Конспект
логопедического занятия
в подготовительной группе
«Родственные слова»
Учитель-логопед
Савельева Надежда Юрьевна
МОУ начальная школа-детский сад № 11
Копейского городского округа
Челябинской области
Логопедическое занятие в подготовительной группе.
Тема: «Родственные слова»
Цель: познакомить детей с родственными словами.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- познакомить детей с понятием «родственные слова»;
- учить выбирать родственные слова из потока слов и связного текста;
- учить детей в цепочке слов выбирать родственные и неродственные слова;
- уметь выделять «лишнее» слово в группе родственных слов и аргументировать свой ответ.
Коррекционно-развивающие:
- расширять активный и пассивный словарь (за счёт родственных слов), связную речь;
- смысловую и образную память.
Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать интерес к родному языку, любознательность.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Игра «Назови родственников».
Мальчик для папы и мамы кто? (сын)
Мальчик для дедушки и бабушки? (внук)
Девочка для папы и мамы? (дочка)
Девочка для дедушки и бабушки? (внучка)
Папа для дедушки и бабушки? (сын)
Мама для дедушки и бабушки? (дочка)
Мальчик для девочки в семье кто? (брат)
Девочка для мальчика в семье кто? (сестра)
- У всех людей есть семья. А у кого ещё есть?
- Семья бывает не только у людей и животных, но и у слов. И вы сегодня в этом убедитесь.
2. Основная часть.
2.1- Послушайте рассказ «Обещание»:
Петя попросил папу:
- Подари мне, пожалуйста, барабан и трубу.
- Я бы подарил, сынок, да боюсь, что ты будешь то трубить, то барабанить и мешать мне работать.
-Честное слово, папочка, я буду барабанщиком, когда ты отдыхаешь, а трубачом, когда ты спишь. (по Ф.Рау)
- Что Петя просил подарить? (Барабан и трубу.)
- Чего боялся папа? (Папа боялся, что Петя будет трубить и барабанить.)
- Что обещал Петя? (Петя обещал, что он будет барабанщиком, когда папа отдыхает, а трубачом, когда он спит.)
- Назови слова, похожие на слово «барабан» (барабанить, барабанщик); на слово «труба» (трубить, трубач). Это слова-родственники. Они похожи по звучанию и по смыслу, словно из одной семьи, поэтому так и называются – родственные.
Ребёнок: Я вижу, как растёт трава
И как цветы цветут,
Но где же выросли слова
И как они живут?
2.2 Разрезные картинки.
- У вас на столах разрезные картинки, соберите их. Составьте семьи: папа, мама, детёныши, назовите всех.
Папа лис - лиса, лисица, лисёнок, лисята.
Папа медведь - медведица, медвежонок, медвежата.
Папа еж – ежиха, ежонок, ежата.
Папа белка – мама белка, белочка, бельчонок, бельчата.
Папа волк - волчица, волчонок, волчок, волчата.
Папа заяц – зайчиха, зайчонок, зайчата.
2.3 Динамическая пауза
- Изобразите заячьи прыжки, медвежью походку, волчье рычание.
- Назовите зверей, действия которых вы изображали.
- Пары слов заяц – заячьи, медведь – медвежьи, волк – волчье тоже являются родственными.
2.4 Игра «Собери семейку слов»
- Мы говорили с вами о диких животных, как называются животные, живущие рядом с человеком? (Домашние животные.)
- Как называется жилище обычных людей? (Дом.)
- А как называется жилище гнома? (Домик.) Великана? (Домище?)
- Пирог, испечённый дома - … (домашний).
- Человек, любящий порядок в доме - … (домовитый).
- Тот, кто любит сидеть дома - … (домосед).
- А как называется сказочное существо, которое селится в доме, охраняет его, но никогда не показывается людям? (Домовой)
- Дом, домик, домище, домашний, домовитый, домосед, домовой – родственные слова. Все слова родились от слова ДОМ.
2.5 Выбор главного слова в предложенном списке родственных слов.
Глаз, глазки, глазной, глазок.
Лист, листик, листок, листва.
Вода, водный, водичка, подводный.
Двор, дворник, дворик, дворовый.
Хлеб, хлебный, хлебушко, хлебница.
Море, морской, моряк, приморский.
2.6 Игра с мячом «Из чего – какой?»
- Назовите предмет (какой предмет?), если он сделан из:
Чугуна - …, золота - …, резины - …, камня - …, хрусталя - …, дерева - …, бумаги - …, серебра - …,
стали - …, металла - …, пластика - …, глины - …, фарфора - …, пластмассы - …, стекла - …, кожи - …, дуба - ….
2.7 Выбор родственных слов из стихотворения.
- Внимательно послушайте стихотворение и найдите в тексте родственные слова:
У рыбаков небывалый улов,
Рыбу поймал и старик – рыболов.
Мы рыболовную сеть соберём,
Рыбного супа в тарелки нальём.
Дети отыскивают родственные слова, анализируется цепочка родственных слов.
2.8 Выбор неродственного слова. Игра с мячом – трансформером.
- Напоминаю, что родственные слова имеют похожее звучание и что-то общее в значении; затем предупреждает детей, что сейчас не все слова будут родственниками. Вы называете детёныша того животного, которое я назову, и сказать, родственные ли это слова.
Черепаха – черепашонок, слон – слонёнок, овца – ягнёнок, медведь – медвежонок, корова – телёнок, белка – бельчонок, собака – щенок, свинья – поросёнок, лошадь – жеребёнок, кот – котёнок, лев – львёнок, ёж – ежонок, лиса – лисёнок, коза – козлёнок.
2.9 Закрепление материала.
- У вас на столах листочки. Рассмотрите картинки, найдите родственные слова, проведите линии карандашами разных цветов.
3. Итог занятия.
- С какими словами мы сегодня познакомились на занятии?
- Что это за слова?
Слова, как родные, похожи чуть-чуть,
И если поставить их в ряд,
Немного послушать и вдуматься в суть –
Они об одном говорят.