Конспект логопедического занятия на тему:
«Дифференциация букв и – у».
Цель: закрепить у детей знания о буквах и, у.
Задачи:
учить дифференцировать буквы и, у, при письме;
формировать навыки звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;
развивать зрительное восприятие, зрительный гнозис, оптико-пространственные и кинетические представления, слухо-речевую память;
развивать у детей логическое мышление;
формировать грамматически правильную речь, способствовать развитию фразовой речи;
развивать коммуникативные качества;
совершенствовать навык чтения;
воспитывать чувство коллективизм, товарищества, положительного отношения к учебе.
Оборудование: таблица Шульте, картинки с изображением персонажей, таблица согласных букв, индивидуальные карточки с заданиями, элементы букв, цветные карандаши.
1. Организационный момент
Выработка речевого дыхания
Детям предлагается сделать глубокий вдох и на выдохе прочитать ряд согласных букв:
С В П К Н Ш Л Т Ц Ф Ч Р Г
Работа с таблицей Шульте
Детям предлагается назвать по порядку и показать цифры от 1 до 11.
Ш 7 У 9
11 5 2 Т
К 4 1 8
6 10 И 3
Л: Назовите буквы, которые встречаются в таблице. Какое слово можно составить из этих букв? (ш, у, т, к, и. Слово: шутки)
Л: Что означает это слово?
Л: Сколько слогов в слове? Назовите первый слог. Назовите второй слог. Произнесите слово с ударением. На какой слог падает ударение. Назовите гласные звуки в этом слове.
Повторение артикуляции и характеристика звуков и – у
Л: Что общего у этих звуков? (Это гласные 1 ряда, при произнесении воздух не встречает во рту преграды)
Л: В чем их различие? (разное положение губ при произношении: при звуке «у»– губы вытянуты вперед трубочкой, при «и» – растянуты в улыбке)
2. Основная часть
Соотнесение звуков «и», «у» с соответствующими буквами. Сравнение букв по начертанию. Развитие внимания, кинетических и оптико-пространственных представлений
Л: К нам сегодня на занятие пришли кошка Ириска и мышка Муся (на доску выставляются их изображения)
Л: Как вы думаете, с какой буквой дружит Ириска? С какой Муся? (кошка дружит с буквой «и», мышка – с буквой «у»)
Л: Скажите, сколько элементов используется при написании буквы «и»? Назовите их (при написании буквы «и» используется 2 элемента; короткие наклонные линии с закруглением внизу вправо)
Л: Скажите, сколько элементов используется при написании буквы «у»? Назовите их (при написании буквы «у» используется 2 элемента; короткая наклонная линия с закруглением внизу вправо и длинная наклонная линия с петлей внизу)
На доску выставляются прописные элементы букв «и», «у».
Л: Чем похожи эти буквы? Чем они отличаются? (похожи тем, что обе буквы состоят из 2х элементов и первый элемент у обеих букв – короткая наклонная линия с закруглением внизу вправо; отличие букв во 2ом элементе)
Детям раздаются карточки, на которых в различной последовательности написан общий элемент букв «у», «и» и предлагается дописать недостающие элементы, опираясь на цветовые подсказки («у» – красный цвет, «и» –розовый).
Развитие буквенного анализа. Дифференциация изучаемых букв на уровне слова
Л: Муся и Ириска очень любят играть. Они играли с карточками, на которых написаны слова. Во время игры буквы «и», «у» перемешались. Помогите нашим героям поставить буквы на нужное место.
Детям даются карточки с заданиями.
Слова на карточках: .л.тка, .ч.тель, к.кла, к.б.к., сапог., гр.ша, м.шка, .тк., ш.шк., .чен.к, .гр.шка, .л.ца, к.р.ца, .дочк., м.х., б.лк., л.ст.
Л: Муся и Ириска пришли к нам не одни. С ними еще один герой. Чтобы узнать его, отгадайте загадку.
Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут? ( Буратино)
На доску выставляется изображение Буратино с портфелем.
