет и внебюджетные фонды;
применение налоговых льгот в используемой системе налогообложения при исчислении налогов, обязательных для уплаты;
проведение налогового планирования деятельности организации.
Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу по специальности 080110«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» среднего профессионального образования, подготовлен:
к освоению основной образовательной программы высшего профессионального образования;
к освоению основной образовательной программы высшего профессионального образования по соответствующей специальности и родственным направлениям подготовки высшего профессионального образования в ускоренные сроки по следующим направлениям:
580100 Экономика;
580200 Менеджмент;
580600 Логистика;
581000 Маркетинг.
Глава 4. Общие требования к условиям реализации
основной профессиональной образовательной программы
Образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования, самостоятельно разрабатывают основную профессиональную образовательную программу по специальности. Основная профессиональная образовательная программа разрабатывается на основе соответствующего Государственного образовательного стандарта по специальности, с учетом потребностей рынка труда.
Образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования, обязаны ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы, в соответствии с рекомендациями по обеспечению гарантии качества образования, заключающимися:
в разработке стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников;
в мониторинге, периодическом рецензировании образовательных программ;
в разработке объективных процедур оценки уровня знаний и умений студентов, компетенций выпускников на основе четких согласованных критериев;
в обеспечении качества и компетентности преподавательского состава;
в обеспечении достаточными ресурсами всех реализуемых образовательных программ, контроле эффективности их использования, в том числе путем опроса обучаемых;
в регулярном проведении самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными организациями;
в информировании общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
Оценка качества подготовки студентов и выпускников включает их текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестации, которая осуществляется в двух основных направлениях:
- оценка уровня освоения дисциплин;
- оценка компетенций обучающихся по освоению ими профессиональных модулей, т.е. готовности к реализации основных видов профессиональной деятельности.
Итоговая государственная аттестация выпускников состоит из следующих государственных аттестационных испытаний:
- итоговый экзамен по отдельной дисциплине;
- итоговый междисциплинарный экзамен по специальности.
К итоговой аттестации допускаются выпускники, не имеющие академической задолженности и завершившие полный курс обучения, предусмотренный учебным планом.
Текущая аттестация студентов проводится в течение учебного семестра на основании модульно-рейтинговой системы оценивания, установленных образовательной организацией, реализующей образовательную программу среднего профессионального образования (утвержденной педагогическим советом).
Промежуточная аттестация студентов проводится в конце каждого семестра и по всем дисциплинам выставляются итоговые (экзаменационные) оценки по итогам текущей аттестации в семестре.
Для текущей, промежуточной аттестации студентов и итоговой аттестации выпускников на соответствие их персональных достижений поэтапным или конечным требованиям соответствующей основной профессиональной образовательной программы создаются базы оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, модульные тесты, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Базы оценочных средств разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, реализующей образовательную программу среднего профессионального образования.
Образовательная организация, реализующая образовательную программу среднего профессионального образования, обязана:
сформировать свою социокультурную среду;
создать условия, необходимые для всестороннего развития личности;
способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие студентов в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
Основная профессиональная образовательная программа образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего профессионального образования, должна содержать дисциплины по выбору студента в объеме не менее одной трети вариативной части каждого цикла дисциплин. Порядок формирования дисциплин по выбору студента устанавливает педагогический совет образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего профессионального образования.
Образовательная организация, реализующая образовательную программу среднего профессионального образования, обязана:
обеспечить студентам реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения;
ознакомить студентов с их правами и обязанностями при формировании основной профессиональной образовательной программы;
разъяснить, что избранные студентами дисциплины становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
Студенты имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение учебных дисциплин по выбору студента, предусмотренных основной профессиональной образовательной программой, выбирать конкретные дисциплины.
Студенты обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего профессионального образования.
В целях достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы студенты обязаны участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 45 часов в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
Объем аудиторных занятий в неделю при очной форме обучения определяется Государственным образовательным стандартом с учетом специфики специальности не более 60 % общего объема, выделенного на изучение каждой учебной дисциплины.
При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 16 часов в неделю.
При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 150 часов в год.
Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
Глава 5. Требования к основной профессиональной
образовательной программе
Выпускник по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» в соответствии с целями основной профессиональной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, указанными в пунктах 12 и 15 настоящего Государственного образовательного стандарта, должен обладать следующими компетенциями:
а) общими:
ОК1 уметь организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК2 решать проблемы, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, проявлять инициативу и ответственность;
ОК3 осуществлять поиск, интерпретацию и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК4 использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК5 уметь работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;
ОК6 брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), и их обучение на рабочем месте, за результат выполнения заданий;
ОК7 управлять собственным личностным и профессиональным развитием, адаптироваться к изменениям условий труда и технологии в профессиональной деятельности;
ОК8 быть готовым к организационно – управленческой работе с малыми коллективами;
ОК9 социально взаимодействовать на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявлять уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность поддерживать партнерские отношения, готовность к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества.
б) профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
Организация и ведение аналитического и синтетического бухгалтерского учета хозяйственной деятельности с использованием современных компьютерных технологий
ПК 1.1 Вести бухгалтерский учет (в том числе с использованием информационных технологий) ресурсов (активов), обязательств и капитала, составлять бухгалтерские проводки, оформлять и обрабатывать первичные документы и учетные регистры в соответствии МСФО, Законами Кыргызской Республики и иными нормативными актами;
ПК 1.2. Оценивать стоимость ресурсов, начислять амортизацию, определять доходы и убыток по инвестициям, выполнять расчет арендных платежей в соответствии с МСФО и проводить инвентаризацию, документально оформлять и отражать в учете её результат;
ПК 1.3 Определять себестоимость произведенной и реализованной продукции, оценивать эффективность использования прямых и косвенных затрат и вести учет затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции;
ПК 1.4 Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению всех видов налогов и страховых взносов в бюджет и внебюджетные фонды.
Составление ежемесячной, квартальной и годовой отчетности субъекта хозяйствования в соответствии с МСФО
ПК 2.5 Проводить подготовительную работу для формирования финансовой отчетности: взаимную сверку счетов бухгалтерского учета, а также сверку со сторонними организациями по дебиторской и кредиторской задолженностям;
ПК 2.6 Определять финансовый результат хозяйственной деятельности за отчетный период;
ПК 2.7 Составлять и представлять бухгалтерскую, оперативную, налоговую, статистическую отчетность;
ПК 2.8 Определять и отражать в учете налог на прибыль, определять постоянные и временные разницы (налогооблагаемые и вычитаемые), их влияние на налогообложение прибыли, рассчитывать налоговую амортизацию;
Выполнение анализа хозяйственной деятельности и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта
ПК 3.9 Проводить анализ основных показателей хозяйственной деятельности предприятия и оценку деловой активности организации;
ПК 3.10 Проводить анализ и оценку финансового состояния предприятия, динамики и структуры имущества, источников его формирования, финансового результата, финансовых коэффициентов;
ПК 3.11 Составлять основной и гибкий бюджет, принимать управленческие решения на основе CVP-анализа.
Основная профессиональная программа среднего профессионального образования предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общегуманитарный цикл;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
практика;
итоговая государственная аттестация;
физическая культура.
Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования разрабатывается в соответствии со структурой (Приложение 1).
Каждый цикл дисциплин имеет базовую (обязательную) и вариативную части. Вариативная часть должна дать возможность расширения или углубления знаний, умений и навыков студентов, определяемых содержанием дисциплин базовой части. Вариативная часть устанавливается средним профессиональным учебным заведением исходя из специфики реализуемой профессиональной образовательной программы.
Реализация основной профессиональной образовательной программы специальности обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной, научно - методической деятельностью и повышающими уровень своей квалификации каждые пять лет.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь высшее профессиональное образование по соответствующей специальности или направлению подготовки.
Доля штатных преподавателей к общему числу преподавателей профессиональной образовательной программы должна составлять не менее 80%.
Нормативное соотношение преподаватель/студент не более 1:12.
Реализация основной профессиональной образовательной программы специальности обеспечивается доступом каждого студента к базам информационных данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин основной профессиональной образовательной программы. Образовательная программа образовательной организации, реализующей программы среднего профессионального образования, включает лабораторные практикумы и практические занятия в соответствии с формируемыми компетенциями.
Обеспеченность студентов учебной литературой и/или электронной литературой, необходимой для реализации основной профессиональной образовательной программы, должна соответствовать нормативу - 0,5 экземпляра на одного студента.
Методические пособия к лабораторным и курсовым работам – 1:1.
В качестве учебников могут использоваться тиражированные экземпляры конспектов лекций, электронных учебников.
Источники учебной информации должны отвечать современным требованиям.
В образовательном процессе должны использоваться законодательные акты, нормативные документы, материалы профессионально-ориентированных периодических изданий.
Образовательная организация, реализующая основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической подготовки студентов, предусмотренных учебным планом образовательной организации, реализующей программы среднего профессионального образования, соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Нормативное значение полезной площади на 1 студента (кв.м.) с учетом 2-сменности занятий составляет -7 м2 .
