СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия НОД в старшей группе на тему «Забавные звуки и буквы [с] и [з]».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программное содержание:

- Уточнять представлений о правильной артикуляции произносительных органов, об акустических свойствах, кинестетических ощущений звуков [С] и [З]; совершенствовать умение произносить изолированные звуки [с], [з], а также в слогах, в словах и предложениях; формировать умение вслушиваться в речь, понимать её содержание; способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом или предложением; выработать глубокий вдох и длительный выдох.

- Развивать речевую деятельность; слухо-речевое, фонематическое восприятие и внимание, зрительный гнозис, память, мышление, связную речь; модуляцию голоса, выработку правильного речевого диафрагмального дыхания; артикуляционной, дыхательной, мелкой и общей моторики.

и конструктивный праксис. Развивать понимание грамматических форм речи, обучение понимания вопросов косвенных падежей;

      - Формировать положительную установку на участие в занятии; закрепить навыки работы в коллективе; наблюдательность и любознательность, самостоятельность.

Образовательные области: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Демонстрационный материал: картинки с правильной постановкой звука, иллюстрированные картинки коса, коза, буквы Си З, предметные карточки для составления предложений, стол, шкаф, скамейка, стул.

Раздаточный материал: карандаш голубой и синий, карточки к игре «Обведи внимательно С и З», «Дорисуй пропажу».

Ход НОД.

I. Организационный момент. Игра «Да или нет».

Учитель начинает фразу, дети ответом завершают.

Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята! Очень любим мы учиться.

Дети: Да.

Учитель-логопед: И, конечно же, лениться.

Дети: Нет.

Учитель-логопед: Выполняем все задания.

Дети: Да.

Учитель-логопед: Очень любим опоздания.

Дети: Нет.

Учитель-логопед: Читаем, пишем, рассуждаем.

Дети: Да.

Учитель-логопед: Дисциплину нарушаем.

Дети: Нет.

Учитель-логопед: Всем успехов я желаю и урок мы начинаем!

Учитель-логопед: Не забывайте: Отвечать – не кричать, только руку поднимать!

II.Основная часть занятия.

1. Сообщение темы и цели занятия.

 Учитель-логопед: Слушай загадку, назови мне отгадку:

С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова.

(коза)

Штучка - одноручка,

Носик стальной,

Хвостик деревянный,

Всё лето на лугу,

А зимой — на крюку.

(коса)

 

Выставляются иллюстрированные картинки косы, козы.

Учитель-логопед: Слова “коза” и “коса” отличаются по смыслу?

Дети: Да.

Учитель-логопед: Какими звуками отличаются эти слова в произношении?

Дети: Звуками [С] и [З]

Учитель-логопед: Что будет, если букву [З] заменить буквой [С], и наоборот?

Дети: Изменится смысл слова.

Учитель-логопед: Сегодня мы закрепим наши навыки в различении и произношении звуков [С] и [З].

Для того, чтобы мы говорили правильно, нам надо сделать артикуляционную зарядку.

2. Артикуляционные упражнения. 1. «Лягушка – хоботок». На счет «раз-два» чередовать упражнения «Лягушка» и упражнение «Хоботок». 2. «Лопаточка». Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы. 3. «Накажем непослушный язычок». Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя». 4. «Киска сердится». Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

3. Анализ артикуляции

Учитель-логопед: Давайте вспомним артикуляцию этих звуков и сравним.

На доске картинки с правильной постановкой звука.

Артикуляция звука [З]:

Учитель-логопед: Когда мы произносим звук [З], что делают губы?

Дети: Губы улыбаются.

Учитель-логопед: Где находится кончик языка?

Дети: Язык за нижними зубами.

Учитель-логопед: Голосовые связки работают. Спинка языка прямая.

Учитель-логопед: Делаем глубокий вдох через нос и произносим со звуком, плавно выдыхая до полного выдоха, поём песенку комара.

Учитель-логопед: Произнесите этот звук и послушайте себя.

Артикуляция звука [С]:

Когда мы произносим звук [С], что делают губы?

Дети: Губы улыбаются.

Учитель-логопед: Где находится кончик языка?

Дети: Язык за нижними зубами.

Учитель-логопед: Голосовые связки не работают. Спинка языка прямая.

Учитель-логопед: Делаем глубокий вдох через нос и выдыхая произносим со звуком [С], резкими рывками, как будто качаем колесо.

Учитель-логопед: Произнесите этот звук и послушайте себя.

Учитель-логопед: Чем похожи и чем отличатся эти звуки?

