Логопедическое занятие
Тема: «Алфавит».
Цели: Закрепить знание алфавита,
Задачи
обучающие: заинтересовать детей играми, связанными с родны языком, предупреждать дисграфические ошибки на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения, текста.
Развивающие: развивать память, внимание, операции мышления: анализ (на основе звукобуквенного анализа слов), классификация, синтез, сравнение, обобщение.
Воспитатеьные: воспитывать языковое чутьё, чувство дружбы и товарищества, уделять внимание здоровьеразвивающим факторам.
Оборудование: Обучающие пазлы «Алфавит» в виде желтых кирпичиков соединяющихся между собой замочками разной формы, конверты с буквами, слова-изографы, макет леса, игра «Угадай слово», мяч, предметные картинки, рыбки, удочка, «Пальчиковый бассейн» с фасолью, сюжетная картинка «Река» в чёрно-белом изображении, магнитофон, кассеты, тексты, цветные бумажные кружки.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
- Назовите число, месяц, время года.
- Уже 5-й урок и у вас у всех разное настроение. Выберите себе цветной кружок, который соответствует вашему настроению.
2.Введение в тему.
- Перенесёмся в сказку. Чтобы оказаться в сказке, надо сделать волшебные движения.
Упражнение «Колечко»
- Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
- Итак, мы с вами оказались в сказке Александра Мелентьевича Волкова «Волшебник изумрудного города». Поднимите руку, кто знает эту сказку. Напомню вам её сюжет.
Среди степи жила девочка Эля вместе с мамой, папой и собачкой Тотошкой. Жили они в фургоне снятом с колёс и поставленном на землю. Однажды подул сильный ветер. Начался ураган.
(Включается запись «Вой ветра»).
Элли с Тотошкой не успели спрятаться в подвал. Как ураган подхватил фургон и понёс по воздуху. Так Элли оказалась в волшебной стране Жевунов. Элли очень хотелось вернуться домой. Однако, никто не знал, как это можно сделать. Жевуны подсказали Элли, что ей нужно добраться до Изумрудного города и попросить об этом великого волшебника Гудвина. Дорога к Изумрудному городу вымощена жёлтым кирпичом.
- Ребята, поможем Элли вернуться домой, восстановим дорогу!
- Дорога будет вымощена не простым жёлтыми кирпичами, а волшебными. Кирпичи расположены в определённом порядке:
Буквы – значки, как бойцы на парад
В строгом порядке
Построены в ряд
Каждый в условленном месте стоит
И называется всё ………(алфавит).
- Слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась когда то «альфа», а вторая «вита». Из этих двух названий букв получилось слово «Алфавит».
- на одну руку положим слово «альфа»,
- на другую слово «вита», соединили полученное слово «алфавит».
- Назовите ещё одно слово, которое имеет такой же смысл, как и слово «алфавит». (азбука)
- Итак, в путь.
Физминутка
(Под песню «Вместе весело шагать»)
3.Основная часть занятия.
1.Работа по профилактике дисграфии на уровне буквы.
а) Волшебница уронила несколько букв в реку. Найдите их на речном дне. (Дети находят буквы на черно-белом рисунке).
б) Вытащите их из реки.(Определение буквы на ощупь в «пальчиковом бассейне» с фасолью).
Достают буквы: А Б В Г, ставят кирпичики на доске.
Встретили Страшилку.
Игра с мячом.
- Скажите, какой Страшила?
2.Работа по профилактике дисграфии на уровне слога.
- Назовите картинки. Выделите первые звуки. (картинки: улитка, муравей)
- Составьте слог по первым звукам - (ум).
- Придумайте слова с данным слогом – (умный, умник, умница).
- Поменяем картинки местами. Какой теперь получился слог – Му
Игра «Угадай слово».
Логопед показывает карточку со слогом «му»
- догадайтесь, какое слово спряталось на обратной стороне карточки, это слово начинается с этого слога? (Слова: муравей, муха).
- Назовите картинки, одним словом.
- Получаете буквы Д Е Ё Ж З И (ставят «кирпичики» с буквами на доску)
Встретили Дровосека
Игра с мячом.
- Дровосек что делает?
3.Предупреждение дисграфии на уровне слова.
- Волшебница заколдовала зверей, расколдуйте их.
(Работа с изографами. См. Приложение)
- Отгадали животное, перевернули картинку. Вспомнили какое животное было возле буквы.
- А тут ещё задание. (Детям раздают конверты с буквами).
- Составьте слова, располагая буквы в алфавитном порядке. Каждое слово записано на карточке определённого цвета.
Аист енот ёжик кот лось
- Кто лишний из 5-и предметов?
- Кто лишний из 4-х предметов?
Буквы Й К Л М Н
4.Предупреждение дисграфии на уровне словосочетания.
- Встретили трусливого Льва.
- Ответьте на вопрос: Чья голова? Хвост? Нос? Уши?
Игра «Поймай рыбку».
(Дети вылавливают магнитной удочкой картинки)
одно окно – пять окон
одно пальто – пять пальто
один танк – пять танков
одна собака – пять собак
Буквы О П С Т
-Ребята, буква Р потерялась. Замените первый звук в словах звуком Р.
(Хобот, танец, забота, мычать, пыжик, нога, козы, мука).
5.Предупреждение дисграфии на уровне предложения. Упражнение в пространственной ориентировке.
- Вошли в школу. Повернулись на право. Поднялись на второй этаж. Пошли опять на право. На последней двери справа висит табличка Библиотека
Там нас встретила приветливая женщина. Это……(библиотекарь). Раз мы пришли в библиотеку, то мы стали ……(читателями).
6.Практическое использование алфавита
- Расположите книги как в библиотеке в алфавитном порядке по фамилии автора.
Буквы У Ф Х Ц Ч Ш Щ
7.Предупреждение дисграфии на уровне текста.
Детям предлагается текст.
Заблудилась точка, потерялась большая буква. Погода была чудесная ярко светило солнце друзья добрались до Изумрудного города
- Посмотрите, правильно ли написан текст.
Получают буквы Ъ Ы Ь Э Ю Я.
- Вот и добрались Элли и её друзья до Изумрудного города.
- Что им помогло? (Дружба)
Ребёнок рассказывает стихотворение
Дружба нам всего дороже
Мы живём дружить умея
Все от Саши Кузнецова
До Романа Торобцева
Весь наш класс от А до Я
Очень дружная семья.
III.Заключительная часть занятия.
Оценка деятельности детей.
- Что понравилось на занятии?
- Положите своё настроение.
5