Конспект логопедического занятия
в старшей группе по теме «Фрукты. Сад»
МБОУ «Радищевская СШ №2 им. А.Н. Радищева»
учитель- логопед Сайдашева З.Ф.
Цель: расширение и активизация словаря.
Задачи:
1. Образовывать множественное число существительных.
2. Учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксам.
3. Учить согласовывать существительные с прилагательными.
4. Учить образовывать относительные прилагательные.
5. Развивать фонематическое восприятие.
6. Развивать мышление, координацию речи с движением, работать над темпом и ритмом речи.
7. Развивать мелкую моторику.
8. Развивать зрительно-предметный гнозис.
9. Развивать связную речь, учить составлять предложения по картине.
Оборудование: картинки с изображением фруктов, мяч.
1. Организационный момент: Дети, выберите из контейнера по одной предметной картинке. Сейчас я загадаю вам загадки. Картинки, которые вы выбрали, помогут их отгадать. Тот, у кого картинка-отгадка, должен поставить ее на наборное полотно.
Родилась она зеленой На цветущей белой кроне.
А потом росла, краснела. Как созрела – посинела. (Слива)
Колобок висит все лето Среди зеленых веток.
Ударит гулко оземь, Когда наступит осень. (Яблоко)
Кисти ягод над дорожкой Прячут листики-ладошки.
На лозе повисли кисти, И от них укрылись листья. (Виноград)
Ты на лампочку похожа И на Ваньку-встаньку тоже.
У тебя румяный бок, А откусишь – брызнет сок. (Груша)
Молодцы! Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинках? Как можно это назвать одним словом? Кто догадался о чем мы будем говорить на занятии? Какие еще фрукты вы знаете? Где растут фрукты? Сегодня мы поговорим с вами о фруктах.
2. Игра «Поможем кукле» (Сюжетная картина «Сбор урожая»). Ребята, посмотрите на картинки, внимательно. Помогите кукле Ане разложить картинки с изображением овощей в миску, а картинки, где нарисованы фрукты в тарелку. Дети выбирают картинки и описывают овощи и фрукты (Это круглый оранжевый апельсин. Это длинная оранжевая морковка.) Молодцы, вы все сделали верно. Кукла Аня благодарит вас.
3. Игра «Чего не стало?»: Я положила на стол 4 картинки с изображением фруктов. Посмотрите на них и запомните. Сейчас вы закроете глаза, я уберу одну картинку, а вы скажете, чего не стало.
4. Игра «Какой сок, салат» (с мячом) Сейчас я буду называть фрукт и бросать вам мяч. А вы будете отвечать какой сок из него можно приготовить.
Сок из яблока — яблочный Сок из апельсина — апельсиновый
Сок из сливы — сливовый Сок из арбуза — арбузный
Сок из груши – грушевый Сок из граната — гранатовый
Салат из ананаса – ананасовый Сок из винограда — виноградный
5. Составление предложений по картине «Сбор фруктов»: Ребята, посмотрите на картину. Какое время года изобразил художник? Как вы догадались, что это осень? Что делают дети? Молодцы, хорошо рассказали о картине.
6. Пришло время отдохнуть и поиграть с пальчиками. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».
Мы делили апельсин. Разламывают воображаемый апельсин.
Много нас, Показывают 10 пальцев.
А он один. Показывают один палец.
Эта долька – для ежа. Загибают по одному пальчику,
Эта долька — для стрижа. начиная с большого на левой руке.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура. Бросательное движение правой рукой.
Он сердит на нас – беда!!! Сжимают кулаки и прижимают к груди.
Разбегайтесь – кто куда! «Бегут» пальцами по столу.
7. Игра «Назови ласково»: Я буду называть фрукт, а вы будете называть этот фрукт ласково.
Апельсин – апельсинчик; абрикос – абрикосик;
Мандарин – мандаринчик; виноград – виноградик;
Банан –бананчик; арбуз – арбузик;
Яблоко –яблочко; дыня – дынька;
Лимон –лимончик; груша – грушка.
8. Игра «Один — много»: Я буду называть один фрукт, а вы много фруктов.
Яблоко – яблоки Арбуз — арбузы
Банан – бананы Дыня — дыни
Апельсин – апельсины Лимон — лимоны
Мандарин – мандарины Груша — груши
Слива – сливы
9. «Четвертый лишний»: Я буду называть слова, вы будете слушать и называть лишнее слово.
Груша, картошка, яблоко, персик.
Огурец, груша, кабачок, тыква.
Апельсин, мандарин, огурец, слива.
Яблоко, груша, баклажан, слива.
10. Итог занятия. Вспомнить, о чём говорили на занятии. Оценка детей.