СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия "Путешествие в мир профессий"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке много интересных заданий и упражнений для развития всех компонентов речи. Показанное занятие было отмечено положительными отзывами коллег. Спасибо!

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия "Путешествие в мир профессий"»



Тема: Путешествие в мир профессий.

Цель: развитие устной речи учащихся на основе формирования знаний о профессиях.


Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  1. Формирование знаний о профессиях «Доктор», «Повар», «Художник».

  2. Закрепление навыков употребления в речи существительных Р.п. ед.ч.

  3. Закрепление навыков согласования существительных с прилагательными в роде.

  4. Обучение составлению рассказа по плану.


Коррекционно – развивающие:

  1. Расширить словарь по теме.

  2. Развивать память, мышление, общую и тонкую моторики.

  3. Развивать фонематическое восприятие.

  4. Развивать навыки языкового анализа и синтеза.

  5. Воспитание зрительно пространственных ориентировок.

  6. Развитие речевого дыхания.

  7. Воспитание просодических компонентов речи.

  8. Развитие координации речи, движения и музыки.


Коррекционно – воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к профессиональной деятельности людей.

  2. Воспитывать умение слушать и слышать учителя.

  3. Воспитывать уважительное отношение к отвечающему товарищу.


Оборудование: ноутбук, звукозаписи (стук колес, звуки музыкальных инструментов), свистки, предметные картинки, карточки для индивидуальной работы, зеркала).


























Ход занятия

(фонограмма №1)

I. Организационный момент.

Установление эмоционального контакта.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

-Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым

Доброе утро длится до вечера.


Логопед

Сегодня мы отправимся в путешествие. А вот на чем мы будем путешествовать вы узнаете, отгадав загадку.

Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой,
Ведет всех за собой.

(Поезд)

- Прислушайтесь, наш поезд совсем близко. (Звучит аудиозапись «Стук колес поезда») (фонограмма №2)


- Пора брать билеты и занимать свои места.
(на билетах и на стульях написаны цифры 1,2, 3, 4, 5,6)


-Ребята! Давайте вспомним правило красивой речи.

Говорим всегда красиво,

Смело, но неторопливо.

Ясно, чётко говорим,

Потому что не спешим.

У нас во рту живёт язык.

К словам знакомым он привык. (дети повторяют слова)


- Начинаем наше логопедическое занятие. - Разговор у нас с вами пойдет о профессиях. И тема сегодняшнего занятия «Путешествие в мир профессий» (на доске запись).


II. Основная часть.

1. Дыхательная гимнастика.

-Наш поезд отправляется. Пора дать гудок. Повторите:
ТУ
ТУ – ТУ
ТУ – ТУ – ТУ
- Посвистите в свисток : тихо; громко.


2. Развитие мимической мускулатуры.

- А теперь посмотрите в окно налево. Сильно зажмурьтесь. Откройте глаза. Зажмурьтесь еще раз. Улыбнитесь и помашите рукой провожающим.

- Посмотрите направо. Пропойте то, что видите за окном.

«Логопедическая распевка» (фонограмма №3)

- Какие это буквы и звуки?
(гласные)

- Выполните вместе со мной артикуляционные упражнения. (презентация №1)

3. Наш поезд приехал, мы оказались в «Городе профессий»!

Что же такое профессии? Как вы думаете?

«Профессия – это основное занятие человека».

На свете огромное количество профессий, когда вы станете взрослыми, то сможете сами себе выбрать занятие по душе.

Для того, чтобы освоить какую-либо профессию, надо обязательно хорошо учиться, много знать и уметь, закончить школу, специальное учебное заведение.


4. Станция «Здоровье»

- Вот и наша первая станция. Выходим. Кто нас встречает? (презентация №2 –слайд №1)
(врач)
- А кто из вас знает, чем занимается врач?
(он лечит людей)
- Погуляем по станции «Здоровье».

Задание «Что нужно врачу?»

- Ответьте на вопрос, что нужно врачу для лечения людей.
- Начните так: врачу нужны…

Игра «Четвертый лишний»

-Назовите картинки. Назовите лишний предмет.
(презентация №3)
- Возвращаемся в вагон и продолжаем свое путешествие. Пока мы едем до следующей станции давайте выполним упражнение.


5. Логоритмическое упражнение «Едет поезд»

Едет, едет паровоз (движения плечами, руки согнуты в локтях)
Две трубы и сто колёс.
Паровоз кричит: «Ду – ду!» (руки вверх: одна, затем вторая)
«Я иду, иду, иду» (шагаем)
А вагоны стучат, а вагоны говорят (движения плечами, руки согнуты в локтях)
«Так – так – так! Так – так – так!
Так – так – так! Так – так – так!» (похлопывание ладошками)


6. Станция «Вкусная»

- Наш поезд прибыл на новую станцию. Кто нас встречает? (презентация №2 –слайд №2)
(Повар)

-Разноцветные ложки и соломки хотят познакомить вас с главным блюдом и напитком станции «Вкусная».(на доске ложки и соломки).
-Мы узнаем что это, если расшифруем слова. Каждому цвету соответствует буква. Используя цветной алфавит, постарайтесь отгадать слова.
(работа в парах)

(на партах тарелки и стаканы с буквами)






К

А

Ш

А





С

О

К

(Дети складывают и читают полученные слова).

- Кашу мы едим, а сок пьём.

-Каша из гречки будет какая? (гречневая), каша из риса будет какая?(рисовая).

-Сок из яблок будет какой? (яблочный), сок из вишни будет какой? (вишнёвый).

- Возвращаемся в вагон и немножко отдохнём.


Раз, два, три, четыре! Дети, (поочерёдно соединяют каждый палец с большим пальцем)

Много дел на белом свете.

Вот военные идут –(дети маршируют на месте)

Они границу берегут.

А швея иглу берёт (имитируют шитье)

И одежду людям шьёт.

Дворник улицу метёт, (имитируют подметание)

Звонко песенку поёт.

Птичница во двор пришла, (имитируют кормление птиц)

Курам зёрна принесла.

Возвращаемся в вагон и продолжаем свое путешествие.


7. Станция «Художественная»

- Вот и наша последняя станция. Выходим. Кто нас встречает? (презентация №2 –слайд №3)
(художник)
- А кто из вас знает, чем занимается художник?
(он пишет (рисует) картины)
- В слове «х__д__жн__к» потерялись гласные буквы. Помогите им вернуться на свои места.
- Погуляем по станции «Художественная».

Задание «Что нужно художнику?»

- Ответьте на вопрос, что нужно художнику для создания картины.
- Начните так : Художнику нужны….(кисти, краски, бумага, карандаши)
(на доске предметные картинки)

Задание «Забывчивый художник»

- Художника попросили нарисовать портрет, а он все время забывал
что – нибудь дорисовать. Помогите художнику, скажите, чего нет на каждой картинке.
(нет носа, нет ресниц, нет глаз, нет волос)

Задание «Незаконченные изображения»

- Отгадайте, что хотел нарисовать художник.
(конфета, рукавица, огурец, яйцо, домик, бант, лук, кольцо)

Задание «Какой? Какая? Какое?»

- Выберите любую карточку и прочитайте слово – признак. К какому предмету оно относится?
(шоколадная, вязаная, варёное, солёный, деревянный, нарядный)
- Какие предметы остались? Придумайте для них слова-признаки.

8.Задание «Угадай профессию» (презентация №4)

- Я буду показывать слайды с изображением людей разных профессий, ваша задача- назвать профессию и сказать, чем занимается этот человек. Задание понятно?

Учитель (учит детей)

Парикмахер (делает стрижки людям).

Художник (рисует картины).

Дворник (убирает улицы,  дворы).

Почтальон (приносит людям газеты, журналы, письма).

Врач (лечит людей)

Продавец (продает продукты, различные товары)

Шофер( водит автомобиль)

Пожарный (тушит пожары)

Строитель (строит здания, дома)

Полицейский (предотвращает правонарушения)

Повар (готовит вкусные блюда)

- Молодцы, справились и с этим заданием.


9. Игра «Собери словечко».

Соберите слоги в слова и скажите, что у вас получилось.
ТАБЛЕТКА, САХАР, АЛЬБОМ.

10. Физминутка

Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо, поворот.
Наклониться, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили!

- Немного отдохнули?!

Тихо сели,  продолжаем работу.