Кабинеты:
кабинеты языковых дисциплин;
кабинеты общеобразовательных дисциплин;
кабинеты дисциплин профессионального цикла;
кабинеты математического и естественно - научного цикла;
методический кабинет.
Лаборатории:
информатики (компьютеры 1:12);
технических средств обучения;
Полигоны:
Студии:
кружки художественной самодеятельности;
Спортивный комплекс:
спортивный зал (кол.ед) - 1
открытый стадион широкого профиля;
тренажерный зал;
Залы:
библиотека (в т.ч. электронная);
читальный зал с выходом в сеть интернет;
актовый зал (кол.ед) – 1;
столовая (кол.ед) – 1;
медицинский пункт (кол.ед) – 1;
Требования к содержанию, объему и структуре выпускных квалификационных работ определяются средним профессиональным учебным заведением с учетом Положения об итоговой государственной аттестации выпускников образовательной организации среднего профессионального образования Кыргызской Республики, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 4 июля 2012 года № 470.
Приложение 1
Структура и содержание основной профессиональной образовательной программы
среднего профессионального образования
по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
№ п/п | Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость, кредиты (зачетные единицы) при различных сроках обучения на базе среднего общего образования | Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий | Коды форми- руемых компетенций |
1 год 10 мес. |
1 | Общегуманитарный цикл (ОГЦ) | 18 | | |
| Базовая часть | 15 | | |
1.1 | В результате изучения базовой части цикла студент должен: Знать: - лексический (1000-1200 лексических единиц) и грамматический минимум по кыргызскому, русскому и иностранному языкам, необходимый для чтения, письма и перевода со словарем текстов профессиональной направленности; - нормы официально-деловой письменной речи; основные способы переработки текстовой информации; основные правила оформления деловых документов; - произведения и биографию великих кыргызских писателей и поэтов; - закономерности исторического развития Кыргызстана, его место в системе мирового сообщества; - идею, содержание, героев эпоса «Манас» в жизни человека и общества; историю кыргызов в эпосе «Манас»; основные закономерности взаимодействия человека и общества; человека и природы. Уметь: - логически верно, аргументировано и ясно строить свою устную и письменную речь на кыргызском, русском и иностранном языках на профессиональные и повседневные темы; - самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; переводить со словарем тексты на кыргызском, русском и иностранном языках профессиональной направленности; вести диалоги и монологи на кыргызском, русском и иностранном языках; - выделять основную идею произведения, составлять тезисный план по творчеству писателей и поэтов, характеризовать главных героев; - выявлять, анализировать причинно-следственные связи и закономерности исторического процесса; - объяснить место и значение эпоса «Манас» среди шедевров устного народного творчества; применять идеи эпоса «Манас» в процессе жизнедеятельности. Владеть: - навыками культуры общения на кыргызском, русском и иностранном языках; эффективными методиками коммуникации; навыками лингвистического анализа различных текстов; навыками грамотного письма и устной речи на кыргызском, русском и иностранном языках; - навыками анализа прочитанных произведений, способностями выделять тему, идею, композицию, сюжет произведения, анализировать действия героев; -навыками работы с исторической литературой, исследования памятников и источников отечественной истории; методами и приемами анализа исторических явлений; - навыками самостоятельной работы и самоорганизации; - способностями применять полученные знания в процессе решения задач в образовательной и профессиональной деятельности. | | Кыргызский язык и литература Русский язык Иностранный язык История Кыргызстана Манасоведение | ОК1- ОК9 |
| Вариативная часть (практические умения и навыки определяются основной профессиональной образовательной программой среднего профессионального учебного заведения) | 3 | | |
2 | Математический и естественнонаучный цикл | 6 | | |
| Базовая часть | 4 | | |
| В результате изучения базовой части цикла студент должен: Знать: - основные способы математической обработки информации; принципы математических рассуждений и доказательств; системы исчисления, методы математической статистики; основы алгебры и геометрии; - основы современных технологий сбора, обработки и представления информации; стандартное программное обеспечение, необходимое в профессиональной деятельности; методы и средства поиска, систематизации и обработки правовой информации; правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности; возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития. Уметь: - применять математические методы для решения профессиональных задач; выполнять приближенные вычисления; проводить элементарную статистическую обработку информации и результатов исследования, представлять полученные данные графически; - использовать современные информационно – коммуникационные технологии (включая пакеты прикладных программ, локальные и глобальные компьютерные сети) для сбора, обработки и анализа информации, в том числе правовой, в профессиональной деятельности; соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности; использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности. Владеть: - основными методами математической обработки информации; методами математической логики; - навыками работы с программными средствами общего и профессионального назначения; навыками сбора и обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности. | | Профессиональная математика Информатика | ОК1- ОК9 |
