Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием различных коррекционно-развивающих технологий на тему «Автоматизации звука [Ш] «Лесные игры».
Цель: автоматизация звука [Ш]: в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- закреплять навык правильного произношения звука [Ш]: в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках;
- уточнять представления детей о звуке [Ш];
- упражнять в согласовании существительных с числительными;
- учить изменять силу голоса.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную моторику и правильное речевое дыхание;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать внимание, мышление, восприятие;
- развивать мелкую и общую моторику;
- развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.
3. Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную мотивацию на занятии и навык самоконтроля за речью;
- воспитывать навыки речевого общения, умение слушать, усидчивость.
Оборудование: сухой бассейн с гречневой крупой, пазлы на тему мультфильма «Маша и медведь», игрушки (Маша и Мишка), символы звуков (цветовое обозначение), дидактическое пособие (мнемодорожки) «Листья», шарики су-джок (2 шт.), ортопедические коврики, предметные картинки со звуком [Ш], лукошко с шишками и каштанами, световой короб с песком, мелкие игрушки, мешочек, мнемотаблицы по разучиванию чистоговорок, воздушные шары.
Форма проведения: индивидуальное.
Описание этапов проведения занятия:
Организационно-подготовительный этап
Организационный момент:
- Мы продолжаем с тобой учиться правильно говорить.
Каждый день, всегда, везде – Никуда мы не спешим
На занятиях, в игре – Говорим всегда красиво,
Громко, четко говорим, Ясно и неторопливо.
2.Сюрпризный момент. Массаж рук. Рефлексия. Развитие мелкой моторики.
Логопед привлекает внимание ребенка к сухому бассейну (с гречневой крупой).
- Положи ладони в бассейн, закрой глаза, почувствуй, как тебе тепло, приятно, крупинки чуть колют твои ладошки. Можно погладить ладошками по поверхности, постучать кулачками. А теперь начинай погружать руки внутрь. Сжимай ладошки, перебирай крупинки. Что ты чувствуешь? (Крупинки острые, они сильно колют твои ладошки, пальчики.) Давай копнем поглубже: вдруг найдем там что-нибудь интересное? (ребенок обнаруживает в крупе спрятанные пазлы – элементы картинок, которые затем собирает на столе под звучание музыки из мультфильма)
3. Сообщение темы занятия.
- Кто-то прислал нам свои фотографии? (Это Маша и Медведь из мультфильма.)
- Послушай, как я их назову: Машшша, Мишшшка. Какой звук я выделила? (Звук [Ш])
- Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить и различать звук [Ш]. А помогут нам в этом герои мультфильма «Маша и медведь» (логопед достает игрушки Машу и Мишку).
Основной этап
4. Артикуляционная гимнастика с элементами бионергопластики.
- Мишка и Маша предлагают отправиться в лес и разбудить наши язычки. Покажем язычком, что мы увидим в лесу, а помогать нам будут пальчики:
- В лесу широкие тропинки (упражнение для языка «Лопатка», ладони повернуть тыльной стороной вниз).
- Заяц прыгает с кочки на кочку (упражнение для языка «Качели», кисти рук поочередно поднимать и опускать вверх – вниз).
- Белочка щелкает орешки (упражнение для языка «Лошадка», упражнение с пальчиками «Щелчки»).
- Под деревьями растут грибы (упражнение для языка и пальчиков «Грибок»).
- Соберём грибы в корзинку (упражнение для языка «Чашка», упражнение с пальчиками «Лукошко»).
- Спрячемся за деревьями (упражнение для языка «Прятки», упражнения с пальчиками «В кулачок», «Из кулачка»).
5. Произношение изолированного звука (Ш). Характеристика звука.
Упражнение «Ветерок».
- Дует в лесу ветерок, качает ветки деревьев, листочки шелестят: ш – ш – ш … (логопед и ребенок изображают руками, как ветер качает ветки деревьев, и длительно произносят звук [Ш], затем анализируют артикуляцию и дают характеристику звуку).
- Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук [Ш]? (Губы «Колечком», зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку».)
- Приготовь пальчики. Сгибаем их в кулачок и рассказываем о звуке [Ш]:
- Звук [Ш] - согласный или гласный? (согласный);
- Какая преграда у звука [Ш]? (зубки, язык);
- Звонкий или глухой? (глухой);
- Твёрдый или мягкий? (твёрдый);
- Каким цветом обозначаем? (синим).
- Найди на доске символ звука [Ш] (цветовое обозначение - синий кружок с шапочкой).
6. Произнесение слогов и слоговых рядов со звуком [Ш]. Развитие фонематического восприятия.
- Шуршат листочки на ветру. Послушай их слоговые песенки внимательно и назови, какой слог отличается: ша – шо - ша – ша (шо) аш – уш – уш – уш (аш)
Упражнение «Песенки листочков» (проговорить слоговые ряды со сменой ритмического рисунка и опорой на дидактическое пособие (мнемотаблицы) «Листья» № 1, 2).