III. Итог занятия.

Задание «Составляем рассказ о профессии»

- Ребята, ну вот мы с вами и вернулись домой. Посмотрите, нас встречают.
Давайте расскажем о том, с кем мы сегодня познакомились в путешествии.
- Я предлагаю вам заполнить таблицу.
(логопед заполняет таблицу вместе с детьми)- (презентация №5)


1. Название профессии.

ВРАЧ

2. Что делает человек данной профессии.

ЛЕЧИТ ЛЮДЕЙ

3. Что нужно для работы (инструменты и оборудование).


1. Название профессии.

ПОВАР

2. Что делает человек данной профессии.

ГОТОВИТ ВКУСНЫЕ БЛЮДА

3. Что нужно для работы (инструменты и оборудование).



1. Название профессии.

ХУДОЖНИК

2. Что делает человек данной профессии.

РИСУЕТ (ПИШЕТ) КАРТИНЫ

3. Что нужно для работы (инструменты и оборудование).

 

Работа в парах.

- Расскажите о своей профессии по таблице.


11.Задание «Восстанови рифму»

- Последнее задание – восстановить стихотворение так, чтобы получилась рифма и смысл не потерялся. В нём в конце каждой строчки отсутствует слово – название профессии. Его будете договаривать вы по очереди, по цепочке, начиная с…Задание понятно?

Профессий всех не сосчитать!
А вы, какие можете назвать?
Поезд водит….(машинист)
Трактор водит….(тракторист)
В школе учит нас ….(учитель)
Строит здание ….(строитель)
Стены выкрасил….(маляр)
Доску выстругал…(столяр)
В шахте трудится…(шахтер)
В доме свет провел…(монтёр)
В жаркой кузнице…(кузнец)
Кто всё знает - …(молодец!)


А сейчас, ребята покажут сценки.

Явление первое. Сценка про Пожарного.

Ведущий

Угадайте, кто вот-вот

Выйдет к нам на сцену!

Хобот длинный у него

Извергает пену.

Может на любой этаж

Он войти снаружи.

Там, где гость трудился наш,

Остаются лужи,

Но за это все ему

Очень благодарны!

Сама я что-то не пойму,

Кто это?

Ведущий подает зрителям условный знак.

Зрители

Пожарный!


Пожарный

Здравствуйте, а вот и я

Прямо с пылу, с жару

Укротителем огня

Я зовусь не даром.


Если вдруг беда случится,

Где-то что-то загорится,

Там пожарный нужен срочно.

Он погасит, - это точно.


Огонёк

Ой, не тронь! Не тронь! Не тронь!

Я так не согласен!


Пожарный

Непослушный ты огонь,

А такой – опасен!

Пожарный гоняется за Огоньком и «шипит» на него огнетушителем.


Пожарный

Нам с тобой нельзя шутить!


Огонёк (умоляюще)

Жить мне разрешите!

Буду чайник кипятить,

Только не тушите!


Пожарный

Что, простим его, друзья?

Ведущий, дети

Да!


Явление второе. Сценка про Парикмахера.

Ведущий

То, что я спрошу сейчас,

Отгадать не сложно.

Кто в одном лице у нас

Скульптор и художник?

Люди шапки перед кем

С радостью снимают?

У кого в одной руке

Два ножа сверкают –

Над чужою головой

Вьются словно птахи?

Все вы знаете его

Это…

Ведущий подает условный знак зрителям.

Зрители

Парикмахер!


Парикмахер

Да, профессия моя

Широко известна.

Даже Чудо-юдо я

Сделаю прелестным.


Тогда последний писк:

Стричь, совсем не глядя –

Называют «Я не я».

Вот всех насмешите!


Ведущий

Нет уж, лучше вы меня

Просто причешите!

Ведущий подходит к ширме. Парикмахер лохматит его расческой.


Парикмахер

Нравится?

Парикмахер дает Ведущему зеркало.


Ведущий

О-ё-ё-ёй!

Сделайте, как было!


Парикмахер

А как было, милая,

Я уже забыла!

Вам идет!

Ведущий

Но я же не…

Парикмахер

Не благодарите!

Вы, ребята, все ко мне

Стричься приходите.


Парикмахер кланяется. Ведущий и зрители аплодируют. Парикмахер уходит.


