СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия на тему «Волшебница зима».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия на тему «Волшебница зима».»

Конспект логопедического занятия.

Тема: «Волшебница зима».

(старшая логопедическая группа)

 

                                                                 Составила: Почетнова Эльвира Васильевна, учитель-логопед группы «Дюймовочка» МБДОУ "Детский сад № 4 комбинированного вида г. Бокситогорска " 


       Цель: развитие познавательного интереса и речевой активности, систематизация представлений детей о зиме, зимних забавах.

 

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.

  • Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.  

  • Развитие связной речи (составление предложений по картинкам «Зимние забавы»).

  • Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-ец», «-иц», «-ок», «-очк-», «ушк»; употребление существительных в родительном падеже; подбор и использование в речи родственных слов).

  • Дифференциация звуков [С]-[Ш]

         Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.

  • Развитие фонематического слуха.

  • Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения.

  • Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу.

  • Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

 

        Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

  • Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.

        Оборудование:

Доска магнитная, видео «Зимняя артикуляционная гимнастика», презентация, разрезные картинки, пособие для развития речевого дыхания «Снежинка на рукавичке», пособие на дифференциацию звуков С-Ш «Разложи подарки» на магнитах.

 


Ход занятия:

        1. Организационный момент.

        Дети входят, здороваются.

Логопед. Давайте, представимся нашим гостям, назовите свои имя и фамилию.


        2. Знакомство с темой. (дети встают в кружок)

        Логопед. Ребята, к нам в гости пришел Снеговичок, и сейчас он загадает вам загадку. Слушайте внимательно.


«Белым пледом лес укрыт,

И медведь в берлоге спит.

Снег, как белая кайма.

Кто хозяйничал?  (зима)».


О  каком времени  года эта загадка?        (О зиме.)

И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме. Вспомните, что бывает зимой?


        3. Образование относительных прилагательных.

        Логопед: Снеговичок хочет послушать, что вы ещё знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?

         Логопед предлагает варианты: Если на улице идёт снег, то погода… (снежная);

- Если сильный мороз, то погода какая? (морозная)

- А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)

- Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то погода какая? (студёная)

               

  4.  Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

        Дидактическая игра «Назови ласково» со «снежком». (даю ребенку «снежок» и называю слово, ребенок сжимает в ладошках «снежок» и назывет слово ласково)

       

  Логопед: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).

Мороз – (морозец).

Лёд – (ледок).

Холод – (холодок).

Снежинка – (снежиночка).

Метель – (метелица)

        

 5.  Дыхательные упражнения.

        Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

«Мне на варежку упала тонкая снежинка,

Ветер дунул – улетела белая пушинка».

        

        Я вас превращу  в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки).  А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

        Дети рассказывают:  Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку. Снежинка лежит на ладони.)

        А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» «варежке»).


6. Артикуляционная гимнастика «Что такое зима?» (дети выполняют зарядку с видео)

Ребята, а какая для вас зима?   (веселая, нарядная, волшебная, морозная ).

Зима веселая, потому что можно кататься на санках и лыжах.

Зима нарядная, потому что кругом очень красиво.

Зима морозная, потому что на улице очень холодно, стоит мороз.

Зима волшебная, потому что бывает праздник Новый год.

 Молодцы!


7. Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».

        Дидактическая игра «Что наделала зима?»

        Логопед: Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Что же наделала Зимушка-зима?

Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).

Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).

Метель мела и все тропинки – (замела).

Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).

 Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).



 8. Образование родственных слов.

Игра «Доскажи словечко». (родственные слова)

 Логопед:  Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом.  Ребята, давайте поиграем со  словом «снег».

(Логопед  читает  стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом  «снег»).


«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... (Снег.)

 С неба всё скользят пушинки —
 Серебристые ... (Снежинки.)

Вот веселье для ребят —
Всё сильнее ... (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (Снежки.)

Словно в белый пуховик
Нарядился ... (Снеговик.)

На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой ... (Снегири.)


Логопед: Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)


9. Физкультминутка.

Логопед: Дети, со снеговичком вставайте,

                 Физкультминутку начинайте.

(Дети встают в кружок).

 

«Наконец пришла зима,                 Дети разводят руки в стороны

Стали белыми дома,                       Складывают руки домиком над головой

Снег на улице идёт,                        Двигают руками сверху вниз

Дворник улицу метёт,                    Имитируют

Мы катаемся на санках,                 Приседают, руки вытягивают вперёд

Пишем на катке круги,                   Руки закладывают за спину, медленно                                                          кружатся

Ловко бегаем на лыжах,                 Имитируют

И играем все в снежки.                   Лепят и бросают снежки


 11.  Соберем картинки. (санки, коньки, лыжи, снеговик)

Придумайте предложение по своей картинке (Мальчик лепит снеговика. Девочка катается на коньках. Мальчик катается на санках. Девочка катается на лыжах.


А какой скоро будет праздник? (новый год)


12. Пальчиковая зарядка «Новый год»:


Наступает Новый год!
Дети водят хоровод!
Висят на елке шарики,
Светятся фонарики!
Вот сверкают льдинки,
Кружатся снежинки!
В гости дед Мороз идет,
Всем подарки он несет.
Чтоб подарки посчитать,
Будем пальцы загибать!
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Ура!!!      


13. А сейчас мы поможем Снеговику разложить подарки. Положим подарки в названии которых звук С в сани. А подарки в названии которых звук Ш в машину. (каждый ребенок берет картинку, называет ее, говорит какой звук слышен в названии, прикрепляет соответственно на санки или на машину)

 14.Заключительная часть.

        Логопед: Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили?

 (Дети  передают из рук в руки «снежок» и отвечают).

Логопед: Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание.