Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Космическая миссия: Галактика правильной речи»
Цель: развитие фонематического слуха, коррекция звукопроизношения, обогащение словаря и связной речи через игровой сюжет.
Ход:
1.Организационный момент
-Ребята, сегодня утром я получила странное сообщение из космоса. Хотите послушать? *Включает аудиозапись с шифрованным сигналом (писки, помехи) и голосом:
«С-с-с-пасите! Это Говорун с планеты Речевая Галактика! Метеориты-молчуны хотят уничтожить все звуки! Они уже украли [Р] и [Л]... Без них наша галактика замолчит навсегда!»
Логопед (с тревогой):
— Ой, кажется, случилось что-то ужасное! Как вы думаете, что произошло?
Логопед (поддерживает):
-Точно! Говорун говорит, что метеориты-молчуны хотят, чтобы все замолчали. А без звуков [Р] и [Л] мы не сможем говорить слова «ракета» или «луна»!
Посмотрите на карту Речевой Галактики! Видите, здесь были звуки [Р] и [Л], но теперь их нет… Что же делать?
Логопед (активно жестикулирует):
-Вы правы! Но как? Может, отправиться туда и победить метеориты?
Логопед (уточняет):
-Чтобы спасти звуки, нам нужно выполнить сложные задания. Вы готовы стать моим экипажем?
Вы правы! Вот ваши бортовые журналы. Записывайте все открытия!
Артикуляционная гимнастика
«Подготовка двигателей»
Логопед:
-Чтобы корабль не сбился с курса, нужно разогреть двигатели!
1. «Турбина»: Упражнение «Барабанщик» (д-д-д-д).
-Сильнее, сильнее! Иначе мы не взлетим!
2. «Метеоритный дождь»: Быстрое движение языком влево-вправо.
-Уворачиваемся от метеоритов: вжик-вжик!
3. «Космический ветер»: Дуть на комочек фольги.
- Сдуваем космическую пыль: у-у-у-у-ух!
Развитие фонематического слуха
1.миссия сбор оборудования.
Игра «Поймай звук»
-Мы приближаемся к первой планете. Здесь нужно найти слова со звуками Р и Л. (ракета, луна, комета, робот, звезда, лампа). Дети хлопают, если слышат нужный звук. Мы спасли планету Л. Отмечают в бортовом журнале
2 миссия
Следующая планета Р. Появляется игрушка Говорун.
- Говорун (аудиозапись):
— «Хочу кушать колова! Видел голку!»
- Дети (хором):
— Ко-р-р-рова! Го-р-р-ка!
- Работа с журналом:
— Дети заменяют магнитную Л на Р в слове «колова» (страница «Исправляем ошибки»).
Как вы космонавты спасали корову? Ра – ро – ру мы спасли корову.
3 миссия
«Космический репортаж» (4 минуты)
Цель: Развитие связной речи.
Действия:
- Логопед:
— Расскажите всей галактике о нашей миссии! Передаёт микрофон.
- Дети (по очереди):
— «Мы спасли звук [Р]!», «Говорун теперь говорит правильно!»
4. Заключение (2 минуты)
Цель: Рефлексия, закрепление результата.
Действия:
- Логопед
«Ребята, давайте оценим нашу миссию! На последней странице журнала нарисуйте улыбку на звёздочке, если вам понравилось, или грустинку, если что-то было сложным»
«Почему ты нарисовал такую звёздочку?» (2–3 ответа).
— «Спасибо за ваши звёздочки! Они помогут мне сделать следующие миссии ещё интереснее!»
— Какие звуки мы спасли? Что было самым интересным? Если вам понравилось наше путешествие и помогать говоруну. Можно
- Награждение:
— Вручение «космических медалей.
- Прощание:
— «Миссия завершена! До новых полётов!»