СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия " Родственные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия " Родственные слова"»








Конспект

логопедического занятия

в подготовительной группе

«Родственные слова»













Учитель-логопед

Савельева Надежда Юрьевна

МОУ начальная школа-детский сад № 11

Копейского городского округа

Челябинской области

Логопедическое занятие в подготовительной группе.

Тема: «Родственные слова»

Цель: познакомить детей с родственными словами.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

-  познакомить детей с понятием «родственные слова»;

- учить выбирать родственные слова из потока слов и связного  текста;

 - учить детей в цепочке слов выбирать родственные и неродственные слова;

- уметь выделять «лишнее» слово в группе родственных слов и аргументировать свой ответ.

Коррекционно-развивающие:

- расширять активный и пассивный словарь (за счёт родственных слов), связную речь;

- смысловую и образную память.

Коррекционно - воспитательные:

- воспитывать интерес к родному языку, любознательность.

Ход занятия:

1. Орг. момент. Игра «Назови родственников».

Мальчик для папы и мамы кто? (сын)
Мальчик для дедушки и бабушки? (внук)
Девочка для папы и мамы? (дочка)
Девочка для дедушки и бабушки? (внучка)
Папа для дедушки и бабушки? (сын)
Мама для дедушки и бабушки? (дочка)
Мальчик для девочки в семье кто? (брат)
Девочка для мальчика в семье кто? (сестра)

- У всех людей есть семья. А у кого ещё есть?

- Семья бывает не только у людей и животных, но и у слов. И вы сегодня в этом убедитесь.

2. Основная часть.

2.1- Послушайте рассказ «Обещание»:

Петя попросил папу:

- Подари мне, пожалуйста, барабан и трубу.

- Я бы подарил, сынок, да боюсь, что ты будешь то трубить, то барабанить и мешать мне работать.

-Честное слово, папочка, я буду барабанщиком, когда ты отдыхаешь, а трубачом, когда ты спишь. (по Ф.Рау)

- Что Петя просил подарить? (Барабан и трубу.)

- Чего боялся папа? (Папа боялся, что Петя будет трубить и барабанить.)

- Что обещал Петя? (Петя обещал, что он будет барабанщиком, когда папа отдыхает, а трубачом, когда он спит.)

- Назови слова, похожие на слово «барабан» (барабанить, барабанщик); на слово «труба» (трубить, трубач). Это слова-родственники. Они похожи по звучанию и по смыслу, словно из одной семьи, поэтому так и называются – родственные.

Ребёнок: Я вижу, как растёт трава

                 И как цветы цветут,

                 Но где же выросли слова

                 И как они живут?

2.2 Разрезные картинки.

- У вас на столах разрезные картинки, соберите их. Составьте семьи: папа, мама, детёныши, назовите всех.

Папа лис - лиса, лисица, лисёнок, лисята.

Папа медведь - медведица, медвежонок, медвежата.

Папа еж – ежиха, ежонок, ежата.

Папа белка – мама белка, белочка, бельчонок, бельчата.

Папа волк - волчица, волчонок, волчок, волчата.

Папа заяц – зайчиха, зайчонок, зайчата.

2.3 Динамическая пауза

- Изобразите заячьи прыжки, медвежью походку, волчье рычание.

- Назовите зверей, действия которых вы изображали.

- Пары слов заяц – заячьи, медведь – медвежьи, волк – волчье тоже являются родственными.

2.4 Игра «Собери семейку слов»

- Мы говорили с вами о диких животных, как называются животные, живущие рядом с человеком? (Домашние животные.)

- Как называется жилище обычных людей? (Дом.)

- А как называется жилище гнома? (Домик.) Великана? (Домище?)

- Пирог, испечённый дома - … (домашний).

- Человек, любящий порядок в доме - … (домовитый).

- Тот, кто любит сидеть дома - … (домосед).

- А как называется сказочное существо, которое селится в доме, охраняет его, но никогда не показывается людям? (Домовой)

- Дом, домик, домище, домашний, домовитый, домосед, домовой – родственные слова. Все слова родились от слова ДОМ.

2.5 Выбор главного слова в предложенном списке родственных слов.

Глаз, глазки, глазной, глазок.

Лист, листик, листок, листва.

Вода, водный, водичка, подводный.

Двор, дворник, дворик, дворовый.

Хлеб, хлебный, хлебушко, хлебница.

Море, морской, моряк, приморский.

2.6 Игра с мячом «Из чего – какой?»

- Назовите предмет (какой предмет?), если он сделан из:

Чугуна - …, золота - …, резины - …, камня - …, хрусталя - …, дерева - …, бумаги - …, серебра - …,

стали - …, металла - …, пластика - …, глины - …, фарфора - …, пластмассы - …, стекла - …, кожи - …, дуба - ….

2.7 Выбор родственных слов из стихотворения.

- Внимательно послушайте стихотворение и найдите в тексте родственные слова:

У рыбаков небывалый улов,

Рыбу поймал и старик – рыболов.

Мы рыболовную сеть соберём,

Рыбного супа в тарелки нальём.

Дети отыскивают родственные слова, анализируется цепочка родственных слов.

2.8 Выбор неродственного слова. Игра с мячом – трансформером.

- Напоминаю, что родственные слова имеют похожее звучание и что-то общее в значении; затем предупреждает детей, что сейчас не все слова будут родственниками. Вы называете детёныша того животного, которое я назову, и сказать, родственные ли это слова.  

Черепаха – черепашонок, слон – слонёнок, овца – ягнёнок, медведь – медвежонок, корова – телёнок, белка – бельчонок, собака – щенок, свинья – поросёнок, лошадь – жеребёнок, кот – котёнок, лев – львёнок, ёж – ежонок, лиса – лисёнок, коза – козлёнок.  

2.9 Закрепление материала.

- У вас на столах листочки. Рассмотрите картинки, найдите родственные слова, проведите линии карандашами разных цветов. 

3. Итог занятия.   

- С какими словами мы сегодня познакомились на занятии?

- Что это за слова?

Слова, как родные, похожи чуть-чуть,

И если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть –

Они об одном говорят.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!