Конспект фронтального логопедического занятия
по лексической теме «Человек и его части»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-уточнить представление детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела;
-практически усваивать словоизменение количественных числительных с существительными;
-упражнять в образовании мн.ч. существительных в Р.п. и словообразовании существительных путём применения уменьшительно-ласкательных суффиксов;
-развивать мышление и конструктивные способности детей;
воспитательные:
-прививать элементарные гигиенические знания по уходу за кожей лица и тела.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал:
предметные картинки: голова, шея, локоть, пальцы, ладонь, стопа, нос, глаза, ухо, кулак; цифра 2; кукла.
Раздаточный материал: конверты с геометрическими фигурками
Ход.
1.Организационный момент.
В гости пришла кукла Маша и предложила поиграть
Артикуляционная гимнастика « Язычок»
2.Основная часть.
Логопед предлагает вспомнить отрывок из произведения А.С. Пушкина и имитирует его: «Свет мой зеркальце, скажи
Да всю правду доложи
Я ль на свете всех милее
И румяней, и белее»
(предлагает детям рассмотреть «в зеркальце» части лица, называет их; дети подсказывают)
-Вот у меня голова (гладит по голове), лоб, брови, глаза, веки, нос, щёки, губы.
Рассмотрев части своего лица, логопед вместе с детьми повторяет отрывок из стихотворения и заканчивает его: «А ей зеркальце в ответ-
Ты прекрасна, спору нет»
2) Уточнение словаря по теме. Словоизменение количественных числительных с существительными.
По предметным картинкам дети называют части тела человека: голова, шея, локоть, пальцы, ладонь, стопа, нос, глаза, ухо, кулак.
Детям предлагается назвать, чего у человека по два (две). Выставляется цифра 2.
(пример речи: два кулака, две руки и т.д.)
3) Игровое упражнение «1- много».
Нос-… (носов), волос- .. палец-.. лоб-.. ухо-..
Глаз-… язык-… локоть-… плечо-… колено-…
Рот- … бровь-.. ноготь-… пятка- …
4) Краткая беседа:
зачем человеку части лица и тела? (пример речи: Уши нужны, чтобы слушать и слышать.)
- Как нужно за ними ухаживать? (ответы детей)
5) Динамическая пауза.
- чем мы топаем? (ногами)
- чем рисуем мы? (руками)
- че же смотрим мы? (глазами)
- а чем слушаем? (ушами)
- нюхаем и дышим? (носом)
Я задам ещё вопросы.
- а едим и пьём мы чем (ртом)
- и язык во рту зачем? (говорить)
- чем мы думаем друзья? (головой)
Это точно голова.
- что на голове растёт
Непрерывно, круглый год? (волосы)
- чем мы узелок завяжем
И куда идти покажем? (пальцы)
- чем мы можем наклониться,
А потом и распрямиться
Вправо, влево повернуться
И опять к земле нагнуться? (телом)
Посмотрите-ка друзья – это всё могу и я!
Игра: «Если есть у человека – хлопай, если нет, то топай!»
(логопед называет части тела человека и животных, дети выполняют соответствующее действие)
Ноги, руки, голова, когти, колени, нос, глаза, рога, копыта, плечи, грива, волосы, шерсть, живот, пальцы, клюв, ладони, рот, лапы, шея, лицо, хвост, уши и т.д.
Логопед обращает внимание на куклу, спрашивает:
-Где сидит? (на столе)
-Откуда взяла? (со стола)
-Где сейчас кукла? (в руках)
-Какая у меня кукла? (красивая, нарядная, румяная, глазастая и т.д.)
-Чем мы похожи? Чем отличаемся? (сравнение куклы и человека)
7) Игровое упражнение с куклой «Большой-маленький» или «Назови ласково»
Голова- … (головка), лоб, щека, нос, горло, ухо и другие части лица и тела.
8) Конструирование человека из геометрических фигур (см. ниже). Вопросы по ходу деятельности: Что делает твой мальчик? (девочка); чем занимается? (пример речи: девочка танцует, мальчик бежит и т.д.)
3. Итог: Что было интересным на занятии? Чему сегодня можно научить куклу Машу?
Конспект фронтального логопедического занятия
по лексической теме «Человек и его части. Звук О»
Коррекционно-образовательные:
Активизировать, уточнить, закрепить словарь по теме «Наше тело».
Познакомится и уточнить правильное произношение звука «О» .
Совершенствовать лексико - грамматический строй речи: согласование существительных с местоимениями «мой», «мои», «моя».
4. Развивать глагольный словарь.
Коррекционно-развивающие:
Развивать высшие психические функции: зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление.
Совершенствовать речевое дыхание, мелкую и общую моторику, мышцы артикуляционного аппарата.
Развивать голос и мимическую мускулатуру.
Учить координировать речь с движениями.
Коррекционно-воспитательные:
Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности на занятии.
