I. II. III. | Организационный момент (5 минут) Цель: активизация знаний учащихся о гласных звуках. Основной этап (27 минут) Цель: совершенствование навыков выделения и определения позиции гласного в слове Итог (3 минуты) Цель: обобщение, подведение итогов, оценивание и самооценка. | В корзине лежат мячи с изображением букв (5 мячей с изображением букв, обозначающих гласные звуки, 3 мяча с изображением букв, обозначающих согласные звуки). Педагог предлагает каждому учащемуся выбрать мяч с буквами, обозначающими гласные звуки. Педагог: - Лена, мяч с какими буквами ты выбрала и почему? Педагог опрашивает всех учащихся, добиваясь грамотной, полной формулировки ответа. Педагог: - Дайте характеристику гласным звукам. Педагог, опрашивая каждого учащегося, добивается полной, четкой формулировки ответа; оценивается уровень овладения терминологической лексикой, степень самостоятельности высказывания, его логичность, грамматическое оформление. В процессе выполнения задания отмечаются успехи каждого учащегося. Сообщение цели занятия. Игра «Собери цветок». Цель: упражнять в выделении гласного в слове, соотнесении зрительного и слухового образа букв, учить работе в паре. Примерный набор картинок: У – жук, стул, руль, лук; А – шар, шкаф, мак; О – дом, лось, стол; Ы – мышь, сыр, дым; И – кит, бинт, тигр и т.д. Ход игры Педагог: - У каждой команды серединка цветка с гласным звуком. Ваша задача – подобрать к ним нужные лепестки (названия всех картинок проговариваются без акцента на гласный звук). Во время работы педагог следит за правильным называнием картинок; при затруднениях просит учащегося произнести слово так, чтобы был слышен гласный, или произносит сам, а учащийся повторяет. Педагог создает ситуации, в которых необходима помощь «напарника», обеспечивает атмосферу доброжелательности и взаимопомощи. После окончания работы педагог предлагает командам проверить правильность выполнения задания друг у друга (взаимоконтроль). Педагог подводит итоги оценивает работу с точки зрения правильности, темпа работы, характера взаимоотношения в паре. Данная форма работы позволяет педагогу оценить уровень усвоения учебного материала, способствует развитию связной речи, усвоению грамматических категорий. Массаж для кистей рук: упражнения «Согреем руки», «Добываем огонек» Педагог добивается четких ритмичных движений. Работа в тетрадях: «Шифровка». Цель: учить правильному оформлению письменных работ, аккуратности, упражнять в соотнесении слухового, кинетического и зрительного образа букв. Педагог предлагает учащимся «зашифровать», т.е. записать только гласные в названиях картинок (выставлены на наборном полотне). Примерный набор картинок: кукла, лодка, банан, кубик; барабан, лошади, бабушка, синица. Во время работы педагог подходит к учащимся с целью оказания помощи или, учитывая темп работы, предлагает дополнительный индивидуальный материал; контролирует самостоятельность работы учащихся, правильность оформления. Физкультминутка. Цель: предупреждение утомления, развитие общей моторики. Педагог, бросая мяч учащемуся, просит назвать слово с указанным гласным. Работа в альбомах. Цель: упражнять в определении позиции гласного в слове. У каждого учащегося альбомный лист с картинками, в которых указанный звук находится в разных позициях. Задание: определить место гласного в слове и обозначить его в схеме. Педагог напоминает о необходимости проверки своих работ (навыки самоконтроля). После проверки педагог предлагает каждому учащемуся составить с каким-либо из слов предложение (следит за отсутствием повторений и стереотипности оформления предложений). Оценивается каждое предложение. Игра «Веселый рыболов». Цель: упражнять в выделении гласного и определении его позиции в слове, развивать координацию и точность движений. Во время работы педагог следит за поведением учащихся в целях своевременного разрешения конфликтных ситуаций. Каждому учащемуся дается возможность оценить свою работу. Учащимся предлагается закончить предложение: - За работу на занятии я ставлю себе четверку (пятерку, тройку), потому что… Педагог отмечает успехи каждого учащегося, подводит итог всего занятия. | Каждый учащийся выбирает мяч и проходит с ним на свое место. - Я выбрала мяч с буквами а, о, у, потому что они обозначают гласные звуки. Учащиеся упражняются в построении сложноподчиненного предложения, закрепляют терминологическую лексику; повышается интерес и познавательная активность. Называют признаки гласных звуков. Примерные ответы детей: - Гласные звуки поются, тянутся; когда мы их произносим, воздух выходит свободно, не встречая преград; они состоят только из голоса и обозначаются на письме красным цветом. При отсутствии полного ответа учащиеся дополняют ответы друг друга. Учащиеся работают в парах, подбирая к серединке цветка лепестки с картинками, в названии которых присутствует указанный гласный. Каждая команда выкладывает свой цветок на своей парте. В игре учащиеся совершенствуют навыки выделения гласного из слова, развивается зрительное, слуховое внимание. В процессе работы учащиеся учатся работать вместе, помогать друг другу. элемент соревнования активизирует учащихся. Учащиеся проверяют правильность выполнения задания друг у друга. Педагог в это время проверяет правильность выполнения задания у всех команд. Далее педагог предлагает одному учащемуся из «проверяющей» команды оценить работу «соперников». Примерные ответы учащихся: - Мы проверяли работу Саши и Артема, которые собирали цветок с гласным О. Они выбрали картинки с изображением стола, дома, кота. Картинка с изображением стула была выбрана неправильно, потому что в этом слове гласный звук – у. В процессе взаимного контроля у учащихся формируется чувство ответственности, и появляется возможность поработать с другими гласными. Учащиеся выполняют упражнения, проговаривая текст. Стимуляция кровоснабжения сосудов кистей рук, развитие мелкой моторики, чувства ритма, умения соотносить движения с текстовым сопровождением. Предварительно назвав все картинки, учащиеся записывают гласные в словах. В процессе работы формируются навыки самостоятельной работы, закрепляются слуховой, зрительный и кинетический образы букв. Проверяют, по очереди называя полученные схемы слов. Учащиеся выходят к доске и встают в кружок. Учащийся, поймавший мяч, подбирает слово с указанным гласным. Во время игры снимается статическое напряжение, поднимается настроение, развивается моторная ловкость. Учащиеся определяют место указанного гласного в слове и обозначают его на схеме. Примерные ответы учащихся: - В слове «слон» гласный «о» находится в середине слова. Данный вид работы способствует формированию у учащихся навыков самостоятельной работы, повышает интерес к занятиям. Составляют простые предложения. У учащихся совершенствуется грамматический строй речи. Учащиеся встают вокруг аквариума с пластмассовыми рыбками, к спинам которых прикреплены картинки, в названии которых звук «и» находится в разных позициях. Учащиеся с помощью удочек «ловят» по 2 рыбки и проходят на место. Называя свою картинку, учащийся определяет место указанного гласного в слове. Учащиеся учатся грамотному построению фразы, адекватно оценивать свою деятельность и деятельность других, аргументируя свой ответ. |