СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Родственные слова"-разработка логопедического занятия

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

 План- конспект логопедического занятия  для детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.  В доступной для детей форме дается представление о родственных словах. Все этапы занятия объединены одной сюжетной линией и одним сказочным персонажем.

Просмотр содержимого документа
«"Родственные слова"-разработка логопедического занятия»

Тема: Родственные слова.



Цель: Познакомить детей в доступной форме с понятием «родственные слова»

Задачи:

Коррекционно – образовательные: учить детей образовывать родственные слова от заданного слова, учить выделять родственные слова из небольшого текста.

Коррекционно – развивающие: развивать слуховое внимание и чувство языка, активизировать словарь по различным лексическим темам: профессии, домашние и дикие животные, зима, развивать навыки диалогического общения.

Коррекционно – воспитательные: формировать навыки взаимодействия на занятии, пробуждать интерес к культуре и традициям русского народа, формировать уважительное отношение к семье, дому.


Словарная работа: познакомить детей со словами домовитый, домочадцы, домосед, одомашнить.

Оборудование: кукла – домовёнок, сумка для сбора картинок, предметные картинки с изображением диких и домашних животных, однокоренных слов к словам «лес», «снег», « дом» плакаты с изображениями гномика, великана, дерева, баночка со «снегом»


Ход занятия:

  1. Организационный этап (видеоряд при наличии техн. средств)


Дети садятся на стульчики перед магнитной доской, на доске плакат – «дерево»

Логопед: в нашем детском саду есть музей «Русская изба», в этом музее собраны старинные предметы, инструменты, посуда, одежда, даже печка есть. Сегодня утром я услышала, что за печкой кто – то плачет. Это плакал маленький домовой. Любопытный домовёнок спросил у своего деда, почему их так называют – «домовые», дед дремал и проворчал: «Стыдно. Стыдно, ты корни свои потерял..» Вот домовёнок на деда и обиделся и решил пойти поискать свои корни, заблудился в нашем большом городе.. Теперь мы пришли к вам, ребята, за помощью.


  1. Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала.

Логопед: Ребята, когда мы говорим, про человека, что он потерял корни? Как вы понимаете эти слова?

Ответы детей.

Логопед: Так говорят про человека, если он ничего не знает про себя, про своё имя и свою фамилию, про свою семью и своих родственников. А кто такие родственники?

Ответы детей.

Логопед: (рассказ сопровождается выставлением картинок на « дерево») Родственники – это близкие, родные люди, родственники похожи друг на друга и внешне, и характерами. У слов тоже бывают родственники. Как и люди, слова – родственники похожи по звучанию и по смыслу. Сад, садик, садовые, садовник - похожие по звучанию слова называют «родственными» У всех родственных слов есть общая часть – корень слова, очень часто корень – коротенькое слово, или часть этого слова. Например, слово – лес – короткое, поместим его в корень нашего «словарного дерева», растение растёт из корешка, всё время увеличиваясь, и слово «лес» можно увеличить, добавляя к нему начало или конец, будут получаться новые, родственные слова.

Маленький лес – лесОК, лесОЧЕК.

Человек, который охраняет лес - лесНИК, лесНИЧИЙ,

Ягоды, которые растут в лесу -лесНЫЕ

Человек, который рубит больные деревья - лесОРУБ

А слово «леска» родственное слову «лес» или нет и почему?

Ответы детей.


Логопед: Если мы найдём много родственных слов к слову «домовёнок», то обязательно поймём, почему домовёнка так называют. Пойдёмте искать? Давайте возьмём сумку и отправимся в лес.


  1. Этап закрепления полученных знаний в логопедических играх и упражнениях:


«В лесу». Логопед раздаёт детям картинки с изображениями диких животных и просит составить семьи – папа, мама, детёныши, всех назвать, образовывая однокоренные слова:

папа ЛИС - лиса, лисица, лисёнок, лисята, следы - лисьи

папа медведь - медведица, медвежонок, медвежата, следы медвежьи

папа еж – ежиха, ежонок, ежата

папа белка – мама белка, белочка, бельчонок, бельчата, беличьи

папа волк - волчица, волчонок, волчок, волчата, волчьи.

Заяц – зайчиха, зайчонок, зайчата, заячьи

Логопед: Мы говорили с вами о диких животных, как называются животные, живущие рядом с человеком?

Дети: Домашние животные.

Логопед: несколько тысяч лет назад все животные были дикими, люди постепенно их приручали и животные ОДОМАШНИЛИСЬ, из дикого волка получилась собака, из диких буйволиц - современные коровы. Вспомните все слова, что мы проговаривали, есть ли среди них похожие на слово «домовой»? Какие?