- Листочки шелестят по-разному. Повторим их песенки: ша-ша – ша-ша-ша; иш-иш-иш – иш-иш.
Упражнение «Кочки на болоте». Логопед выкладывает половинки двух шариков су-джока и предлагает ребенку поочередно нажимать на них пальчиками, проговаривая слоги.
- В лесу кочки. Перепрыгивай с кочки на кочку за Машей, вот так: ашта – ашка; ашва – ушву;
амша –акша; анша - оншо; шки - шка – шко – шку.
7. Выделение слов со звуком [Ш] из текста. Профилактика плоскостопия.
Упражнение «Пройди по дорожке» (логопед приглашает ребенка пройти босиком по ортопедическим коврикам и выполнить задание).
- Идешь за Машей по дорожке дальше. Шаг делаешь в том случае, если услышишь в слове звук [Ш]:
Для … Мишутки … малыша … Шарф … на … шею … он … повяжет
Маша … вяжет … теплый … шар И … спасибо … Маше … скажет.
8. Координация речи с движением. Динамическая пауза:
Для Мишутки малыша (присесть, обхватив колени)
Маша вяжет теплый шар (встать, имитация вязания)
Шарф на шею он повяжет (наклоны головой в стороны)
И спасибо Маше скажет (поклониться).
9. Произнесение слов со звуком [Ш]. Профилактика плоскостопия. Развитие зрительного восприятия.
Упражнение «Половинки». Ребенок босиком идет по ортопедическим коврикам и называет предметные картинки со звуком [Ш]. На предметную картинку со звуком [Ш] наложена елочка. Определить, какой предмет, спрятался за елочкой, необходимо по половинке изображения.
- Мишка спрятал в лесу разные предметы. Угадай, что за елочками?
10. Произнесение словосочетаний со звуком [Ш]. Согласование числительных с существительными. Упражнение «Посчитай-ка».
- Маша предлагает собрать в лукошко для Мишки лесное угощенье. Давай считать, сколько шишек и каштанов положим в лукошко?
Ребенок складывает в лукошко шишки (орешки) и считает:
- Одна шишка в лукошке, две шишки в лукошке …
- Один каштан в лукошке, два каштана в лукошке …
- Чего больше в лукошке? Чего меньше в лукошке?
11. Произнесение фразы со звуком [Ш]. Развитие фонематического восприятия. Развитие мелкой моторики. Элементы рефлексии.
Упражнение с пальчиками «Человечек» (логопед приглашает подойти к световому коробу с песком и мелкими игрушками).
- У Мишки в лесу много друзей. Мы поможем Маше найдем только тех, в названии которых есть звук [Ш] (изображая пальчиками «идущего человечка» по песку, ребенок выбирает игрушку).
- Маша шла, шла, шла и к … (мышонку, лягушке, лошадке, кошке) подошла.
- Как можно назвать одним словом всех друзей Мишки? (звери, животные)
12. Развитие зрительной, тактильной памяти. Упражнение «Кто спрятался в мешке?».
- Звери хотят поиграть с нами в «Прятки». Посмотри, они спрятались в мешочек (логопед убирает игрушки в мешок). Ребенок на ощупь определяет выбранную им в мешке игрушку и достает её из мешка со словами:
- В мешке я нашла …
13. Произнесение чистоговорок со звуком [Ш] с опорой на мнемотаблицы.
Логопед выставляет перед ребенком мнемотаблицы и объясняет, что эти картинки помогут нам рассказать стишки для Маши и Мишки:
- Наша Маша под душем моет шею и уши.
- У Мишки шишки, шишки у Мишки.
- Шапка, да шубка – вот и наш и Мишутка.
14. Упражнение «Измени голосок». Развитие чёткости дикции, интонационной выразительности.
- А теперь попробуем рассказать чистоговорки от лица Маши и Мишки. Как бы они произнесли их?
Ребенок проговаривает чистоговорки, изменяя голос (за Машу – высоким голосом, за Мишку – низким голосом).
Заключительный этап
15. Итог занятия.
- Вот и подошла наша встреча с Машей и Мишкой к концу. Нам пора в детский сад.
- Какой звук мы учились вместе с друзьями правильно произносить?
- Какое задание тебе понравилось больше всего?
- Что было трудным для тебя?
16. Оценка речевой деятельности детей. Рефлексия.
- Ты прекрасно сегодня занималась, старалась красиво произносить звук (Ш). Маше и Мишке понравилось с тобой играть. Чтобы ты о них не забывала, они приготовили сюрприз со звуком (Ш) (дарят ребенку воздушные шары).
Использованная литература:
1. Кодолбенко Е.А. Зашифрованные скороговорки. М., 2011.
2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация звуков у детей. М., 2007.
3. Смирнова Л.Н. Мы учим звуки Ш, С. М., 2002.
3. Школьник Ю.К. Логопедия. М., 2006.