СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия с обучающимися 1 класса

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект логопедического занятия с обучающимися 1 класса . Тема: «Гласные звуки и буквы. Выделение и определение позиции гласного звука в слове».

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия с обучающимися 1 класса»

Конспект логопедического занятия

с обучающимися 1 класса муниципального бюджетного образовательного учреждения

средняя общеобразовательная школа №10 города Кузнецка


Учитель-логопед: Егорова Ольга Александровна.

Тема: «Гласные звуки и буквы. Выделение и определение позиции гласного звука в слове».

Форма: групповая (5 учащихся).

Возраст детей: 2 учащихся – 7 лет; 3 учащихся – 8 лет.

Речевой статус: нарушение формирования процессов чтения и письма, обусловленное системным недоразвитием речи (III уровень развития речи) у ребенка с ЗПР.

Время занятия: 35 минут.

Оборудование: мячи среднего размера с изображениями букв, обозначающих гласные и согласные звуки; игра «Собери цветок», игра «Веселый рыболов», предметные картинки, альбомы.

Цель: совершенствование навыков звуко-буквенного анализа слов.

Задачи:

  1. коррекционно-образовательные: совершенствование навыков выделения и определения позиции гласного в слове; упражнение в соотнесении зрительного и слухового образа букв; активизация и расширение словарного запаса;

  2. коррекционно-развивающие: развитие фонематического слуха; развитие связной речи; развитие общей и мелкой моторики, чувства ритма, умения соотносить движения с текстовым сопровождением;

  3. коррекционно-воспитательные: воспитывать доброжелательность, умение сотрудничать.





Ход занятия

Этапы занятия,

цели этапов

Содержание деятельности

педагога

Содержание деятельности

учащихся


I.




























II.























































































































III.


Организационный момент (5 минут)


Цель: активизация знаний учащихся о гласных звуках.























Основной этап (27 минут)

Цель: совершенствование навыков выделения и определения позиции гласного в слове


















































































































Итог (3 минуты)

Цель:

обобщение, подведение итогов,

оценивание и самооценка.


В корзине лежат мячи с изображением букв (5 мячей с изображением букв, обозначающих гласные звуки, 3 мяча с изображением букв, обозначающих согласные звуки). Педагог предлагает каждому учащемуся выбрать мяч с буквами, обозначающими гласные звуки.

Педагог:

- Лена, мяч с какими буквами ты выбрала и почему?

Педагог опрашивает всех учащихся, добиваясь грамотной, полной формулировки ответа.



Педагог:

- Дайте характеристику гласным звукам.

Педагог, опрашивая каждого учащегося, добивается полной, четкой формулировки ответа; оценивается уровень овладения терминологической лексикой, степень самостоятельности высказывания, его логичность, грамматическое оформление.

В процессе выполнения задания отмечаются успехи каждого учащегося.


  1. Сообщение цели занятия.


  1. Игра «Собери цветок».

Цель: упражнять в выделении гласного в слове, соотнесении зрительного и слухового образа букв, учить работе в паре.

Примерный набор картинок: У – жук, стул, руль, лук; А – шар, шкаф, мак; О – дом, лось, стол; Ы – мышь, сыр, дым; И – кит, бинт, тигр и т.д.

Ход игры

Педагог:

- У каждой команды серединка цветка с гласным звуком. Ваша задача – подобрать к ним нужные лепестки (названия всех картинок проговариваются без акцента на гласный звук).

Во время работы педагог следит за правильным называнием картинок; при затруднениях просит учащегося произнести слово так, чтобы был слышен гласный, или произносит сам, а учащийся повторяет. Педагог создает ситуации, в которых необходима помощь «напарника», обеспечивает атмосферу доброжелательности и взаимопомощи.

После окончания работы педагог предлагает командам проверить правильность выполнения задания друг у друга (взаимоконтроль).

Педагог подводит итоги оценивает работу с точки зрения правильности, темпа работы, характера взаимоотношения в паре.


Данная форма работы позволяет педагогу оценить уровень усвоения учебного материала, способствует развитию связной речи, усвоению грамматических категорий.

















  1. Массаж для кистей рук: упражнения «Согреем руки», «Добываем огонек»

Педагог добивается четких

ритмичных движений.



  1. Работа в тетрадях: «Шифровка».

Цель: учить правильному оформлению письменных работ, аккуратности, упражнять в соотнесении слухового, кинетического и зрительного образа букв.


Педагог предлагает учащимся «зашифровать», т.е. записать только гласные в названиях картинок (выставлены на наборном полотне).

