Конспект логопедического занятия по теме «Фокусники»
(с детьми старшей логопедической группы)
Цель: Создать условия для расширения знаний детей о профессиях людей, работающих и выступающих в цирке.
Задачи:
Коррекционно –образовательные:
- обобщать и систематизировать знания детей по лексической теме «Цирк»;
- продолжать учить образовывать существительные, обозначающие название профессий;
- закреплять навыки образования женского рода имен существительных от существительных мужского рода;
- продолжить формировать навыки словообразования и словоизменения.
- обучать умению связного высказывания с сохранением смысловых звеньев.
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать умение координировать речь и движения;
- закрепить в сознании детей понятие о иллюзионистах и фокусниках;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, мимику, голос.
- развивать речевое дыхание;
- совершенствовать фонематический слух
- развивать слуховое и зрительное внимание и восприятие, воображение, память, мышление, эмоциональную отзывчивость.
Коррекционно-воспитательная:
- продолжать воспитывать интерес к логопедическим занятиям.
- воспитывать умение слушать взрослого и друг друга, формировать положительную мотивацию на занятии;
- воспитывать самоконтроль за речью.
Оборудование:
Магнитофон с записями музыки для фокусов, костюм фокусницы, плащ, перчатки, волшебная палочка, баночки и бутылочки для фокусов, гуаш, мыльные пузыри на каждого ребёнка, сундук, массажные мячики.
Предварительная работа: беседа с детьми о профессиях людей, выступающих в цирке; рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением артистов цирка; чтение пословиц и поговорок о цирковых артистах;речевые игры – «Наоборот», «Он, она, они, оно», «Лишнее слово», «Подскажи словечко», «Много – один др.; подбор родственных слов к разным словам.
Ход занятия
Организационный момент.
Учитель – логопед входит в группу в обличии иллюзиониста (фокусника): Здравствуйте ребята! Я всех людей вмиг удивлю, могу кролика из цилиндра я достать, могу и шпаги я глотать. Как вы думаете, где я работаю? А кем я работаю?
Д.и «Назови правильно» (дети называют профессии людей, которые работают в цирке)
Д.и «Он-она»
Подтверждает правильность ответа: «Правильно – фокусник. Но, я же женщина, значит, я как меня правильно назвать?
«Фокусник, фокусница – от какого слова образовались эти слова?»
Основная часть.
Логопед: я не просто к вам пришла, я фокусы вам принесла. Представьте, что Вы сегодня зрители в цирке, присаживайтесь на свои места. А зрители в цирке не просто смотрят и веселятся. Но и дарят работникам цирка, что?
Д.и «Повторяй-ка». (ритмический рисунок)
Логопед: Ребята, у вас очень хорошо получается. У меня есть для вас не обычное задание. (Логопед в руках держит звезды с картона. На них изображены картинки с артикуляционными упражнениями). А зашифровано оно в этих волшебных звездочках.
Артикуляционные упражнения «Волшебные звезды»
Логопед: Молодцы! Вы справились с этим заданием.
Логопед проговаривает слоговые сочетания (заклинания), просит детей запомнить, а затем повторить:
- Пла-пла-пла (кистями рук делает круговые движения);
Достаёт из кармана 1большой платок и медленно его спускает в цилиндр, проговаривая:
- Тки-тки-тки – (потирает резко ладонями друг о друга)
- Вот они платки.
С помощью хитрости вынимает из цилиндра много маленьких платочков связанных между собой в узелки.
Д.и «Один – много»
Логопед задаёт вопрос –«Был один, что…?А стало много чего…?» Посчитайте платочки: «Один платок……»
Логопед: Дальше буду колдовать попрошу вас помогать.
Проговаривает слоговые сочетания (заклинания), просит детей запомнить, а затем повторить:
Чатки-чатки-чатки (каждый пальчик обоих рук - поочерёдно встречается с большим) (педагог сама в это время одевает незаметно в цилиндре перчатки)– вот они перчатки – А перчатки не простые, на них котята озорные. На вас они глядят,
С пальчиками поиграть хотят…
Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре!» (с применением массажных мячей)
Раз, два, три, четыре!
В нашем цирке кошки жили
С мячиком они дружили
На арену выходили
Кошки с мячиком играли,
Затем спинки выгибали
И друг друга обнимали
Аплодисментов они ждали
Логопед: Ребята, а вам, бы хотелось самим стать настоящими фокусниками? Давайте попробуем сделать фокус использовав обычную воду в бутылочках.
Игра «Фокусники»
Когда накроете бутылки салфетками, необходимо сказать такие волшебные слова:
Тихо- дра-дра-дра
Ещё тише – дро-дро-дро
Совсем тихо - дры-дры-дры
Остальные… -Шёпотом: дру-дру-дру
Логопед обращает внимание детей, на то, что все бутылочки с водой разного цвета.
Д.и «Какая?какие?какое?»
III.Итог занятия.
Ваши желания ребята обязательно исполнятся.Мои фокусы на сегодня для вас закончились. Надеюсь они вам понравились.Спасибо вам за внимание и гостеприимство.