СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

С применением  здоровьесберегающих технологий   и ИКТ    

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе»

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе с применением здоровьесберегающих технологий и ИКТ. На тему дикие животные: «Приключения с ёжиком Шустриком»

Составитель: Учитель-логопед Павленко Лариса Анатольевна

Цель: систематизировать знания детей о диких животных.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- активизировать словарный запас детей по теме;

- закрепить обобщающее понятие «дикие животные»;

- закрепить правильное произношение звука [ш].

-упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными;

- упражнять в определении наличия – отсутствия звука [ш] в словах

- упражнять в образовании притяжательных прилагательных;

- упражнять в умении сравнивать слова по длине, делить на слоги;

- закрепить навыки словообразования и словоизменения.

Коррекционно-развивающие:

- совершенствовать целостное зрительное восприятие;

- умение узнавать предмет по его силуэтному изображению;

- развивать память, внимание, мышление;

- развивать мелкую моторику рук.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать интерес к окружающему миру;

- продолжать совершенствовать навыки поведения в коллективе;

- формировать навык самоконтроля и самооценки.

Оборудование: силуэты, картинки диких животных и их детёнышей, паровозики для слогов, ноутбук, презентация «Язычок в зоопарке»





Ход занятия

I. Вводная часть:

Логопед:- Ребята, вы слышите шорох? (дети слушают.) (Дети с педагогом находят на ковре корзинку, а в ней ёжика)

Логопед: - В корзинки есть записка, в ней написана, как нашего гостя зовут. Ребята, это ёжик - Шустрик! Он приготовил для вас много интересных зданий, и подарит подарки, если вы справитесь с ними. У ёжика есть друзья (Из корзинки высыпаются тени животных.) А чьи это тени? (ответы детей)

Логопед: - Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?

Дети: о диких животных.

Логопед: - А почему их так называют?

Варианты ответов детей.

Логопед: Верно! А какой звук слышится в начале имени ёжика Шустрик?

Дети: Звук «Ш»

Логопед: - Сегодня на занятии мы будем говорить о диких животных и закрепим произношение звука [ш], но перед этим мы вместе с Шустриком сделаем артикуляционную гимнастику.

1.Артикуляционная гимнастика: (сидя на полу кружком перед ноутбуком).

Презентация «Язычок в зоопарке»

2.Произношение звука изолированно

Логопед:-Ребята, наш гость Шустрик страшный шалунишка. Залезает за ширму и шуршит там: шур – шур – шур, и все боятся.

– Ребята, как шуршал Шустрик?

– Верно, все вместе произнесем: шур – шур – шур.

– Какой звук слышится в начале этих слов?

- Давайте произнесем его.

Дети: Ш-Ш-Ш

3. Подбор слов-признаков  Игра с мячом «Скажи, какой?»

(Ребенок, поймавший мяч, должен подобрать три наиболее точных определения к животному, которое называет логопед)

Медведь – сильный, большой, мохнатый.

Волк – злой, голодный, хищный

Лиса – хитрая, умная, проворная

Белка – быстрая, запасливая, трудолюбивая

Заяц - трусливый, пугливый, белый.

Логопед: -Дети, сейчас наши животные большие, но когда-то они были маленькими. Постарайтесь назвать, кто кем был?

4. Игра «Кто кем был?»

Медведь – медвежонком

Ёж – ежонком

Лиса – лисёнком

Лось – лосёнком

Белка – бельчонком

Волк – волчонком

Барсук – барсучонком

Рысь – рысенком

Заяц – зайчонком

Кабан – кабанёнком

Логопед: -Ребята наши глазки устали, давайте сделаем гимнастику для глаз.

5.Гимнастика для глаз

Глазкам нужно отдохнуть.

(Ребята закрывают глаза)

Нужно глубоко вздохнуть.

(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

Глаза по кругу побегут.

(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

Много-много раз моргнут

(Частое моргание глазами)

Глазкам стало хорошо.

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

Увидят мои глазки все!

(Глаза распахнуты.На лице широкая улыбка)


6. Игра «Один и много» (Садятся на коврик) (На экране появляются изображения сначала одного животного, потом много) Лисёнок — лисята
Ёж — ежата
Медведь — медвежата
Волк— волчата
Заяц— зайчата
Белка— бельчата

Логопед:- У наших животных есть детеныши. (игра с мячом)
Давайте скажем полным предложением:- У кошки котёнок. У кошки котята.
У лисы лисенок.
У ежа ежонок.
У медведицы медвежонок.
У волчицы волчонок.
У зайчихи зайчонок.
У белки бельчонок.

Логопед:-Предлагаю отдохнуть.

7.Динамическая пауза “У нас славная осанка”

У нас славная осанка,

Мы свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

Ну а если надоест.

То пойдём все косолапо,

Как медведи ходят в лес.



8. Игра «Назови ласково» Логопед:-Давайте наших животных немножко побалуем, будем называть их ласково: Лиса – лисичка, лисонька
Белка – белочка
Волк – волчок
Медведь – медведушка
Лось – лосик
Заяц – зайчик, зайчишка, заинька, зайка. 


9. Игра «Паровозик».

Логопед: -Молодцы. Все хорошо справились с заданием. Но это ещё не всё. Следующее задание от Шустрика - каждая из мам хочет знать, чьё же имя длиннее, а чьё короче. И мы им в этом поможем. А как же мы узнаем это? Да, всё верно, по количеству слогов в слове. (Картинки с детёнышами разместить в окошки паровозика)

Давайте посчитаем, сколько их? (4). Посмотрите внимательно и скажите, чем они отличаются друг от друга? Правильно, у них разное количество окошек (одно, два, три, четыре). Как вы думаете почему? (ответы детей). Правильно, сколько окошек, столько и слогов в слове. Сейчас мы определим количество слогов в слове. Кто ответит правильно, тот и посадит детёныша в нужный вагончик.

Логопед: Молодцы! Присаживайтесь.

10. Пальчиковая гимнастика

«Есть у каждого свой дом»

У лисы в глухом лесу есть нора – надёжный дом.

(Дети загибают пальцы по одному, на каждое двустишье)

Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий нагребает листьев кучу.

Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу.

Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём.

(Удары ладонями и кулачками поочерёдно)


12. Игра «Наложенные контуры» (за столами)

Логопед:- Сейчас я раздам вам листы и фломастеры. Это подарки ёжика Шустрика за все ваши старания! Внимательно посмотрите на изображение. Здесь нарисованы контуры домашних животных, о которых мы сегодня говорили. Каждый из вас обведёт одно животное, то, чью тень вы взяли на «полянке» в начале занятия. Прежде чем обводить, подумайте, фломастером, каким цветом его раскрасить.

Логопед: -Молодцы. Вы замечательно справились со всеми заданиями. Нашему ёжику очень понравилось с вами играть! Рисунки возьмите домой. Дома обведёте остальных животных, раскрасите их, покажите родителям и расскажите им, где какое животное и что вы о нем знаете.

III. Заключительная часть:

Итог.

Логопед: -Давайте вспомним, чем же мы занимались на занятии? Что повторили? Что нового узнали? Что вам особенно понравилось или запомнилось?