Конспект логопедического занятия на тему:
«Дифференциация букв ш–щ».
Цель: совершенствовать умения различать буквы ш, щ.
Задачи:
закреплять умение дифференцировать буквы ш, щпри письме;
развивать навыки слогового анализа;
развивать зрительное восприятие, зрительный гнозис, оптико-пространственные и кинетические представления, слухо-речевую память, мелкую и общую моторику;
развивать у детей логическое мышление;
развивать фонематическое восприятие;
формировать грамматически правильную речь;
развивать коммуникативные качества;
совершенствовать навык чтения;
закреплять правописание ша, ща;
воспитывать чувство коллективизм, товарищества;
формирование навыков самоконтроля, положительного отношения к учебе.
Оборудование: картинки с изображением персонажей, изображение букв Ш, Щ,предметные картинки с изучаемыми буквами, карточки с заданиями.
1. Организационный момент.
Речевая разминка
Л: Чтобы настроиться на работу, проговорим чистоговорки:
Ша-ша-ша – наша Маша хороша.
Ши-ши-ши – есть у Маша ландыши.
Л: Какой звук встречается чаще всех? (звук «ш»)
Л: Щу-щу-щу – я платок свой ищу.
Ща-ща-ща – в пруду поймали леща.
Л: Какой звук встречается чаще всех? (звук «щ»)
Л: О каких буквах сегодня будем говорить?
Артикуляционная гимнастика
Л: Выполним упражнения: «Лягушка», «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка».
2. Основная часть
Л: Отгадайте загадки и вы узнаете. Кто сегодня пришел к нам в гости.
У меня пропал носок,
Утащил его … (щенок)
Маленький рост,
Длинный хвост.
Собирает крошки,
Прячется от кошки (мышь)
На доску выставляются изображения Щенка и Мышонка.
Л: С какими буквами дружат Щенок и Мышонок? (Щенок дружит с буквой «щ», Мышонок – с буквой «ш»)
Сравнение букв по начертанию. Определение сходства и различия.
Л: Посмотрите на доску. Там написаны буквы «ш» и «щ». Чем они похожи? В чем их отличия? (у обеих букв по три одинаковых элемента: короткие наклонные линии с закруглением внизу вправо, но отличие в том, что у буквы «щ» есть еще петелька)
Л: Все правильно, молодцы.
Дифференциация букв занятия в словах. Правописание «ща», «щу»
Л: Щенок и Мышонок принесли нам волшебный сундучок. Все слова, которые в него попадают, меняют свое написание и значение. После того, как слово побывает в сундучке, в нем меняются местами буквы «ш» и «щ». Давайте посмотрим, что там за слова спрятались.
Слова: смешу, пиши, плюш, шип, чаща, помещать, прошение, защита.
Дети меняют в словах буквы. Логопедом объясняется лексическое значение непонятных детям слов.
Л: Ребята, а вы, наверное, уже знаете правило о написании «ща» и «щу» («ща» пишем с буквой «а», «щу» пишем с буквой «у»)
Л: А вы знаете, почему буква «щ» дружит только с буквами «а» и «у»? Послушайте сказку о «Буквах – путешественницах».
Когда-то давным-давно жили в алфавите две буквы-близнецы. И звали их одинаково: «ш», и стояли они рядышком. А буквы «щ» тогда вообще не было. И вот однажды решили буквы отправиться в путешествие на воздушных шариках. Когда они перелетали через широкую реку, шарик у одной из букв лопнул, и она упала в воду. Подплыла к ней хищная рыба и стала тянуть за крючок. Тянула-тянула, пока не вытянула петельку. Буква от испуга стала другую песенку петь — не «ш-ш-ш», а «щ-щ-щ». А рыба эта с тех пор стала называться... (щука). На берегу в это время стояли гласные буквы «а», «я», «у» и «ю». Попросила их буква «щ» помочь выбраться на берег. Буквы «я» и «ю»сказали: «Нет, вода холодная, боимся ножки замочить». Буквы «а» и «у» смело шагнули в реку и вытащили «щ» на берег. С тех пор буква «щ» не дружит с «я»и «ю», даже рядом никогда не становится. Решили буквы «ш», «щ», «а» и «у» построить вдоль реки заборчик, чтобы хищная рыба близко не подплывала. Заборчик получился такой: ша, ща, шу, щу, ша, ща, шу, щу...
Л: Теперь мы с вами запомним, как правильно писать эти сочетания.
Л: Наши друзья Щенок и Мышонок решили немного с нами поиграть. Они из слов убрали буквы занятий и просят вас поставить правильно буквы, записав слова в тетрадь.
Дети получают индивидуальные карточки со словами.
Слова: малы.и, .утка, .епот, помо.ь, .ёки, и.ейка, ти.ина, хи.ник, ве.ичка, пи.а, .ала., но.а, ве.алка, .ука.
Выполнение задания.
Работа со словосочетаниями. Согласование прилагательных и существительных
Л: А сейчас давайте к записанным словам подберем подходящий для них признак. Например, хитрая щука.
Динамическая пауза
Л: Быстро встали, улыбнулись,
Выше – выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо-влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Работа с буквами занятия на уровне предложений, текста
Л: Щенок и Мышонок хотят посмотреть, как мы научились различать буквы «ш» и «щ» и просят нас записать текст.
Щенок
У Шуры Щеглова был щенок. Щенок любил борщ и кашу. Звали щенка Шарик. Шарик часто шалил. Щенок утащил щетку под шкаф.
Л: Подчеркните буквы занятия: «ш» синим карандашом, «щ» – зеленым. Почему мы взяли карандаши именно этих цветов? (потому что «ш» всегда твердая, а «щ» всегда мягкая)
Л: Дадим нашим рукам отдых, поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду произносить чистоговорки без последнего слова, вы слушаете слоги, которые в ней звучат, и добавляете последнее слово с таким же слогом, в рифму.
Ша-ша-ша – я гуляю не … спеша.
Ща-ща-ща – дождь пошел, я без … плаща.
Шу-шу-шу – плащ с собою не … ношу.
Щу-щу-щу – зонтик в сумке я … ищу.
Ши-ши-ши – правильно букву … напиши.
Щи-щи-щи – здесь ошибку … поищи.
3. Итог занятия
Л: Мы с вами очень хорошо потрудились. Давайте вспомним, чем отличаются буквы «ш» и «щ». Как они пишутся с буквами «а» и «у».
Оценка работы учащихся.