Конспект
фронтального логопедического занятия в старшей группе комбинированной направленности
для детей с ОНР –IIIуровня (5-6 лет)
Тема: «Путешествие в мир профессий»
Подготовила:
Учитель логопед СПДС «Соколенок»
Федотова Л. М.
2023г.
Тема: «Путешествие в мир профессий»
Цель:
Расширять и уточнять представление, знание и интерес к миру разных профессий.
Коррекционно-образовательные задачи:
Расширить представления о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости, об орудиях труда и инструментах, используемых представителями разных профессий.
Расширить и активизировать словарь по теме «Профессии и инструменты». Расширение и уточнение глагольного словаря по теме «Профессии».
Совершенствовать грамматический строй речи употребление существительных в дательном падеже.
Упражнять в согласовании имен существительных с числительными 1, 2 и 5.
Совершенствовать навыки построения сложного предложения.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы).
Развивать слуховое внимание, мышление.
Развивать связную речь, внимание, речевой слух, логическое мышление, память.
Развивать мелкую, общую моторику, координацию речи с движениями, ловкость.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать у детей уважение к труду, интерес к людям различных профессий и желание добиваться успеха собственным трудом.
Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, инициативности, самостоятельности.
Воспитание самоконтроля за речью.
Воспитание умения работать в коллективе.
Предварительная работа:
Рассматривание картинок с изображением людей разных профессий, беседа о профессиях и их важности, разучивание физминутки, пальчиковой гимнастики, стихотворений, песен, дидактических игр, чтение и обсуждение художественной литературы (С.В. Михалков «А что у вас?», В. В. Маяковский «Кем быть?», просмотр видео презентации «Такие разные профессии».
Оборудование. Предметные картинки с изображением представителей разных профессий и орудий труда, магнитофон, аудиозапись «Песенка паровозика» из м/ф «Паровозик из Ромашково» (муз В. Юровского, сл. Г. Сапгира, Г. Цыферова), аудиозапись звуков профессий; аудиозапись песенки «Все профессии нужны, все профессии важны»; пластилин, полоски картона, магнитная доска, мяч, цифры 1,2,5, градусник.
Методы и приемы: наглядный (показ действий, демонстрация материала), словесный (чтение, беседа, обсуждение, пояснение, обращение к детям), практический (игры, упражнения).
Планируемые результаты:
- у детей сформированы представления о многообразии профессий и их значимости;
- они проявляют активность и самостоятельность в общении;
- правильно используют лексико-грамматические категории;
- умеют контролировать свои действия.
Ход занятия:
Организационный момент
Логопед. Здравствуйте, дети! Новость есть для вас! Поедем в путешествие сейчас. А вот на чем отправимся мы в путь, узнаете, если отгадаете загадку.
Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой
Везет нас за собой.
Дети. Поезд.
Логопед. Правильно, на поезде. Он нас уже ждет. Но сядет в него лишь тот, кто назовет профессии – это билет на поезд.
Дети называют профессии и проходят к поезду. Под музыку вбегает Незнайка (ребенок).
Незнайка.
Здравствуйте, мои друзья,
Надеюсь, к вам пришел не зря.
На занятиях зевал,
Ничего не отвечал.
А теперь ничего не знаю и не умею.
За что не возьмусь ничего не получается.
Логопед. Поехали с нами! Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие, в мир профессий. Наше путешествие будет интересным и увлекательным. Занимайте места.
(дети садятся на стулья, поставленные друг за другом).
Ребята, чтобы в пути было веселее давайте споем песню «Песенка паровозика» из м/ф «Паровозик из Ромашково». (Звучит аудиозапись).
Логопед. А что такое профессия я вам сейчас расскажу.
Профессия – это значит умение, овладение специальными знаниями. Люди имеют разные профессии и выполняют различную работу, за это они получают заработную плату. Для того, чтобы освоить какую – либо профессию, надо специально учиться после окончания школы, например, в колледже, в институте, в академии, в университете. А как вы считаете, надо учиться?
Ответ дети…
Но выбор профессии - это сложный и ответственный шаг в жизни человека. Чем больше знаний и опыта имеет человек в области своей профессии, тем более ценным специалистом он считается и тем выше оплачивается его труд. Если профессия нравится, то человек получает от своей работы удовольствие, ходит на работу с желанием.
Звучит аудиозапись звуков профессий (сирена, звонок, шум детей, музыка и др.)
Логопед. Ребята, что вы слышите? К каким профессиям относятся эти звуки? (ответы детей). Мы с вами приехали.
Основная часть
Первая остановка: «Угадай-ка»
Игра «Загадки – отгадки»
(Развивать внимание, речевой слух, мышление).
(Отгадки – картинки вывешиваются на доску)
Он в дни болезней всех полезней.
И излечит, исцелит,
И ангину, и бронхит. (врач)
Мы учим детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать. (учитель)
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные
Пахучие котлеты, салаты, винегреты. (повар)
С огнем бороться мы должны –
Мы смелые работники,
С водою мы напарники
Мы очень людям всем нужны
Так кто же мы? (пожарники)
Средь облаков на высоте
Мы дружно строим дом,
Чтоб в тепле и красоте
Счастливо жили в нем. (строители)
У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь
Акварель, палитра, кисть
И, бумаги плотный лист.
А ещё мольберт, треножник
Потому что я …(художник)
Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто скажите это? (Космонавт)
Все дороги мне знакомы,
Я в кабине словно дома.
Мне мешает светофор,
Знает он, что я …. (Шофер)
Феном, щеткой и расческой
Ловко сделает прическу. (парикмахер)
У него товаров горы-
Огурцы и помидоры.
Кабачки, капуста, мед-
Все он людям продает (продавец)
Логопед. Молодцы! Отлично справились с заданием. Отправляемся дальше в путь. Звучит аудиозапись.
Следующая остановка: «Инструментальная»
Игра «Чьи инструменты?»
(Расширить и активизировать словарь по теме «Профессии и инструменты». Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в дательном падеже).
(На столе лежат предметные картинки инструментов).
Логопед. Выберите каждый по три предмета и составьте предложение — ответ на вопрос «Кто чем пользуется?»
Незнайка первый подбирает картинки с ошибками, дети помогают исправить.
1-й ребенок. Парикмахер пользуется феном, расческой, ножницами.
2-й ребенок. Повар пользуется поварешкой, кастрюлей, сковородой.
3-й ребенок. Учитель пользуется книгой, указкой, ручкой.
4-й ребенок. Врач пользуется лекарством, фонендоскопом, термометром.
5-й ребенок. Дворник пользуется метлой, лопатой, граблями.
6-й ребенок. Строитель пользуется молотком мастерком, кирпичами.
7-й ребенок. Швея пользуется швейной машиной, нитками, ножницами.
8-й ребенок. Почтальон пользуется сумкой, газетами, письмами.
Логопед: Молодцы! Наше путешествие продолжается.
Следующая станция: «Деловая»
Игра «Кто, что делает?»
(Расширение и уточнение глагольного словаря по теме «Профессии»).
Логопед: Возьмите, себе карточку и расскажет, что делает человек этой профессии?
Логопед с Незнайкой: Врач (что делает?) – слушает, выписывает рецепт, смотрит горло, измеряет температуру, назначает лекарства.
1-й ребенок. Продавец – продаёт, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает.
2-й ребенок. Повар – режет, чистит, варит, жарит, печет, пробует, солит.
3-й ребенок. Парикмахер – причесывает, стрижет, делает прически, красит волосы.
4-й ребенок. Шофёр – водит машину, крутит руль, сидит в кабине, возит пассажиров или груз.
5-й ребенок. Дворник – подметает дорожки, убирает снег, мусор, посыпает дорожки песком.
6-й ребенок. Полицейский – охраняет покой людей, следит за порядком на дороге, ловит бандитов.
7-й ребенок. Учитель – учит детей читать, писать, объясняет, рассказывает, ставит оценки.
8-й ребенок. Воспитатель – заботится и воспитывает детей, занимается, играет с детьми.
Игра «Исправь ошибки»
(Развивать связную речь, внимание, логическое мышление, память). Незнайка кашляет.
Логопед: Ребята вы слышали? Кто-то кашляет. Похоже наш Незнайка заболел. Послушайте внимательно что он говорит. Кому я брошу мяч исправляет предложение Незнайки.
Незнайка: Водитель управляет самолетом.
Ребенок: Пилот управляет самолетом.
Незнайка: Тракторист учит детей.
Ребенок: Учитель учит детей.
Незнайка: Повар приготовил вкусный зуб.
Ребенок: Повар приготовил вкусный суп.
Незнайка: К больному пришел грач.
Ребенок: К больному пришёл врач.
Незнайка: Садовник поливает цветы из линейки.
Ребенок: Садовник поливает цветы из лейки.
Незнайка: Водитель сидит за кулем.
Ребенок: Водитель сидит за рулем.
Логопед: Много выполнили заданий, пора и отдохнуть.
Остановка на станции: «Игровая»
Физминутка «Мы в профессии играли»
(Развивать общую моторику, координацию речи с движениями, ловкость).