Дети: Наличием или отсутствием голоса.

4. Дидактические игры «Послушай и выполни правильно»

Учитель-логопед: Произнесем отдельные звук [З], затем звук [С]. Я поднимаю руку вверх, вы произносите [З], как комарик поёт свою песню. Моя рука внизу, произносим звук [С], песенку ручейка.

Дети произносят изолированные звуки.

Учитель-логопед: Продолжаем, но изменим правила игры. Слушате звуки, когда услышишь звук [С]-ладошки трём, а когда услышишь звук [З] – хлопаем.

Учитель-логопед: Цепочка звуков: с,з,с,з,з,с,з,с,с,з.

Учитель-логопед: А сейчас я буду называть слоги, а ты слушай, если звуки.

Учитель-логопед: Слушаем слоги: за, су, ис, зо, сы, зу, оз, се, зы, ас.

5. Развитие общей моторики «Сделай, что скажу».

Учитель-логопед: А сейчас немного разомнёмся. Встаньте около своих столов.

Учитель-логопед:Я буду произносить слова и если вы услышите слова со звуком [З], вы прыгаете, а если услышите слова со звуком [С], вы шагаете, слушай внимательно:

замок, танк, глаза, заколка, трава, губы, зубы, песня, стол, забор, мост, лужа, колос.

6. Чистоговорки с выполнение упражнений на звуки [С], [З].

Учитель-логопед: Произносите за мной чистоговорки с выполнением действий по словесной инструкции.

Са-са-са -  у Сони длинная коса.

Ус-ус-ус - у Сони много бус.

Осы-осы-осы – заплетали косы.

За-за-за – на лугу стоит коза.

Зу-зу-зу – мы увидели козу.

Зе-зе-зе – травку дали мы козе.

Зой-зой-зой – бежит козленок за козой.

Сели дети за стол.

Учитель-логопед: Чем отличается звук от буквы? Букву мы видим и пишем, звук мы слышим и говорим.

 

Учитель-логопед: А на что похоже буква С?

 

Дети: На месяц.

МеСяц вышел из-за тучи,

По нему учитьСя лучше –

Сразу узнаётСя “эС”,

 

 

 

Смотрит буковка С небеС.

НА ЧТО ПОХОЖА БУКВА З»?

На эту букву посмотри!

Она совсем как цифра 3.

3 не просто завитушка,

3 — пружина, крендель, стружка.

 

Логопед выставляет буквы С и З.

Учитель-логопед: Что такое звук?

Дети: Звуки мы слышим и произносим.

Учитель-логопед: А что такое буква?

Дети: Буквы мы видим и пишем.

7. Пальчиковая разминка.«Музыка» 

Учитель-логопед: Как у пианиста пальцы опускаются на стол по порядку.

Музыка, музыка к нам из магазина

Музыку, музыку, музыку везут

В детский сад сегодня едет пианино

Пусть все дети весело запоют.

Учитель-логопед: Продолжая играть, как будто на пианино со звуком [С],а теперь добавим голос со звуком [З].

Учитель-логопед: Аплодисменты!

8. Дидактическая игра «Обведи внимательно С и З»

Учитель-логопед: Возьмите карандаши синий и голубой и пропишите по точкам, синим букву С, а З голубым цветом, будите внимательны.

9. Дидактическая игра «Дорисуй пропажу».

Учитель-логопед: Дорисуйте элементы букв, чтобы у вас получилась целая буква.

III. Заключительная часть

1. Дидактическая игра «Живые картинки».

Учитель-логопед: Составьте предложения по картинкам.

1) Коза – коса.

2) Зайка – капуста. 3) Зверёк—сверчок. 4) Глаза – слон. 5) Зоя – самокат. 2. Дидактическая игра «Откуда и куда?».Употребление и дифференциация предлогов за и со. (Упражнение сопровождается демонстрацией предметов и действиями). Учитель-логопед: Я буду называть имена и демонстрировать действия, а вам нужно составить предложения используя предлоги.

Лиза села за стол. Стакан упал со стола. Захар зашёл за шкаф. Сумка упала со шкафа. Зоя спряталась за стул. Оксана спрыгнула со стула. Лиза стоит за скамейкой. Света встала со скамейки. IV. Подведение итогов занятия. Учитель-логопед:  С какими звуками мы работали на занятии? Учитель-логопед: Назови слова со звуком [с], [з].

Учитель-логопед: Что вам понравилось и было интересно?

Учитель-логопед: Что показалось сложно?

V. Рефлексия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!