| Вариативная часть (практические умения и навыки определяются основной профессиональной образовательной программой среднего профессионального учебного заведения) | 2 | | |
3 | Профессиональный цикл | 75 | | |
| Базовая часть | 60 | | |
| В результате изучения дисциплины, студент должен: Знать: - экономическую теорию как науку, её предмет, метод и функции, историю развития экономической теории, её современные школы и направления; - сущность организации, как основного звена экономики отраслей, основные технико-экономические показатели эффективности деятельности предприятия и методику их расчёта; - предмет, метод и задачи статистики, методику расчёта статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления; - сущность, функции и роль денег, финансов и кредита в экономике; - понятие, сущность и значение бухгалтерского учета, предмет и метод бухгалтерского учета; - формы и методы работы с применением автоматизированных вычислительных средств; - виды документов и их связи с бизнес процессами и выполняемыми функциями управления, особенности их строения, процедуры составления, получения, передачи, обработки и хранения документов в офисе, требования к оформлению документов; - правила ведения бухгалтерского учета и документирования хозяйственных операций по учету активов предприятия в соответствии с МСФО; - правила ведения бухгалтерского учета и документирования хозяйственных операций по учету обязательств, капитала, доходов и расходов в соответствии с МСФО; - налоговое законодательство КР и законодательство об обязательном социальном страховании, методику расчетов суммы налоговых обязательств и их учет, порядок начисления, уплаты и бухгалтерского учета страховых взносов; - особенности деятельности хозяйствующих субъектов различных отраслей экономики (в сельском хозяйстве, строительстве, торговле, малом и среднем бизнесе, добывающей отрасли промышленности), методику ведения бухгалтерского учета; - международные стандарты финансовой отчетности и их применение на практике; - назначение управленческого учета и роль бухгалтера в управленческом процессе; - методы, приемы, информационное обеспечение анализа хозяйственной деятельности; - основные правила и методы проведения анализа финансовой отчетности. Уметь: определять механизмы функционирования рынка: спрос, предложение, цена, эластичность спроса,; находить и использовать необходимую экономическую информацию; проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения, выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные выводы; ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка; - составлять бухгалтерские проводки по данным хозяйственных операций и отражать их на счетах бухгалтерского учета, следовать методам и принципам бухгалтерского учета; - применять специализированное программное обеспечение для автоматизации профессиональной деятельности; - оформлять документы профессиональной деятельности: организационно-правовые, распорядительные, информационно-справочные, бухгалтерские, финансово-расчетные, по снабжению и сбыту и др; - осуществлять учет активов субъекта, принимать и обрабатывать бухгалтерские документы по учету активов на любых видах носителей, проводить формальную, арифметическую проверку и по существу; - вести учет и расчет текущих и долгосрочных обязательств, капитала, доходов и расходов; - проводить учет расчетов с бюджетом и внебюджетными организациями; - определять корреспонденцию счетов по специфическим операциям хозяйствующих субъектов соответствующих отраслей экономики (в сельском хозяйстве, строительстве, торговле, малом и среднем бизнесе, добывающей отрасли промышленности); - закрывать учетные регистры и составлять и представлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки; - применять методы, принципы управленческого учета для целей планирования, контроля и анализа для принятия решений; - анализировать оперативную и бухгалтерскую отчетность; анализировать показатели эффективности использования основных средств, материальных и трудовых ресурсов; - проводить анализ финансового состояния предприятия, применять методы и приемы анализа финансового состояния. Владеть: комплексом знаний и умений, необходимых для решения профессиональных задач и личностного роста; методами сбора, регистрации, обработки статистической информации, техникой расчётов статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления; навыками