Картинки положить в сумку и идём дальше, а чтобы нам было веселее в пути, сочиним песенку:


Динамическая пауза.

«Слушай, подсказывай, выполняй, родственные слова запоминай»

Домовёнку помогали, для него слова искали:

Лес дремучий обошли, и 2 слова там нашли,

Через поле перешли, к дубу быстро подошли,

За могучий дуб зашли, постояли, отошли

Нужных слов там не нашли, дальше их искать пошли,

на полянку вышли. Ох!. Пришли!

( Дети выполняют инструкции по тексту)

Логопед :Дети, может быть, кто-то запомнил родственные слова?

Ответы детей.


«Гном и великан»

Логопед: Мы вышли с вами на полянку, посмотрите кто тут?

Ответы детей

( Обратить внимание детей на размер персонажей).

Логопед: У гнома и великана случилась беда – баба Яга унесла их вещи и сложила в одну кучу и теперь не разобраться, кому какая вещь принадлежит. Я вам раздам картинки, буду называть предметы обычного размера, а вы образовывайте родственные слова от названия моих предметов и раздавайте картинки или гному или великану.

Примерный словарный материал:

Шкаф – шкафчик, шкафище,

Ложка - ложечка, ложища,

Одеяло – одеяльце, одеялище,

Стул – стульчик, стулище

Чемодан - чемоданчик, чемоданище


Как вы думаете, как называются жилища у гнома и великана? Куда они отнесут свои вещи?

Ответы детей: Домик, домище.

Логопед: (переворачивает плакаты) А как называется жилище обычных людей?

Дети: Дом.

Логопед: Какие родственные слова к слову «домовёнок» мы проговорили?

Ответы детей, картинки положить в сумку.


«Снег»

Великан и гном благодарят вас, ребята, за помощь и прислали вам подсказку для решения следующей задачи. Посмотрите, на что похоже вещество в банке?

Ответ: это снег

Логопед: Здесь на доске много картинок, если вы выберете картинки, названия которых родственные слова к слову «снег», то на доске останутся только родственные слова к слову… а вот к какому слову, посмотрим потом.

Поделить детей на 2 команды, команды работают у 2 досок. Выбирают слова: снегопад, снегурочка, снегокат, снеговик, снегирь, снегоуборочная машина, снежки, снежинка, снежный барс

Остаются на доске: домохозяйка, домочадцы, домовитый, домосед, домовой

Слова назвать, значение уточнить.

Кто такая домохозяйка? А кто такие домочадцы?

Логопед: с каким словом созвучны (на какое слово похожи?) оставшиеся слова? Для какого слова они родственные?

Ответы детей:

Логопед: заглянем в сумку. Мы собрали много картинок, теперь можем составить для домовёнка «словарное дерево».


«Словарное дерево»

Картинки раздать детям, подойти к плакату «дерево». (посадить детей на стульчики)

Логопед: Кто помнит, какое слово должно быть в корне нашего дерева?

Ответ: самое короткое слово, или часть самого короткого слова.

Логопед: Назовите это слово.

Ответ: это слово «дом»

Логопед. Верно, это слово – корень, от него образовались все остальные наши слова. Давайте их назовём.

Ответы детей, проговаривание значений слов.

Логопед достаёт из сумки еще одну картинку – домовёнок и помещает на «словарное дерево», просит детей объяснить, почему же домовёнка так называют.

Ответы детей.

Рассказ логопеда о домовом. Домовёнок – маленький домовой.

Примерный текст: русские люди считали, что в каждом деревянном доме за печкой живёт маленькое существо – домовой. Хранитель, хозяин дома. Если люди в доме жили трудолюбивые, добрые, не ругались и не ссорились, то домовой им помогал: в доме всегда было тепло, вещи не терялись и не ломались, люди не болели. А если люди ленились, ругались и ссорились, то и домовой за домом не следил – в доме всё ломалось, вещи терялись, еда в печке пригорала, скрипели полы и двери. 7 февраля у всех домовых День рождения и нужно было обязательно оставить вечером на печке горшок с кашей, чтоб домовой подобрел.


  1. Подведение итогов занятия. У нашего домовёнка грустное лицо – ему, видимо, понравилось наше занятие и уходить ему не хочется. А что понравилось на занятии вам? Какие новые слова вы запомнили?

Логопед: Наш забавный домовой возвращается домой,

Вас он будет вспоминать и подарки присылать.


Если останется время: Дети, пожелайте что-нибудь домовёнку на прощание.

















Конспект


логопедического занятия для детей с ОНР

(подготовительная к школе группа)


Тема: Родственные слова













Подготовила и провела

учитель – логопед ДОУ №

Кузьмина Е.Н.