СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация букв и – у».

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка конспекта логопедического занятия "Дифференциация букв и-у"

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация букв и – у».»

Конспект логопедического занятия на тему:

«Дифференциация букв и у».

Цель: закрепить у детей знания о буквах и, у.

Задачи:

  • учить дифференцировать буквы и, у, при письме;

  • формировать навыки звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;

  • развивать зрительное восприятие, зрительный гнозис, оптико-пространственные и кинетические представления, слухо-речевую память;

  • развивать у детей логическое мышление;

  • формировать грамматически правильную речь, способствовать развитию фразовой речи;

  • развивать коммуникативные качества;

  • совершенствовать навык чтения;

  • воспитывать чувство коллективизм, товарищества, положительного отношения к учебе.

Оборудование: таблица Шульте, картинки с изображением персонажей, таблица согласных букв, индивидуальные карточки с заданиями, элементы букв, цветные карандаши.

1. Организационный момент

Выработка речевого дыхания

Детям предлагается сделать глубокий вдох и на выдохе прочитать ряд согласных букв:

С В П К Н Ш Л Т Ц Ф Ч Р Г


Работа с таблицей Шульте

Детям предлагается назвать по порядку и показать цифры от 1 до 11.

Ш 7 У 9

11 5 2 Т

К 4 1 8

6 10 И 3


Л: Назовите буквы, которые встречаются в таблице. Какое слово можно составить из этих букв? (ш, у, т, к, и. Слово: шутки)

Л: Что означает это слово?

Л: Сколько слогов в слове? Назовите первый слог. Назовите второй слог. Произнесите слово с ударением. На какой слог падает ударение. Назовите гласные звуки в этом слове.

Повторение артикуляции и характеристика звуков и – у

Л: Что общего у этих звуков? (Это гласные 1 ряда, при произнесении воздух не встречает во рту преграды)

Л: В чем их различие? (разное положение губ при произношении: при звуке «у»– губы вытянуты вперед трубочкой, при «и» – растянуты в улыбке)

2. Основная часть

Соотнесение звуков «и», «у» с соответствующими буквами. Сравнение букв по начертанию. Развитие внимания, кинетических и оптико-пространственных представлений

Л: К нам сегодня на занятие пришли кошка Ириска и мышка Муся (на доску выставляются их изображения)

Л: Как вы думаете, с какой буквой дружит Ириска? С какой Муся? (кошка дружит с буквой «и», мышка – с буквой «у»)

Л: Скажите, сколько элементов используется при написании буквы «и»? Назовите их (при написании буквы «и» используется 2 элемента; короткие наклонные линии с закруглением внизу вправо)

Л: Скажите, сколько элементов используется при написании буквы «у»? Назовите их (при написании буквы «у» используется 2 элемента; короткая наклонная линия с закруглением внизу вправо и длинная наклонная линия с петлей внизу)

На доску выставляются прописные элементы букв «и», «у».

Л: Чем похожи эти буквы? Чем они отличаются? (похожи тем, что обе буквы состоят из 2х элементов и первый элемент у обеих букв – короткая наклонная линия с закруглением внизу вправо; отличие букв во 2ом элементе)

Детям раздаются карточки, на которых в различной последовательности написан общий элемент букв «у», «и» и предлагается дописать недостающие элементы, опираясь на цветовые подсказки («у» – красный цвет, «и» –розовый).

Развитие буквенного анализа. Дифференциация изучаемых букв на уровне слова

Л: Муся и Ириска очень любят играть. Они играли с карточками, на которых написаны слова. Во время игры буквы «и», «у» перемешались. Помогите нашим героям поставить буквы на нужное место.

Детям даются карточки с заданиями.

Слова на карточках: .л.тка, .ч.тель, к.кла, к.б.к., сапог., гр.ша, м.шка, .тк., ш.шк., .чен.к, .гр.шка, .л.ца, к.р.ца, .дочк., м.х., б.лк., л.ст.

Л: Муся и Ириска пришли к нам не одни. С ними еще один герой. Чтобы узнать его, отгадайте загадку.

Деревянный озорник

Из сказки в нашу жизнь проник.

Любимец взрослых и детей,

Смельчак и выдумщик затей,

Проказник, весельчак и плут.

Скажите, как его зовут? ( Буратино)

На доску выставляется изображение Буратино с портфелем.

