Тема: «М.Ю.Лермонтов «Ашик – Кериб» как литературная сказка».
Цель: продолжить знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: умение анализировать произведение, характеризовать героев, сопоставлять их, владение литературоведческой терминологией, выявление характерных художественных сказочных приёмов, правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы.
Метапредметные: самостоятельно делать выводы, планирование алгоритма ответа, умение оценивать и формулировать то, что уже усвоено, формулирование собственного мнения и своей позиции на события и поступки героев.
Личностные: формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя; нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор.
Ресурсы: художественная литература, презентация, выставка книг
Ход урока.
Организационный момент.
Мотивация.
Разгадывание кроссворда.
- Если вы верно разгадаете кроссворд, то узнаете о каком литературном жанре мы сегодня будем говорить на уроке.
1.Красочные определения, признаки предмета, которые употребляются в устойчивом сочетании с одним определяемым словом, например «живая вода» (эпитеты).
2.Начало произведения, которое рассказывает о том, где происходило действие, когда и какие герои будут в тексте, например «Жил да был крестьянин…» (зачин).
3.Последние слова произведения, завершение, рассказ о том, чем закончилась история, например «После того они жили долго и счастливо» (концовка).
4.Ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину (присказка).
5.Занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях (сказка).
- О каком же жанре литературы мы будем с вами говорить?
Актуализация знаний.
- Мир литературы в 5 классе мы начали открывать для себя со знакомства с народными сказками, затем познакомились с творчеством писателей, которые работали в этом жанре.
- Назовите этих писателей.
- Вспомните определение сказки.
- На какие две группы делятся сказки?
- Отличаются ли народные сказки от литературных? Чем?
- Как по-другому называют литературную сказку?
- В чём особенность литературной сказки? (реальные события, обыкновенные люди, обычные предметы, описание занятий людей, есть автор)
- К какому жанру отнесёте произведение, которое читали дома? Авторская эта сказка или народная? Докажите.
Целеполагание.
- Как бы вы сформулировали тему нашего урока?
- Какие цели поставим?
- Соотнесите свои цели, с целями на экране. О чём не сказали?
Работа по теме урока.
История создания сказки.
- Запись сказки сделана Лермонтовым осенью 1837 (первая ссылка на Кавказ), возможно, в Тифлисе со слов М. Ф. Ахундова, у которого поэт, как предполагают, брал уроки татарского (азербайджанского) языка. Лермонтов совершенно точно передал сюжет и сохранил многие разговорные особенности. Впервые сказка была опубликована после смерти поэта в сборнике «Вчера и сегодня» в 1846 году.
- Что же обозначает имя Ашик-Кериб? Имя восходит к двум арабским словам: «ашик» - влюблённый, «кериб» - чужестранец.
2. Работа с выставкой книг.
- Обратите внимание на книги, представленные на выставке. Чему они посвящены?
3. Словарная работа.
- Лермонтов в своей сказке использует много турецких слов, которые затрудняют прочтение текста. Чтобы разобраться в содержании сказки, дома вы составляли словарик непонятных слов. Посмотрим, как вы усвоили эти слова. Задание, которое я вам предлагаю, называется «Соотнеси слово и его значение».
Аян- Ага- знатный господин.Ана- мать.
Ашик- музыкант, балалаечник.Аллах- бог.
Газель- родственное антилопе полорогое млекопитающее, отличающееся стройностью и быстротой бега.Зарок- клятвенное обещание.
Караван- сарай- постоялый и торговый дом в городе, на дороге.Маулям- создатель.
Минарет- башня у мечети, откуда созывали мусульман на молитву.
Намаз- ежедневное пятикратное моление у мусульман.
Оглан- юноша.Пророк- истолкователь воли божества, богов; тот, кто пророчит, предсказывает что-нибудь.Паша- в старой Турции титул генералов.
Сааз- турецкая баладайка.Салям- алейкум- здравствуйте.Чауши- слуги.
4. Заочная экскурсия по Тифлизу.
- Где происходит действие?
- Город Тифлиз находился на Кавказе. Сейчас на этом месте расположен город Тбилиси. Город находится между гор. Обратите внимание на постройки, природу Кавказа, музыку, чтобы лучше прочувствовать атмосферу того времени.
- Архитектура, природа, музыка и впечатлило Лермонтова на запись сказки.
5. Восстановление событий сказки.
- Расположите описанные в сказке события в правильной последовательности.
Магуль-Мегери хочет убить себя, чтобы не стать женой Куршуд-бека.
Ашик-Кериб предлагает свою сестру в жёны Куршуд-беку.
Ашик-Кериб и Магуль-Мегери знакомятся на свадьбе.
Ашик-Кериб живёт у паши и делается очень богатым.
Ашик-Кериб поёт песню на свадьбе Магуль-Мегери.
6. Беседа по вопросам. Выборочное чтение.
- О чём рассказывается в сказке?
- Чем занимался Ашик-Кериб?
- Почему люди уважали его?
- Как он познакомился со своей невестой? (зачитать)
- Какое сравнение использует автор?
- Что предложила девушка Ашик-Керибу?
- Почему Ашик-Кериб отказался от предложения невесты? (чтение по ролям)
- О каких чертах характера говорит такой поступок? (честный, самостоятельный, справедливый)
- Какое решение принял Ашик-Кериб?
- Почему девушка согласилась ждать его 7 лет, ведь это так долго?
- Что совершил Куршуд-бек? (зачитать)
- Почему он так поступил?
- Как приняла мать эту страшную весть? (зачитать)
- Почему она поверила Куршуд-беку?
- Почему Магуль-Мегери не поверила в это?
- Добился ли Ашик-Кериб того чего хотел?
- Кто помог ему разбогатеть? (паша)
- Зачем Магуль-Мегери пригласила к себе купца и что ему говорила? (зачитать)
- Кто и в каком городе назвался хозяином блюда?
- Кто помог Ашик-Керибу вовремя добраться домой?(всадник Хадерилиаз – св. Георгий)
- Кто первым узнал Ашик-Кериба?
- Чем закончилась сказка?
7. Словесное рисование (работа в группах)
- Чтобы лучше понять поступки героев, составим их словесный портрет.
1 группа – Ашик-Кериб.
2 группа – Магуль-Мегери.
3 группа – Куршуд-бек.
8. Работа с иллюстрацией.
- Как выглядят герои?
- Какие чувства испытывают?
- Как это изобразил художник?
- Соотнесите текст с иллюстрацией.
9. Обобщение.
- Найдите в тексте признаки сказки.
- В чём главная мысль сказки?
- Мы познакомились с турецкой сказкой. Ответьте на вопрос «Что я увидел общего в событиях сказок русских и турецкой сказки?»
Подведение итогов. Рефлексия.
- Сказку какого народа нам пересказал М.Ю.Лермонтов?
- На кого из героев вы хотели быть похожи или взяли в друзья? Почему?
- Оцените свою работу на уроке.
Задание на дом.
Деление текста на части, составление плана, пересказ.
Подготовить отзыв о сказке.