Воспитывать у детей культуру речи: не выкрикивать, не перебивать товарищей, слушать друг друга.
Материалы и оборудование: письмо от Незнайки, предметные картинки по теме «Человек. Части тела».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Учитель-логопед: Ребята, давайте мы с вами поздороваемся.
Здравствуйте, ладошки! (дети хлопают в ладоши: хлоп-хлоп-хлоп)
Здравствуйте, сапожки! (топают: топ-топ-топ)
Здравствуй, шустрый ветерок! (дуют)
Звонкий детский голосок! (болтают язычком: бл - бл)
Добрый день ручным часам! (тикают: тик-так, тик-так)
Громким детским голосам!
2. Основная часть:
Учитель-логопед: Ребята, сегодня мне на электронную почту пришло сообщение от Незнайки. Вот, что он пишет: «Здравствуйте, ребята. Я никогда не ходил в детский сад и ничего не знаю о человеке. Очень прошу вас рассказать мне о нем, из каких частей тела состоит человек».
Учитель-логопед: Поможем Незнайке? Расскажем ему о частях тела человека? Посмотрите на картинку. Это – человек. С чего мы начнем наш рассказ о нем? Конечно, с головы. Послушайте рассказ, который называется «Голова»
«Голова»
Жила-была голова. Вверху у неё было темя, сзади – затылок, а по бокам были уши, а впереди было лицо. У головы был трон – шея. Голова важно сидела на шее. А шея с туловищем дружила, шея туловищем дорожила. У туловища были руки и ноги, у рук были лопатки, а у ног – пятки. У рук были локти, а у пальцев – ногти. Все части тела важны, все человеку нужны.
Учитель-логопед: Что есть на голове у человека?
Дети называют, что находится на голове у человека.
Артикуляционная гимнастика.
Учитель-логопед: Скажите, ребята, чем мы с вами поем песенки?
- Ртом.
- Правильно, откройте и закройте рот. (упр. «Окошко»)
– Давайте вместе произнесем звук «О», губы вытянуты вперед и округлены.
Это какой звук?
– Почему?
– А какие еще звуки вы уже знаете?
– Какие они?
– Почему их называют гласными?
Звук «О» гласный и, обозначать мы его будем (каким?) красным цветом.
Упр. «Определи место звука в слове»
Рассматривание картинок, в названии которых есть звук «О»:
Окна, осень, дом, овощи, кошка, облако, перо.
- Чтобы, красиво и понятно говорить, рот, и все что во рту должно хорошо работать.
Учитель-логопед: Это глазки. А что человек делает глазами?
– Смотрит, видит, глядит, моргает.
– Ребята, когда наши глаза долго-долго что-то рассматривают, они очень устают, напрягаются. И нужно делать?
– Давать им отдых.
– Конечно, скоро вы пойдете в школу. Вашим глазам придется много трудиться, и чтобы сохранить свое зрение, нужно уметь снять напряжение с глаз.
Учитель-логопед: Это уши, ушки. Зачем людям уши?
– Чтобы слушать.
– Ребята, правильно. Это нос, носик. Что же человек делает носом?
– Дышит, вдыхает, нюхает, выдыхает.
– Давайте послушаем и понюхаем.
Учитель-логопед: Дальше у человека идет шея, тело. Ручки, пальчики. Ребята, наши руки, пальцы очень много работают. Чтобы они не уставали от нагрузок, их тоже нужно уметь расслаблять. С помощью этих шариков мы сделаем массаж пальцев. Давайте порадуем свои пальцы.
Пальчиковая гимнастика с использованием массажного колечка су-джок «В гости»
В гости к пальчику большому,
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик- малышок,
Постучался на порог,
Вместе пальчики друзья,
Друг без друга им нельзя.
Учитель-логопед:Всем известно – части тела предназначены для дела. Поиграем в игру «Доскажи словечко» - я называю действие, а вы называете часть тела, которая его выполняет.
Едим, поем, говорим - ртом.
Держим, обнимаем - руками.
Ходим, бегаем, прыгаем - ногами.
Трогаем, гладим, рисуем - пальцами.
Смотрим, подмигиваем, жмуримся - глазами.
Думаем, киваем, вертим - головой.
Слушаем, слышим – ушами.
Учитель-логопед: О каких частях тела человека мы можем сказать: моя, мои, мой?
Речевая игра «Моя, мои, мой»
- Моя нога.
- Мой нос.
- Моя рука.
- Мой рот.
- Моя голова.
- Мой глаз.
- Мои уши.
- Мои глаза.
- Мои руки.
3. Заключительная часть:
Учитель-логопед: Ребята, о чем мы рассказали Незнайке?
- О человеке и частях тела.
- Незнайка узнал много нового и интересного. Что вам понравилось на занятии? Я думаю, что Незнайке понравится ваш подарок. Молодцы, ребята.