Тема: Овощи.
Цель: Формирование коммуникативной, планирующей и регулирующей функций речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: формировать умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнера по общению, выполнять предметно-игровые действия, пользоваться жестом, понимать и выполнять инструкции «дай», «на», «возьми», понимать и использовать предлоги «на», «под». Уточнить и расширить знания ребенка об овощах.
Коррекционно-развивающие: развивать подражательную способность ребенка действию, звуку, слуховое внимание; развивать общую и мелкую, артикуляционную моторику.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать у ребенка потребность в речевом высказывании с целью общения.
Оборудование: Игрушка «Заяц»; поднос с помидором, огурцом, морковкой, картофелем; картинки кусочков овощей; картинки: помидор-помидоры, огурец-огурцы, морковка-морковки; разрезные картинки «Овощи»; лист бумаги, карандаши.
Ход занятия.
Организационный момент.
Актуализация знаний. Дифференциация единственного и множественного числа существительных. Активизация слов, доступных по слоговой структуре.
Упражнение «Покажи и скажи». Попросить ребенка рассмотреть предметные картинки, показать и дать полные ответы:
- Где помидор? Где помидоры? (Вот помидор. Вот помидоры.)
- Где огурец? Где огурцы? (Вот огурец. Вот огурцы.)
- Где морковка? Где морковки? (Вот морковка. Вот морковки.)
Артикуляционная гимнастика.
Основной этап. Открытие детьми нового знания. Знакомство с предлогами «на», «под».
- Будем строить овощные башенки. Вот огурец. Вот помидор. Положи огурец НА (выделяем голосом) помидор. Положи морковку ПОД огурец.
Ребенок совместно с педагогом строит башенки из картинок-кусочков огурца, моркови, помидора, чередуя их в разной последовательности.
Самостоятельное применение нового знания на практике.
Игра «Угости зайчика» (разрезные картинки).
Предложить ребенку поздороваться с зайчиком и угостить его овощами.
— На, зайчик помидор.
— На, зайчик, морковку. И т.д.
Физ. минутка.
В огород пойдем, урожай соберем. (шаги на месте)
Мы моркови натаскаем («таскают»)
И картошки накопаем. («копают»)
Срежем мы кочан капусты, («срезают»)
Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают круг руками три раза)
Щавеля нарвем немножко («рвут»)
И вернемся по дорожке. (шаги на месте)
Рисование «Морковки».
Предложить нарисовать для зайчика большую и маленькую морковки.
7. Заключительный этап.
Подведение итогов деятельности. Положительная оценка деятельности ребенка. Подарки от Зайчика.