Развитие слогового анализа и синтеза

Л: Ребята, Буратино не случайно попал к нам на занятие. Он не любит учиться, не умеет правильно читать и писать. Ему нужна наша помощь. И поэтому сегодня мы поможем ему справиться с трудностями. Он собрал портфель для занятий и положил туда различные вещи. Все содержимое портфеля он написал на табличках, но при этом перепутал слоги в словах (на наборном полотне выставлены таблички слов.Слова: радитет, каруч, дильбуник, варьбук)

Л:Разделите слова на слоги. Измените порядок слогов, и вы узнаете, какие вещи лежат в портфеле Буратино. Какие вещи положил Буратино в портфель? (Буратино положил в портфель тетради, ручку, будильник и букварь)

Л: Сколько слогов в каждом слове? (в слове тетради – 3 слога, в слове ручка – 2, в слове будильник – 3 слога, в слове букварь – 2 слога)

Л: Что лишнее у Буратино в портфеле? (лишний будильник)

Динамическая пауза

Л: Предлагаю немного отдохнуть.

У оленя дом большой, (Руки над головой – изображаем крышу дома)

Он сидит, глядит в окошко. (Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой поддерживаем правую)

Зайка по полю бежит, (Бег на месте)

В дверь к нему стучит: (Топот ногами, руки на поясе)

«Тук-тук, дверь открой, (Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой)

Там в лесу охотник злой». (Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево)

«Зайка, зайка, забегай! (Зазывание движения рукой)

Лапку мне давай» (Протягиваем руки с открытой ладонью)

Развитие зрительного внимания. Дифференциация смешиваемых букв.

Л: Ребята, в портфеле у Буратино есть еще очень много заданий, с которыми он не может справиться самостоятельно. Ему снова нужна наша помощь. Вот следующее задание.

Детям раздаются карточки с рядами букв, где нужно буквы «у» обвести в треугольник, а буквы «и» – в овал.

У Б Т И Н С У Ю Ч И Я И Э У Д У С Н

П А В Н У Ф И У Х У Н З И Щ У Г Ф И

У Ф У Ы А В И О У Р И Л У Д Ж И К У

Р И П У Р О К И Ж Е И У Х Ц В У Г Щ


Л: Сколько букв «и», букв «у» в каждом ряду?

Дифференциация смешиваемых букв «и», «у» в словосочетаниях

Л: Ребята, Буратино пришел к нам, чтобы учиться. Давайте покажем ему, как нужно составлять словосочетания.

Детям предлагается составить словосочетания со словами, в которых они вставляли пропущенные буквы (слова: учитель, улитка, кукла, кубики, сапоги, груша, мишка, ученик, улица, курица, игрушка)

Л: Полученные словосочетания вам нужно записать в тетрадь.

Развитие логического мышления и зрительного восприятия. Дифференциация изучаемых букв на уровне предложения.

Л: Буратино делает очень много ошибок. А все потому, что он не любит трудиться. Но всем хорошо известно, что без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Жалко, что Буратино не знает этой пословицы.

Л: А сегодня мы познакомимся сами и познакомим его с новой пословицей. Для этого вам нужно расшифровать таблицу, т.к. в ней «спряталась» новая пословица.

Дети получают индивидуальные карточки с заданием.

После того, как дети прочитают пословицу, записывают ее в тетрадь.

Л: Почему книгу называют лучшим другом? (ответы детей)


Л: Хорошая книга – мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг,
Мы время отлично проводим вдвоем
И наш разговор потихоньку ведем.

Л: А теперь произнесите эту пословицу с вопросительной / восклицательной интонацией, громко, тихо, шепотом.

Л: Подчеркните буквы занятия: «у» – красным карандашом, «и» – розовым.

Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания. Дифференциация изучаемых букв на уровне текста.

Л: Молодцы, со всеми заданиями вы справились. Вы не только сами учились различать буквы «и», «у», но и учили всему Буратино. Но Ириска и Муся приготовили вам еще одно задание, самое сложное. Я уверена, вы с ним справитесь!

Дети получают карточки с заданиями.

.ясьтичутибюленонитаруБ

.кобишоогонмтеаледнО

.икбишоитэиливарпсиыМ

.угинкюушорохонитаруБмирадопыМ

Л: Догадайтесь, как прочитать этот текст. Попробуйте читать текст не слева направо, а справа налево. Что у вас получилось?

(Буратино не любит учиться.

Он делает много ошибок.

Мы исправили эти ошибки.

Мы подарим Буратино хорошую книгу.)

Л: Прочитайте по очереди эти предложения. А потом все вместе хором.

Л: Запишите любое предложение. Выделите цветными карандашами буквы занятия.

3. Итог занятия

Л: Ребята, какие буквы мы учились различать?

Л: Почему мы учились их различать?

Оценка работы учащихся.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!