анализа и оценки информации о финансово-кредитной системы КР; навыками ведения учетных регистров при различных формах бухгалтерского учета; навыками использования компьютерной техники в режиме пользователя для решения профессиональных задач; навыками по оформлению документов, их обработке, хранению и передаче в архив; навыками регистрации информации по учету активов предприятия в учетных регистрах; навыками регистрации информации по учету обязательств, капитала, доходов и расходов в учетных регистрах; навыками проведения расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами; навыками ведения бухгалтерского учета в сельском хозяйстве, строительстве, торговле, малом и среднем бизнесе, добывающей отрасли промышленности; навыками составления бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО; методами управленческого учета для принятия решений и использование их в различных ситуациях хозяйственной деятельности предприятия; методами и приемами анализа показателей производственной деятельности; навыками определения результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия и формирования рекомендаций по эффективному использованию ресурсов. | | Экономическая теория Экономика организаций Статистика Финансы, денежное обращение и кредит Основы бухгалтерского учета Информационные технологии в профессиональной деятельности Документальное обеспечение управления Практические основы бухгалтерского учета активов Практические основы бухгалтерского учета обязательств и капитала Расчеты с бюджетом и внебюджетными организациями Особенности бухгалтерского учета в отраслях экономики Международные стандарты финансовой отчетности Управленческий учет Анализ хозяйственной деятельности Анализ финансовой отчетности | ОК1 – ОК9 ПК 1.1 – ПК 3.14 |
| Вариативная часть (практические умения и навыки определяются основной профессиональной образовательной программой среднего профессионального учебного заведения) | 15 | | |
4 | Практика (практические умения и навыки определяются основной профессиональной образовательной программой среднего профессионального учебного заведения) | 15 | | |
5 | Итоговая государственная аттестация | 6 | | |
| Общая трудоемкость образовательной программы | 120 | | |
Приложение 2
Примерный учебный план
среднего профессионального образования
по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)
Квалификация - бухгалтер
Форма обучения - очная
Нормативный срок обучения – 1 год 10 месяцев на базе среднего общего образования
№ п/п | Наименование учебных циклов, разделов и дисциплин | Общая трудоемкость | Примерное распределение по семестрам |
В кредитах | В часах | 3 семестр | 4 семестр | 5 семестр | 6 семестр |
Количество недель |
15-18 | 15-18 | 12 -18 | 9-18 |
1 | Общегуманитарный цикл | 18 | 540 | | | | |
| Базовая часть | 15 | 450 | | | | |
| Кыргызский язык и литература | 3 | 90 | х | | | |
| Русский язык | 3 | 90 | | х | | |
| Иностранный язык | 3 | 90 | х | | | |
| История Кыргызстана | 4 | 120 | | х | | |
| Манасоведение | 2 | 60 | х | | | |
Вариативная часть | 3 | 90 | | | | |
ИТОГО | 18 | 540 | | | | |
2 | Математический и естественно – научный цикл | 6 | 180 | | | | |
| Базовая часть | 4 | | | | | |
| Профессиональная математика | 2 | 60 | х | | | |
| Информатика | 2 | 60 | х | | | |
| Вариативная часть | 2 | 60 | | | | |
| ИТОГО | 6 | 180 | | | | |
3 | Профессиональный цикл | 75 | 2250 | | | | |
| Базовая часть | 60 | 1800 | | | | |
| Экономическая теория | 6 | 180 | х | х | | |
| Экономика организаций | 4 | 120 | х | х | | |
| Статистика | 3 | 90 | х | | | |
| Финансы, денежное обращение и кредит | 4 | 120 | х | х | | |
| Основы бухгалтерского учета | 4 | 120 | х | | | |
| Документальное обеспечение управления | 2 | 60 | | | х | |
| Информационные технологии в профессиональной деятельности | 4 | 120 | | | | х |
| Практические основы бухгалтерского учета активов | 6 | 180 | | | х | |
| Практические основы бухгалтерского учета обязательств и капитала | 5 | 150 | | | | х |
| Расчеты с бюджетом и внебюджетными организациями | 4 | 120 | | | х | |
| Особенности бухгалтерского учета в отраслях экономики | 3 | 90 | | | х | |
| Международные стандарты финансовой отчетности | 4 | 120 | | | х | |
| Управленческий учет | 4 | 120 | | | х | х |
| Анализ хозяйственной деятельности | 4 | 120 | | | | х |
| Анализ финансовой отчетности | 3 | 90 | | | | х |
| | | | | | | |
| Вариативная часть | 15 | 450 | | | | |
| | | | | | | |
| Итого теоретического обучения | 99 | 2970 | | | | |
4 | Физическая культура (по 2 часа в неделю в период теоретического обучения) * | | |
5 | Практика (учебная, производственная)** | 15 | 450 | | | | |
6 | Итоговая государственная аттестация*** | 6 | 180 | | | | |
| Общая трудоемкость основной образовательной программы | 120 | 3600 | 30 | 30 | 30 | 30 |
| Количество экзаменов в семестре не более | | | 8-10 | 8-10 | 8-10 | 8-10 |
* физическая культура в общую трудоемкость не входит
** количество и виды практик по специфике специальности СПУза
*** итоговая государственная аттестация по усмотрению СПУза
11