Мы в профессии играли –
В миг мы лётчиками стали! руки в стороны
В самолёте полетали бег
И шофёрами вдруг стали! имитация вращения руля
Руль теперь у нас в руках - ходьба
Быстро едим по горам! бег
А теперь на стройке мы, наклоны
Кладём ровно кирпичи. имитация кладки кирпича
Раз - кирпич и два, и три –
Строим дом мы, посмотри! руки вверх
Вот закончена игра,
Снова сесть нам всем пора.
Незнайка: Что-то я устал…
(Логопед кладет руку на лоб Незнайке)
Логопед: У него жар. Давайте поставим градусник и пока Незнайка измеряет температуру наше путешествие продолжается.
Следующая станция: «Профессиональная»
Игра Кто где работает?»
Логопед: Люди разных профессий работают в различных учреждениях на своих рабочих местах. Давайте попробуем определить, кто где работает.
(Логопед предлагает взять картинки представителей разных профессий, назвать их и сказать где работают).
1-й ребенок. Это учитель – он работает в школе.
2-й ребенок. Это врач – он работает в больнице.
3-й ребенок. Это повар – он работает в столовой.
4-й ребенок. Это строитель – он работает в стройке.
5-й ребенок. Это продавец – он работает в магазине.
6-й ребенок. Это воспитатель – он работает в детском саду.
7-й ребенок. Это библиотекарь – он работает в библиотеке.
8-й ребенок. Это тракторист – он работает в колхозе.
Игра «1-2-5»
(Упражнять в согласовании имен существительных с числительными 1, 2 и 5).
Логопед: Но людей разных профессий в различных учреждениях не по одному, давайте их посчитаем. У вас картинки представителей разных профессий. Я вам показываю цифры 1, 2 и 5, а вы считаете.
1-й ребенок. Один продавец, два продавца, пять продавцов.
2-й ребенок. Один тракторист, два тракториста, пять трактористов.
3-й ребенок. Один учитель, два учителя, пять учителей.
4-й ребенок. Один врач, два врача, пять врачей.
5-й ребенок. Один библиотекарь, два библиотекаря, пять библиотекарей.
6-й ребенок. Один шофер, два шофера, пять шоферов.
7-й ребенок. Один воспитатель, два воспитателя, пять воспитателей.
8-й ребенок. Один повар, два повара, пять поваров.
Упражнение «Фармацевты»
Развивать мелкую моторику.
(Логопед вынимает градусник у Незнайки и смотрит температуру)
Логопед: Ребята у Незнайки очень высокая температура. Ему нужны таблетки чтобы ее понизить. Сделаем их? Давайте сядем за столы и превратимся в фармацевтов. Думаю, мы быстро вылечим нашего Незнайку.
На столе лежат пластилин и полоски картона. Логопед показывает, как сделать таблетки (отщипнуть кусочек пластилина, раскатать шарик и поместить его на полоску картона).
Логопед: Молодцы! Теперь наш Незнайка обязательно выздоровеет.
Незнайка: Спасибо!
Игра «Что было бы, если бы…»
Совершенствовать навыки построения сложного предложения.
Логопед: Представьте себе, что было бы, если бы не было врачей, учителей, строителей, пожарных, художников, артистов….
1-й ребенок. Если бы не было врачей, то не кому было бы лечить людей.
2-й ребенок. Если бы не было поваров, то не кому было бы готовить еду.
3-й ребенок. Если бы не было учителей, то не кому было бы учить детей.
И т.д.
Заключительная часть
Логопед: Вот мы и добрались до станции «Конечная»
Профессий много разных есть,
И все их нам не перечесть.
Не так уж важно, кем нам быть,
Достаточно свой труд любить!
О чём мы говорили? (о профессиях).
Какой можно сделать вывод о профессиях? (Все они необходимые и важные).
Вы еще ходите в детский садик и о профессии можете только мечтать.
Придет время, вы станете взрослыми. Вам придется самим строить дома, растить хлеб, учить детей, лечить больных. Поэтому я, прежде всего, желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми!
Снова в поезд мы садимся,
Весело мы в сад помчимся.
(Звучит аудиозапись песенки «Все профессии нужны, все профессии важны»)
На этом наше занятие– путешествие закончено. Всем спасибо!
Незнайка Спасибо Вам, я сегодня столько узнал о профессиях. Теперь я буду стараться на занятиях, внимательно слушать и запоминать. До свиданья, мне пора возвращаться.
(Все получают раскраски о профессиях).
Список литература
- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий в старшей логогруппе – М.: Издательство ГНОМ, 2014
- Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2014.
- Савицкая Н.М. Логопедические игры и упражнения на каждый день для детей 4-6 лет. СПб; Издательский Дом «Литера», 2010г
- Кутырова А.В. Занятие по развитию речи для детей 6-7 лет «Профессии» журнал «Логопед» № 9 /2017г. Издательство ТЦ Сфера