Развитие слогового анализа и синтеза
Л: Ребята, Буратино не случайно попал к нам на занятие. Он не любит учиться, не умеет правильно читать и писать. Ему нужна наша помощь. И поэтому сегодня мы поможем ему справиться с трудностями. Он собрал портфель для занятий и положил туда различные вещи. Все содержимое портфеля он написал на табличках, но при этом перепутал слоги в словах (на наборном полотне выставлены таблички слов.Слова: радитет, каруч, дильбуник, варьбук)
Л:Разделите слова на слоги. Измените порядок слогов, и вы узнаете, какие вещи лежат в портфеле Буратино. Какие вещи положил Буратино в портфель? (Буратино положил в портфель тетради, ручку, будильник и букварь)
Л: Сколько слогов в каждом слове? (в слове тетради – 3 слога, в слове ручка – 2, в слове будильник – 3 слога, в слове букварь – 2 слога)
Л: Что лишнее у Буратино в портфеле? (лишний будильник)
Динамическая пауза
Л: Предлагаю немного отдохнуть.
У оленя дом большой, (Руки над головой – изображаем крышу дома)
Он сидит, глядит в окошко. (Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой поддерживаем правую)
Зайка по полю бежит, (Бег на месте)
В дверь к нему стучит: (Топот ногами, руки на поясе)
«Тук-тук, дверь открой, (Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой)
Там в лесу охотник злой». (Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево)
«Зайка, зайка, забегай! (Зазывание движения рукой)
Лапку мне давай» (Протягиваем руки с открытой ладонью)
Развитие зрительного внимания. Дифференциация смешиваемых букв.
Л: Ребята, в портфеле у Буратино есть еще очень много заданий, с которыми он не может справиться самостоятельно. Ему снова нужна наша помощь. Вот следующее задание.
Детям раздаются карточки с рядами букв, где нужно буквы «у» обвести в треугольник, а буквы «и» – в овал.
У Б Т И Н С У Ю Ч И Я И Э У Д У С Н
П А В Н У Ф И У Х У Н З И Щ У Г Ф И
У Ф У Ы А В И О У Р И Л У Д Ж И К У
Р И П У Р О К И Ж Е И У Х Ц В У Г Щ
Л: Сколько букв «и», букв «у» в каждом ряду?
Дифференциация смешиваемых букв «и», «у» в словосочетаниях
Л: Ребята, Буратино пришел к нам, чтобы учиться. Давайте покажем ему, как нужно составлять словосочетания.
Детям предлагается составить словосочетания со словами, в которых они вставляли пропущенные буквы (слова: учитель, улитка, кукла, кубики, сапоги, груша, мишка, ученик, улица, курица, игрушка)
Л: Полученные словосочетания вам нужно записать в тетрадь.
Развитие логического мышления и зрительного восприятия. Дифференциация изучаемых букв на уровне предложения.
Л: Буратино делает очень много ошибок. А все потому, что он не любит трудиться. Но всем хорошо известно, что без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Жалко, что Буратино не знает этой пословицы.
Л: А сегодня мы познакомимся сами и познакомим его с новой пословицей. Для этого вам нужно расшифровать таблицу, т.к. в ней «спряталась» новая пословица.
Дети получают индивидуальные карточки с заданием.
После того, как дети прочитают пословицу, записывают ее в тетрадь.
Л: Почему книгу называют лучшим другом? (ответы детей)
Л: Хорошая книга – мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг,
Мы время отлично проводим вдвоем
И наш разговор потихоньку ведем.
Л: А теперь произнесите эту пословицу с вопросительной / восклицательной интонацией, громко, тихо, шепотом.
Л: Подчеркните буквы занятия: «у» – красным карандашом, «и» – розовым.
Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания. Дифференциация изучаемых букв на уровне текста.
Л: Молодцы, со всеми заданиями вы справились. Вы не только сами учились различать буквы «и», «у», но и учили всему Буратино. Но Ириска и Муся приготовили вам еще одно задание, самое сложное. Я уверена, вы с ним справитесь!
Дети получают карточки с заданиями.
.ясьтичутибюленонитаруБ
.кобишоогонмтеаледнО
.икбишоитэиливарпсиыМ
.угинкюушорохонитаруБмирадопыМ
Л: Догадайтесь, как прочитать этот текст. Попробуйте читать текст не слева направо, а справа налево. Что у вас получилось?
(Буратино не любит учиться.
Он делает много ошибок.
Мы исправили эти ошибки.
Мы подарим Буратино хорошую книгу.)
Л: Прочитайте по очереди эти предложения. А потом все вместе хором.
Л: Запишите любое предложение. Выделите цветными карандашами буквы занятия.
3. Итог занятия
Л: Ребята, какие буквы мы учились различать?
Л: Почему мы учились их различать?
Оценка работы учащихся.