Явление третье. Сценка про врача.

Ведущий

Кто в дни болезней

Всех полезней?

И лечит нас от всех

Болезней?

Кто же это?

Ведущий подает условный знак зрителям.

Зрители

Врач!

Врач

Здравствуйте, ребята,

Каждый день и каждый час!

А болеть не надо!


Клад здоровья своего

Берегите строже –

В целом мире ничего

Нет его дороже!


(Звонит телефон) (фонограмма №4)

Доктор

Мне к моим больным пора!

Будьте все здоровы!


Явление четвёртое. Сценка про Повара.

Ведущий

Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды?

Он умеет отличать

Третье от второго.

Кто он просто угадать,

Это, дети, …

Ведущий подает условный знак зрителям.

Зрители

Повар!

Повар

Я надеюсь, среди вас

Малоежек нету,

А хороший аппетит –

Красит человека!

Я колдую у плиты

В колпаке высоком.

Чтобы вкусные мечты

Исполнялись к сроку,

Чтобы «хватит» и «чуть-чуть»

Мне не говорили,

А без всяких «не хочу»

Ели да хвалили!

Ведущий

Здесь, сегодня и сейчас

Совершится чудо –

Приготовят нам сейчас

Фирменное блюдо!

Повар

Угощайтесь, ребятня!

Ведущий берет тарелку, пробует сам и раздает печенье зрителям.

Ведущий

Вкусное печенье!


Явление пятое. Сценка про Полицейского.

Ведущий

Постарайтесь угадать,

Кто всех в мире строже.

Может честь свою отдать,

Потерять – не может!

Он всегда вооружен,

Только не опасен,

Даже кошек и ворон

Защищать согласен.

Для любого он из нас

Может стать примером!

С кем мы встретимся сейчас? Это с ?

Ведущий подает условный знак зрителям.

Зрители

С полицейским!

Полицейский

Здравия желаю!

Это я покой и сон

Ваши охраняю,

Не даю воришкам брать

Вещи из карманов,

Честных граждан обижать

Гадким хулиганам!

Телефончик мой: «02»

Каждый знать обязан.

Если угрожают вам,

То звоните сразу!


Явление шестое. Сценка про Учителя.

Ведущий

Вот какой загадкой я

Всех вас озадачу:

Он не меньше чем семья

Для детишек значит.

Им расскажет обо всем,

Что его ни спросят,

Для него особый дом

Открывает осень.

Скоростей и шума там

Он ограничитель.

Угадать не сложно нам,

Кто же он?

Ведущий подает зрителям условный знак.

Зрители

Учитель!

Учитель

Я учу детишек

Читать и писать,

Природу любить,

Стариков уважать.


Дикарь Петров (жалобно)

С каждым днем все хуже.

Я такой как есть обществу не нужен.

Вот бы все вернуть назад,

Снова сесть за парту.


Учительница

Хочешь в первый класс приму?


Дикарь Петров (с надеждой)

Можно? Вы серьезно?


Учительница

Да! Учиться никому

Никогда не поздно!

Вот: учебники, портфель…

Учительница достает и дает Дикарю Петрову его портфель.


Дикарь Петров

Да, теперь я знаю,

Я от лени обрастать

Шерстью перестану.

Сдам экзамены, опять

Человеком стану!


(Звенит звонок). (фонограмма №5)

Учительница

Вот и прозвенел звонок.

Нам пора прощаться.

Наш закончился урок,

Не успев начаться.

(Дарят Учительнице букеты цветов)

Учительница уходит. Ведущий, зрители и герои на сцене ей аплодируют.


Заключение.


- Молодцы, ребята! Хорошо сегодня работали, о разнообразных профессиях вспомнили и поговорили.

Вопрос выбора профессии за одно занятие, за один день не решить. Пройдет еще не мало лет, прежде чем вы будете делать свой выбор, а сейчас у вас есть главный труд. Какой?

- Учеба и получение хороших знаний – тоже труд и труд непростой.


Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны,
И интересны, и важны.


IV. Рефлексия.

Нам пора возвращаться в школу, путешествие окончено.

Учитель: Понравилось вам путешествие, а что больше всего? Спасибо всем за работу. Занятие окончено, до свидания!
(фонограмма №6)





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!