Тема: Родственные слова.
Цель: Познакомить детей в доступной форме с понятием «родственные слова»
Задачи:
Коррекционно – образовательные: учить детей образовывать родственные слова от заданного слова, учить выделять родственные слова из небольшого текста.
Коррекционно – развивающие: развивать слуховое внимание и чувство языка, активизировать словарь по различным лексическим темам: профессии, домашние и дикие животные, зима, развивать навыки диалогического общения.
Коррекционно – воспитательные: формировать навыки взаимодействия на занятии, пробуждать интерес к культуре и традициям русского народа, формировать уважительное отношение к семье, дому.
Словарная работа: познакомить детей со словами домовитый, домочадцы, домосед, одомашнить.
Оборудование: кукла – домовёнок, сумка для сбора картинок, предметные картинки с изображением диких и домашних животных, однокоренных слов к словам «лес», «снег», « дом» плакаты с изображениями гномика, великана, дерева, баночка со «снегом»
Ход занятия:
Организационный этап (видеоряд при наличии техн. средств)
Дети садятся на стульчики перед магнитной доской, на доске плакат – «дерево»
Логопед: в нашем детском саду есть музей «Русская изба», в этом музее собраны старинные предметы, инструменты, посуда, одежда, даже печка есть. Сегодня утром я услышала, что за печкой кто – то плачет. Это плакал маленький домовой. Любопытный домовёнок спросил у своего деда, почему их так называют – «домовые», дед дремал и проворчал: «Стыдно. Стыдно, ты корни свои потерял..» Вот домовёнок на деда и обиделся и решил пойти поискать свои корни, заблудился в нашем большом городе.. Теперь мы пришли к вам, ребята, за помощью.
Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала.
Логопед: Ребята, когда мы говорим, про человека, что он потерял корни? Как вы понимаете эти слова?
Ответы детей.
Логопед: Так говорят про человека, если он ничего не знает про себя, про своё имя и свою фамилию, про свою семью и своих родственников. А кто такие родственники?
Ответы детей.
Логопед: (рассказ сопровождается выставлением картинок на « дерево») Родственники – это близкие, родные люди, родственники похожи друг на друга и внешне, и характерами. У слов тоже бывают родственники. Как и люди, слова – родственники похожи по звучанию и по смыслу. Сад, садик, садовые, садовник - похожие по звучанию слова называют «родственными» У всех родственных слов есть общая часть – корень слова, очень часто корень – коротенькое слово, или часть этого слова. Например, слово – лес – короткое, поместим его в корень нашего «словарного дерева», растение растёт из корешка, всё время увеличиваясь, и слово «лес» можно увеличить, добавляя к нему начало или конец, будут получаться новые, родственные слова.
Маленький лес – лесОК, лесОЧЕК.
Человек, который охраняет лес - лесНИК, лесНИЧИЙ,
Ягоды, которые растут в лесу -лесНЫЕ
Человек, который рубит больные деревья - лесОРУБ
А слово «леска» родственное слову «лес» или нет и почему?
Ответы детей.
Логопед: Если мы найдём много родственных слов к слову «домовёнок», то обязательно поймём, почему домовёнка так называют. Пойдёмте искать? Давайте возьмём сумку и отправимся в лес.
Этап закрепления полученных знаний в логопедических играх и упражнениях:
«В лесу». Логопед раздаёт детям картинки с изображениями диких животных и просит составить семьи – папа, мама, детёныши, всех назвать, образовывая однокоренные слова:
папа ЛИС - лиса, лисица, лисёнок, лисята, следы - лисьи
папа медведь - медведица, медвежонок, медвежата, следы медвежьи
папа еж – ежиха, ежонок, ежата
папа белка – мама белка, белочка, бельчонок, бельчата, беличьи
папа волк - волчица, волчонок, волчок, волчата, волчьи.
Заяц – зайчиха, зайчонок, зайчата, заячьи
Логопед: Мы говорили с вами о диких животных, как называются животные, живущие рядом с человеком?
Дети: Домашние животные.
Логопед: несколько тысяч лет назад все животные были дикими, люди постепенно их приручали и животные ОДОМАШНИЛИСЬ, из дикого волка получилась собака, из диких буйволиц - современные коровы. Вспомните все слова, что мы проговаривали, есть ли среди них похожие на слово «домовой»? Какие?
Картинки положить в сумку и идём дальше, а чтобы нам было веселее в пути, сочиним песенку:
Динамическая пауза.