Примерный набор картинок:

кукла, лодка, банан, кубик;

барабан, лошади, бабушка, синица.

Во время работы педагог подходит к учащимся с целью оказания помощи или, учитывая темп работы, предлагает дополнительный индивидуальный материал;

контролирует самостоятельность работы учащихся, правильность оформления.


  1. Физкультминутка.

Цель: предупреждение утомления, развитие общей моторики.

Педагог, бросая мяч учащемуся, просит назвать слово с указанным гласным.




  1. Работа в альбомах.

Цель: упражнять в определении позиции гласного в слове.

У каждого учащегося альбомный лист с картинками, в которых указанный звук находится в разных позициях. Задание: определить место гласного в слове и обозначить его в схеме.

Педагог напоминает о необходимости проверки своих работ (навыки самоконтроля).


После проверки педагог предлагает каждому учащемуся составить с каким-либо из слов предложение (следит за отсутствием повторений и стереотипности оформления предложений). Оценивается каждое предложение.


  1. Игра «Веселый рыболов».

Цель: упражнять в выделении гласного и определении его позиции в слове, развивать координацию и точность движений.

Во время работы педагог следит за поведением учащихся в целях своевременного разрешения конфликтных ситуаций.



Каждому учащемуся дается возможность оценить свою работу.

Учащимся предлагается закончить предложение:

- За работу на занятии я ставлю себе четверку (пятерку, тройку), потому что…

Педагог отмечает успехи каждого учащегося, подводит итог всего занятия.

Каждый учащийся выбирает мяч и проходит с ним на свое место.








- Я выбрала мяч с буквами а, о, у, потому что они обозначают гласные звуки.

Учащиеся упражняются в построении сложноподчиненного предложения, закрепляют терминологическую лексику; повышается интерес и познавательная активность.


Называют признаки гласных звуков.


Примерные ответы детей:

- Гласные звуки поются, тянутся; когда мы их произносим, воздух выходит свободно, не встречая преград; они состоят только из голоса и обозначаются на письме красным цветом.


При отсутствии полного ответа учащиеся дополняют ответы друг друга.

















Учащиеся работают в парах, подбирая к серединке цветка лепестки с картинками, в названии которых присутствует указанный гласный. Каждая команда выкладывает свой цветок на своей парте.

В игре учащиеся совершенствуют навыки выделения гласного из слова, развивается зрительное, слуховое внимание.


В процессе работы учащиеся учатся работать вместе, помогать друг другу. элемент соревнования активизирует учащихся.




Учащиеся проверяют правильность выполнения задания друг у друга. Педагог в это время проверяет правильность выполнения задания у всех команд.

Далее педагог предлагает одному учащемуся из «проверяющей» команды оценить работу «соперников».


Примерные ответы учащихся:

- Мы проверяли работу Саши и Артема, которые собирали цветок с гласным О. Они выбрали картинки с изображением стола, дома, кота. Картинка с изображением стула была выбрана неправильно, потому что в этом слове гласный звук – у.

В процессе взаимного контроля у

учащихся формируется чувство ответственности, и появляется возможность поработать с другими гласными.


Учащиеся выполняют упражнения, проговаривая текст.

Стимуляция кровоснабжения сосудов кистей рук, развитие мелкой моторики, чувства ритма, умения соотносить движения с текстовым сопровождением.







Предварительно назвав все картинки, учащиеся записывают гласные в словах.

В процессе работы формируются навыки самостоятельной работы, закрепляются слуховой, зрительный и кинетический образы букв.





Проверяют, по очереди называя полученные схемы слов.



Учащиеся выходят к доске и встают в кружок. Учащийся, поймавший мяч, подбирает слово с указанным гласным.

Во время игры снимается статическое напряжение, поднимается настроение, развивается моторная ловкость.




Учащиеся определяют место указанного гласного в слове и обозначают его на схеме.

Примерные ответы учащихся:

- В слове «слон» гласный «о» находится в середине слова.

Данный вид работы способствует формированию у учащихся навыков самостоятельной работы, повышает интерес к занятиям.

Составляют простые предложения.

У учащихся совершенствуется грамматический строй речи.




Учащиеся встают вокруг аквариума с пластмассовыми рыбками, к спинам которых прикреплены картинки, в названии которых звук «и» находится в разных позициях. Учащиеся с помощью удочек «ловят» по 2 рыбки и проходят на место. Называя свою картинку, учащийся определяет место указанного гласного в слове.





Учащиеся учатся грамотному построению фразы, адекватно оценивать свою деятельность и деятельность других, аргументируя свой ответ.