СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия 8. Тема:  Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект логопедического занятия 8.

Тема:  Обозначение мягкости согласных на письме при помощи

мягкого знака.

Цельучить обозначать мягкость согласных на письме при помощи мягкого знака.

 Задачи:

Образовательные

- познакомить с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме;

- закреплять навыки правописания слов с мягким знаком на конце слова и в середине слова;

- формировать навыки фонематического анализа и синтеза;

- учить соотносить слова с мягким знаком со схемой.

-закреплять правописание словарных слов;

Коррекционные:

- работать над преодолением ошибок фонематического анализа и синтеза

- обогащать словарь детей;

- развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие и память;

Воспитательные:

-воспитывать самостоятельность,  инициативность,  умение работать в коллективе.

Оборудованиепрезентация « Работа со словарными словами», «светофоры», листочки бумаги, цветные карандаши, тетради.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия 8. Тема:  Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака.»

Конспект логопедического занятия 8.

Тема: Обозначение мягкости согласных на письме при помощи

мягкого знака.

Цель: учить обозначать мягкость согласных на письме при помощи мягкого знака.

Задачи:

Образовательные

- познакомить с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме;

- закреплять навыки правописания слов с мягким знаком на конце слова и в середине слова;

- формировать навыки фонематического анализа и синтеза;

- учить соотносить слова с мягким знаком со схемой.

-закреплять правописание словарных слов;

Коррекционные:

- работать над преодолением ошибок фонематического анализа и синтеза

- обогащать словарь детей;

- развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие и память;

Воспитательные:

-воспитывать самостоятельность, инициативность, умение работать в коллективе.

Оборудование: презентация « Работа со словарными словами», «светофоры», листочки бумаги, цветные карандаши, тетради.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

  • Развитие зрительного восприятия и внимания:

- Вставьте в слова Ь. Сравните пары слов. Сделайте вывод о месте и роли Ь в каждом слове.

ПЕН_ - ПЕН_КИ

УГОЛ_ - УГОЛ_КИ

ДЕН_ - ДЕН_КИ

ОГОН_ - ОГОН_КИ

  • Сообщение темы занятия: Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака. (Запись на доске)

2.Основная часть:

  • Попробуйте одной буквой изменить звучание слова и его значение.

- Какая это буква? (Это мягкий знак).

УГОЛ_ ШЕСТ_

БРАТ_ МЕЛ­_

- Вспомните, какую схему мы придумали для обозначения Ь?

Какое правило можно рассказать по этой схеме? (Мягкий знак звука не обозначает, а служит для обозначения мягкости согласных).


  • Игра «Светофор»

- Я буду называть слова, а вы, если услышите мягкий звук на конце слова – поднимите зеленый кружок, если услышите твердый звук – покажете синий кружек.

Мель, диван, угол, шесть, стол, конь, ель, звон, уголь, плот, мотор, шесть, брать.

  • Отгадайте загадки, запишите отгадки.

Спит или купается,

Всё не разувается:

День и ночь на ножках

Красные сапожки. (Гусь)


Сидит девица в темнице,

А коса на улице.

(Морковь)

Трав копытами касаясь, Что же это за девица:

Ходит по лесу красавец, Не швея, не мастерица,

Ходит смело и легко, Ничего сама не шьёт,

Рога раскинув широко. А в иголках круглый год.

(Лось) (Ель)

- Где стоит мягкий знак в словах-отгадках? Что он обозначает? (Мягкость предыдущего согласного звука).

- Запишем отгадки в тетрадь. Подчеркните мягкие согласные зелёным карандашом.

Давайте придумаем схему для слов, где мягкий знак спрятался в середине слова.

Дети самостоятельно на листочках составляют схему для данных слов.


Ь

З

З



Дети сверяют составленные схемы со схемой на доске.

- Запишите получившиеся слова в тетради. Соотнесите слова со своей схемой. Зеленым карандашом под черкните мягкие согласные.

Проверка записанных в тетрадь слов.


Физкультминутка «Мяч передай – предложение составляй»


-Послушайте предложение. Дополните его одним словом и повторите целиком. Передайте мяч следующему. Поймавший мяч должен добавить своё слово к предложению, повторить предложение и бросить мяч следующему.

Кошка лакает.

Кошка лакает молоко.

Серая кошка лакает молоко.

Серая кошка лакает молоко из блюдца.

3.Работа со словарными словами.

  • Работа с презентацией. (Работа осуществляется через проектор)

Цель: отработка навыка правописания словарных слов.

На каждом слайде расположены словарные слова с пропущенными безударными гласными. Предлагается выбрать нужную гласную букву и щелчком мыши направить её на своё место. Количество словарных слов соответствует количеству учеников.

- Повторим написание словарных слов.

(слайд№2, щелчок1)

- Прочитайте слово. (Учитель)

Какая гласная в этом слове ударная? (Гласная – И)

Какая гласная безударная? (Гласная – Е).

Можно проверить написание этой гласной и подобрать проверочное слово?

(Нет. Это словарное слово.)

-Какую букву вставим в это слово? (Гласную – Е)

(щелчок 2, буква Е «встает» на свое место)


(слайд №3, щелчок 3)

-Прочитайте следующее слово. (Лошадь)

- Какую безударную гласную вы напишите: А, О или Е ?

(Гласную - А)

(щелчок 4, буква А «встает» на свое место)


(слайд №4, щелчок 5)

-Прочитайте следующее слово. (Медведь)

- Какую безударную гласную напишем И или Е ?

(Гласную - Е)

(щелчок 6, буква Е «встает» на свое место)


(слайд № 5, щелчок 7)

- Кто прочитает следующее слово? (Мальчик)

- Какая гласная пропущена в этом слове А, Е, И? ( Гласная – И).

(щелчок 8, буква Е «встает» на свое место)


(слайд № 6, щелчок 9)

- Читаем следующее слово. (Тетрадь)

- Какая гласная пропущена в этом слове Е, И, Я ?

(Гласная – Е).

(щелчок 10, буква Е «встает» на свое место)


  • Развитие фонематического восприятия на уровне словосочетания.

- Мы повторили написание словарных слов. Обратите внимание на слова лошадь, тетрадь и медведь. Какой звук слышится в конце слова? (звук «Т»). А какую букву надо написать? (букву «Д»)Почему? Какие проверочные слова можно подобрать?

(Лошадь-лошади, тетрадь - тетради, медведь- медведи)


- Теперь вставьте пропущенные гласные в эти слова ещё раз по памяти. (Дети по очереди идут к доске и вставляют пропущенные гласные в слова)


На доске запись:

/

УЧИТ_ЛЬ СИЛЬНАЯ

/

ЛОШ_ДЬ ТОЛСТАЯ

/

М_ДВЕДЬ СТРОГИЙ

/

МАЛЬЧ_К ВЕСЁЛЫЙ

/

Т_ТРАДЬ УМНЫЙ


- Составьте словосочетания, подобрав к словарным словам слова-признаки. Дети по очереди выходят к доске, соединяют линиями слова, зачитывают словосочетания. (Учитель строгий, лошадь сильная, медведь умный, мальчик веселый, тетрадь толстая).

Запишите получившиеся словосочетания в тетрадь.

Проверка задания.


4.Итог занятия.

- Припомните тему занятия. Назовите слова с мягким знаком в конце слова.

Назовите слова с мягким знаком в седине слова. Какое правило надо запомнить? (Мягкий знак звука не обозначает, а служит для обозначения мягкости согласных.)


4