Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме
«Зима» (обобщение).
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.
Коррекционно – образовательная задача:
1. закрепление представлений о зиме и ее приметах.
2. Закреплять умения подбирать однородные слова.
3. Совершенствование грамматического строя речи.
4. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе.
Коррекционно – развивающая задача:
1. Развитие слухового и зрительного внимания.
2. Развитие речевого слуха.
3. Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение
слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Коррекционно – воспитательная задача:
1. Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к
активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
2. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.
Оборудование.
Ход занятия
Оргмомент
Логопед: Тема нашего занятия «Зима». Мы с вами поговорим о зиме. Вспомним признаки зимы и зимние игры. Будем отгадывать загадки. Ребята, Вы любите сказки? Дети: Да
Логопед: Тогда мы с вами отправимся в зимнюю сказку, которая называется
«Снеговик-почтовик». Снеговик попал в беду и прислал нам письмо. Я его прочитала, но не поняла, что нужно сделать, потому что снеговик не умеет писать предложения. Может вы догадаетесь?
Основная часть
Составьте предложения:
Начать, вьюга, сильный. В, попасть, я, сугроб. Ёлка, упасть. Шары, рассыпаться, укатится и. Мороз, дед, расстроится.
Дети: Началась сильная вьюга. Я попал в сугроб. Ёлка упала. Шары рассыпались и укатились. Дед Мороз расстроится.
Логопед: Ребята, мы поможем снеговику собрать все шары. Дети: да
Логопед: Ребята, если мы с вами отправимся в сказку, то шары с елки, тоже сказочные. Просто так они не будут на ней держаться. Для начала нужно выполнить задание, если оно верно, то шарик будет держаться на елке. Но чтобы отправиться в путешествие нужно сделать артикуляционную гимнастику, чтобы мы четко проговаривали звуки и слова, тогда нас будут понимать.
Артикуляционная гимнастика:
«Часики» Тик – так, тик – так – ходят часики – вот так! Влево тик, вправо так. Ходят часики – вот так!
«Вкусное варенье»
Нашей Маше очень смело, на губу варенье село, Нужно ей язык поднять, чтобы капельку слизать.
«Качели»
На качелях я качаюсь вверх – вниз, вверх – вниз, И все выше поднимаюсь, а потом вниз.
«Маляр»
Язык – как кисточка моя, и ею нёбо крашу я.
Логопед: Вот и первый шарик с загадкой и вопросами.
Загадка: Запорошила дорожки, разукрасила дорожки, Радость детям подарила и на санках прокатила. Дети: зима.
Логопед:Как называется первый зимний месяц? Дети: первый месяц зимы декабрь.
Логопед: О чем говорит пословица «Декабрь год кончает, а зиму начинает»? Дети: потому что декабрь — это первый месяц зимы. А в декабре заканчивается год.
Логопед: Какой месяц в середине зимы? Дети: середина зимы в январе.
Логопед: Какой последний месяц зимы? Дети: последний месяц зимы – февраль.
Логопед: Молодцы. Задание закончилось. Шарик держится на елке. Это значит, что задание выполнено правильно.
Логопед: Следующий шарик с игрой «Какая? Какой?» Зима какая? Дети: зима холодная, морозная, снежная, веселая, радостная, долгая, ледяная.
Логопед: снег какой? Дети: снег белый, пушистый, мягкий, чистый, серебристый.
Логопед: мороз какой? Дети: мороз сильный, злой, крепкий, слабый, трескучий, кусачий.
Логопед: Молодцы. Шар держится на елке, значит, правильно выполнили задание.
Давайте немного отдохнем и отвлечёмся.
Физминутка
Мы зимой в снежки играли, мы играли, мы играли. По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем. И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
Логопед: Пока мы с вами бежали, нашелся третий шар.
Игра «Снежный ком».
Составь предложения со словом «зима». Дети (составляют предложения)
Логопед: Выложите схему предложения. Дети: (выкладывают схему предложений).
Логопед: выполните звуко-буквенный анализ слова «зима». Дети: (выполняют анализ).
Логопед: Молодцы. Задание выполнили полностью. Шар тоже держится, значит, выполнили правильно. Вот четвертый шар. С каким же он заданием?
«Зашифрованное слово»
Цифры по порядку быстро расставляйте, полученное слово
вслух вы прочитайте.
У каждого ребёнка карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен расставить цифры по порядку и прочесть полученное слово.
Логопед: Молодцы. Задание выполнили полностью. Шар тоже держится, значит, выполнили правильно. Вот пятый шар. С каким же он заданием?
Нужно пересказать рассказ.
«Гостья зима».
Кончилась осень. К нам в гости пришла зима. Она покрыла землю белым покрывалом. Воет ветер. Злится вьюга. Трещит мороз. Зима пришла с непустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, что бы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Это – зимние забавы. Мы очень любим зиму!
Вопросы для пересказа:
- Кто пришел к нам в гости? - Какое время года было перед зимой? - Чем зима накрыла землю? - Что делает вьюга (ветер, мороз)? - Какие подарки принесла зима? - Для чего людям нужны эти подарки? - Что такое зимние забавы?
Дети: (отвечают на вопросы и пересказывают).
Логопед: Молодцы. Выполнили сложное задание. Шарик держится на елке, значит все верно.
Вот и последний шестой шарик. Задание: «Закончи предложение».
Зимой бывает снегопад, а осенью? Дети: осенью листопад.
Логопед: зимой бывает снег, а летом? Дети: летом бывает дождь.
Логопед: зимой снег падает, а весной? Дети: весной тает.
Логопед: зимой катаются на санках, а летом? Дети: летом на велосипеде.
Логопед: зимой лес спит, а весной? Дети: просыпается.
Логопед: зимой катаются на коньках, а летом? Дети: на роликах
Логопед: зимой бывает холодно, а летом? Дети: жарко.
Логопед: зимой деревья белые, а осенью? Дети: желтые.
Логопед: зимой растут сугробы, а летом? Дети: летом цветы.
Логопед: зимой лепят снеговика, а летом? Дети: песочные пирожки.
Логопед: зимой насекомые прячутся, а весной? Дети: вылезают.
Логопед: ну вот. Собрали все новогодние шары на елку. Теперь снеговик сможет доставить елку на праздник детям.
Итог.
Логопед: какая тема была на занятии? Дети: тема «Зима».
Логопед: какие задание были? Дети (перечисляют).
Логопед: Молодцы. Все хорошо работали на занятии, отвечали на вопросы полным ответом. Справились со всеми заданиями. Какое самое легкое было задание? Дети (отвечают).
Логопед: какое задание вызывало затруднение? Дети (отвечают).
Сюрпризный момент.