СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия для обучающихся с ОВЗ по теме"Алфавит"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Закрепить знание алфавита,

Задачи

обучающие:  заинтересовать детей играми,   связанными с родны языком, предупреждать дисграфические ошибки на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения, текста.

         Развивающие:  развивать память, внимание, операции мышления: анализ (на основе звукобуквенного анализа слов), классификация, синтез, сравнение, обобщение.

          Воспитатеьные:  воспитывать языковое чутьё, чувство дружбы и товарищества, уделять внимание здоровьеразвивающим факторам.

 

Оборудование: Обучающие пазлы «Алфавит» в виде желтых кирпичиков соединяющихся между собой замочками разной формы, конверты с буквами, слова-изографы, макет леса, игра «Угадай слово», мяч, предметные картинки, рыбки, удочка, «Пальчиковый бассейн» с фасолью, сюжетная картинка «Река» в чёрно-белом изображении, магнитофон, кассеты, тексты, цветные бумажные кружки.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия для обучающихся с ОВЗ по теме"Алфавит"»

Логопедическое занятие


Тема: «Алфавит».


Цели: Закрепить знание алфавита,

Задачи

обучающие: заинтересовать детей играми, связанными с родны языком, предупреждать дисграфические ошибки на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения, текста.

Развивающие: развивать память, внимание, операции мышления: анализ (на основе звукобуквенного анализа слов), классификация, синтез, сравнение, обобщение.

Воспитатеьные: воспитывать языковое чутьё, чувство дружбы и товарищества, уделять внимание здоровьеразвивающим факторам.


Оборудование: Обучающие пазлы «Алфавит» в виде желтых кирпичиков соединяющихся между собой замочками разной формы, конверты с буквами, слова-изографы, макет леса, игра «Угадай слово», мяч, предметные картинки, рыбки, удочка, «Пальчиковый бассейн» с фасолью, сюжетная картинка «Река» в чёрно-белом изображении, магнитофон, кассеты, тексты, цветные бумажные кружки.


Ход занятия.

1.Организационный момент.

- Назовите число, месяц, время года.

- Уже 5-й урок и у вас у всех разное настроение. Выберите себе цветной кружок, который соответствует вашему настроению.


2.Введение в тему.

- Перенесёмся в сказку. Чтобы оказаться в сказке, надо сделать волшебные движения.

Упражнение «Колечко»

- Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

- Итак, мы с вами оказались в сказке Александра Мелентьевича Волкова «Волшебник изумрудного города». Поднимите руку, кто знает эту сказку. Напомню вам её сюжет.

Среди степи жила девочка Эля вместе с мамой, папой и собачкой Тотошкой. Жили они в фургоне снятом с колёс и поставленном на землю. Однажды подул сильный ветер. Начался ураган.

(Включается запись «Вой ветра»).

Элли с Тотошкой не успели спрятаться в подвал. Как ураган подхватил фургон и понёс по воздуху. Так Элли оказалась в волшебной стране Жевунов. Элли очень хотелось вернуться домой. Однако, никто не знал, как это можно сделать. Жевуны подсказали Элли, что ей нужно добраться до Изумрудного города и попросить об этом великого волшебника Гудвина. Дорога к Изумрудному городу вымощена жёлтым кирпичом.

- Ребята, поможем Элли вернуться домой, восстановим дорогу!

- Дорога будет вымощена не простым жёлтыми кирпичами, а волшебными. Кирпичи расположены в определённом порядке:

Буквы – значки, как бойцы на парад

В строгом порядке

Построены в ряд

Каждый в условленном месте стоит

И называется всё ………(алфавит).

- Слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась когда то «альфа», а вторая «вита». Из этих двух названий букв получилось слово «Алфавит».

- на одну руку положим слово «альфа»,

- на другую слово «вита», соединили полученное слово «алфавит».

- Назовите ещё одно слово, которое имеет такой же смысл, как и слово «алфавит». (азбука)

- Итак, в путь.

Физминутка

(Под песню «Вместе весело шагать»)

3.Основная часть занятия.

1.Работа по профилактике дисграфии на уровне буквы.

а) Волшебница уронила несколько букв в реку. Найдите их на речном дне. (Дети находят буквы на черно-белом рисунке).

б) Вытащите их из реки.(Определение буквы на ощупь в «пальчиковом бассейне» с фасолью).

Достают буквы: А Б В Г, ставят кирпичики на доске.

Встретили Страшилку.

Игра с мячом.

- Скажите, какой Страшила?

2.Работа по профилактике дисграфии на уровне слога.

- Назовите картинки. Выделите первые звуки. (картинки: улитка, муравей)

- Составьте слог по первым звукам - (ум).

- Придумайте слова с данным слогом – (умный, умник, умница).

- Поменяем картинки местами. Какой теперь получился слог – Му

Игра «Угадай слово».

Логопед показывает карточку со слогом «му»

- догадайтесь, какое слово спряталось на обратной стороне карточки, это слово начинается с этого слога? (Слова: муравей, муха).

- Назовите картинки, одним словом.

- Получаете буквы Д Е Ё Ж З И (ставят «кирпичики» с буквами на доску)

Встретили Дровосека

Игра с мячом.

- Дровосек что делает?

3.Предупреждение дисграфии на уровне слова.

- Волшебница заколдовала зверей, расколдуйте их.

(Работа с изографами. См. Приложение)

- Отгадали животное, перевернули картинку. Вспомнили какое животное было возле буквы.

- А тут ещё задание. (Детям раздают конверты с буквами).

- Составьте слова, располагая буквы в алфавитном порядке. Каждое слово записано на карточке определённого цвета.

Аист енот ёжик кот лось

- Кто лишний из 5-и предметов?

- Кто лишний из 4-х предметов?

Буквы Й К Л М Н

4.Предупреждение дисграфии на уровне словосочетания.

- Встретили трусливого Льва.

- Ответьте на вопрос: Чья голова? Хвост? Нос? Уши?

Игра «Поймай рыбку».

(Дети вылавливают магнитной удочкой картинки)

одно окно – пять окон

одно пальто – пять пальто

один танк – пять танков

одна собака – пять собак

Буквы О П С Т

-Ребята, буква Р потерялась. Замените первый звук в словах звуком Р.

(Хобот, танец, забота, мычать, пыжик, нога, козы, мука).

5.Предупреждение дисграфии на уровне предложения. Упражнение в пространственной ориентировке.

- Вошли в школу. Повернулись на право. Поднялись на второй этаж. Пошли опять на право. На последней двери справа висит табличка Библиотека

Там нас встретила приветливая женщина. Это……(библиотекарь). Раз мы пришли в библиотеку, то мы стали ……(читателями).

6.Практическое использование алфавита

- Расположите книги как в библиотеке в алфавитном порядке по фамилии автора.

Буквы У Ф Х Ц Ч Ш Щ

7.Предупреждение дисграфии на уровне текста.

Детям предлагается текст.

Заблудилась точка, потерялась большая буква. Погода была чудесная ярко светило солнце друзья добрались до Изумрудного города

- Посмотрите, правильно ли написан текст.

Получают буквы Ъ Ы Ь Э Ю Я.

- Вот и добрались Элли и её друзья до Изумрудного города.

- Что им помогло? (Дружба)

Ребёнок рассказывает стихотворение

Дружба нам всего дороже

Мы живём дружить умея

Все от Саши Кузнецова

До Романа Торобцева

Весь наш класс от А до Я

Очень дружная семья.

III.Заключительная часть занятия.

Оценка деятельности детей.

- Что понравилось на занятии?

- Положите своё настроение.



5