«Слушай, подсказывай, выполняй, родственные слова запоминай»
Домовёнку помогали, для него слова искали:
Лес дремучий обошли, и 2 слова там нашли,
Через поле перешли, к дубу быстро подошли,
За могучий дуб зашли, постояли, отошли
Нужных слов там не нашли, дальше их искать пошли,
на полянку вышли. Ох!. Пришли!
( Дети выполняют инструкции по тексту)
Логопед :Дети, может быть, кто-то запомнил родственные слова?
Ответы детей.
«Гном и великан»
Логопед: Мы вышли с вами на полянку, посмотрите кто тут?
Ответы детей
( Обратить внимание детей на размер персонажей).
Логопед: У гнома и великана случилась беда – баба Яга унесла их вещи и сложила в одну кучу и теперь не разобраться, кому какая вещь принадлежит. Я вам раздам картинки, буду называть предметы обычного размера, а вы образовывайте родственные слова от названия моих предметов и раздавайте картинки или гному или великану.
Примерный словарный материал:
Шкаф – шкафчик, шкафище,
Ложка - ложечка, ложища,
Одеяло – одеяльце, одеялище,
Стул – стульчик, стулище
Чемодан - чемоданчик, чемоданище
Как вы думаете, как называются жилища у гнома и великана? Куда они отнесут свои вещи?
Ответы детей: Домик, домище.
Логопед: (переворачивает плакаты) А как называется жилище обычных людей?
Дети: Дом.
Логопед: Какие родственные слова к слову «домовёнок» мы проговорили?
Ответы детей, картинки положить в сумку.
«Снег»
Великан и гном благодарят вас, ребята, за помощь и прислали вам подсказку для решения следующей задачи. Посмотрите, на что похоже вещество в банке?
Ответ: это снег
Логопед: Здесь на доске много картинок, если вы выберете картинки, названия которых родственные слова к слову «снег», то на доске останутся только родственные слова к слову… а вот к какому слову, посмотрим потом.
Поделить детей на 2 команды, команды работают у 2 досок. Выбирают слова: снегопад, снегурочка, снегокат, снеговик, снегирь, снегоуборочная машина, снежки, снежинка, снежный барс
Остаются на доске: домохозяйка, домочадцы, домовитый, домосед, домовой
Слова назвать, значение уточнить.
Кто такая домохозяйка? А кто такие домочадцы?
Логопед: с каким словом созвучны (на какое слово похожи?) оставшиеся слова? Для какого слова они родственные?
Ответы детей:
Логопед: заглянем в сумку. Мы собрали много картинок, теперь можем составить для домовёнка «словарное дерево».
«Словарное дерево»
Картинки раздать детям, подойти к плакату «дерево». (посадить детей на стульчики)
Логопед: Кто помнит, какое слово должно быть в корне нашего дерева?
Ответ: самое короткое слово, или часть самого короткого слова.
Логопед: Назовите это слово.
Ответ: это слово «дом»
Логопед. Верно, это слово – корень, от него образовались все остальные наши слова. Давайте их назовём.
Ответы детей, проговаривание значений слов.
Логопед достаёт из сумки еще одну картинку – домовёнок и помещает на «словарное дерево», просит детей объяснить, почему же домовёнка так называют.
Ответы детей.
Рассказ логопеда о домовом. Домовёнок – маленький домовой.
Примерный текст: русские люди считали, что в каждом деревянном доме за печкой живёт маленькое существо – домовой. Хранитель, хозяин дома. Если люди в доме жили трудолюбивые, добрые, не ругались и не ссорились, то домовой им помогал: в доме всегда было тепло, вещи не терялись и не ломались, люди не болели. А если люди ленились, ругались и ссорились, то и домовой за домом не следил – в доме всё ломалось, вещи терялись, еда в печке пригорала, скрипели полы и двери. 7 февраля у всех домовых День рождения и нужно было обязательно оставить вечером на печке горшок с кашей, чтоб домовой подобрел.
Подведение итогов занятия. У нашего домовёнка грустное лицо – ему, видимо, понравилось наше занятие и уходить ему не хочется. А что понравилось на занятии вам? Какие новые слова вы запомнили?
Логопед: Наш забавный домовой возвращается домой,
Вас он будет вспоминать и подарки присылать.
Если останется время: Дети, пожелайте что-нибудь домовёнку на прощание.
Конспект
логопедического занятия для детей с ОНР
(подготовительная к школе группа)
Тема: Родственные слова
Подготовила и провела
учитель – логопед ДОУ №
Кузьмина Е.Н.