Конспект мастер-класса по изобразительному искусству
Тема: «Пейзаж – настроение. Природа и художник».
Тема: «Пейзаж – настроение. Природа и художник».
Цель:
Расширить представления участников мастер-класса о способах
передачи состояния и настроения природы в работах художников.
Задачи:
- Сформировать знания о тёплых и холодных цветах их сочетаниях,
колорите в живописи.
- Продолжить знакомство с творчеством художников – пейзажистов.
- Развивать фантазию и воображение, аккуратность при выполнении
практической работы.
Материалы и оборудование:
Зрительный ряд: репродукции картин художников, методические таблицы
«Цветовой круг», «Тёплые и холодные цвета», методическая таблица «Этапы
выполнения аппликации».
Музыкальный ряд: аудиозапись произведения П. И. Чайковского « Времена
года».
Литературный ряд: стихи об осени.
Художественные материалы и принадлежности: тонированные форматы А3,
клей ПВА, ножницы, кисточки для клея, салфетки, сухие листья деревьев,
цветная ткань различных оттенков, ваза, ветки с осенними листьями.
План занятия.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей.
3. Актуализация знаний.
4. Сообщение нового материала.
5. Самостоятельная коллективная работа.
6. Анализ выполненных работ.
7. Рефлексия.
Ход занятия.
1. Организационный момент. ( проверка готовности к занятию)
Здравствуйте, уважаемые гости и коллеги!
Сообщение темы и целей.
Тема нашего мастер-класса звучит так: «Пейзаж – настроение.
Природа и Художник». Многие столетия мастера кисти и краски воспевали
красоту природы. И пусть не все их имена сохранила для нас история, но до
сих пор, глядя на их работы, мы можем полюбоваться теми пейзажами,
которые вдохновляли их и почувствовать настроение природы и художника,
сохранившего для нас тот прекрасный, но такой быстротечный миг.
Поэтому сегодня на занятии, друзья, я хочу познакомить вас с теми
приёмами, которыми пользуются художники – пейзажисты, для передачи
состояния и настроения природы в своих произведениях.
Актуализация знаний.
- Итак, поскольку сегодня мы будем говорить о настроении, то давайте
подумаем, как меняется человек, его внешность, когда ему грустно или
весело? (ответы)
- А бывает ли настроение у природы? Можем ли мы говорить, что
природа грустит, когда идёт дождь и дует ветер и радуется, когда светит
солнце? (ответы)
- Сегодня мы постараемся понять, при помощи каких средств
художественной выразительности художники передают состояние природы,
её настроение в своих картинах.
Сообщение нового материала.
Красота природы, смена времён года всегда были источниками
вдохновения не только для художников, но и для поэтов и музыкантов.
Вслушайтесь в эту музыку П.И. Чайковского. ( Включается магнитофон).
Этот цикл музыкальных произведений так и называется «Времена года»,
«Октябрь».
- Ответьте пожалуйста, какие картины всплывают в вашем
воображении, когда вы слышите эту мелодию, какое настроение она
навевает? (ответы)
- Лирическое настроение последних дней «Золотой осени».
Великий русский художник – пейзажист Исаак Ильич Левитан писал в
своих заметках: «Мало написать землю, надо суметь передать чувства к этой
земле». Перед вами две картины: Ивана Ивановича Шишкина «Парк в
Павловске» и Василия Дмитриевича Поленова «Ранний снег» (демонстрация)
и два стихотворения.
--Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.
Н. Некрасов
-- Лес, словно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И. Бунин
Две мастерски написанные картины. Выверенный рисунок.
Продуманная композиция. А всё же впечатления, которое они на нас
производят совершенно противоположные.
Что же ещё помогло этим художникам передать два различных
настроения и состояния природы? Как вы думаете? (ответы)
- Правильно, цвет!
Цвет в живописи является одним из главных средств художественной
выразительности, первым помощником художника, который хочет выразить
своё настроение при помощи красок.
Как сказал один поэт,
Всё имеет в жизни цвет.
Звучность красок, лёд, тепло,
Нам почувствовать дано.
- А знаете, даже слова имеют цвет. Не верите? Давайте проверим.
Я буду называть слово, а вы цвет, с которым оно у вас ассоциируется.
Например:
- Солнце, Море. Грусть. Лето. Ночь (ответы)
Итак, одни слова вызывают у нас ощущение тепла, другие холода.
Так и с цветом красок на полотнах картин. Одни несут ощущение тепла,
другие – холода.
- Как выдумаете, коллеги, к каким цветам можно отнести картину
Шишкина? (ответы)
- Правильно, к тёплым! (открываю таблицу тёплых цветов)
- Давайте вспомним, какие цвета мы относим к тёплым? (ответы)
- Жёлтый, оранжевый, охра, красный, бордовый, а так же оттенки,
получаемые при их смешивании. Это цвета солнца, огня, радости, оптимизма.
Вторую же картину мы отнесём к холодным цветам.
- Какие цвета мы называем холодными? (ответы)
- Голубой, синий, фиолетовый и производные от них, например, сиреневый,
лиловый. Это цвета сумерек зимы, льда, грусти, задумчивости. В цветовом
круге и тёплые цвета держатся вместе. Так же ведут себя и холодные цвета.
( Демонстрация таблицы «Цветовой круг»)
- А вот зелёный – особый цвет. Он не принадлежит ни к тёплым, ни к
холодным цветам: если в нём больше жёлтого – он тёплый, если синего —
холодный. Поэтому, когда говорят о красках картин художников, о красоте
цветовых сочетаний в них, то имеют в виду, прежде всего КОЛОРИТ
произведения.
Колорит - это гармония всех цветовых элементов, объединение всех
цветовых оттенков в единый цветовой строй. С помощью колорита художник
передаёт свои идеи, свои переживания, состояние и настроение природы.
Самостоятельная коллективная работа.
А теперь и вы попробуйте при помощи тёплых и холодных цветов
( тёплого и холодного колорита) передать настроение пейзажа, который я
предлагаю выполнить сегодня в технике аппликации.
Для начала давайте дадим названия вашим творческим группам, и
пусть они помогут вам проникнуться соответствующим настроением.
Первая группа работает с тёплыми цветами, вторая - с холодными, поэтому
названия должны быть соответствующими.
Время для обсуждения несколько секунд. Итак, ваши названия…( ответы )
Всё необходимое к занятию у вас лежит на столах, поэтому начнём
нашу работу. Перед вами тонированные листы бумаги, листва деревьев,
кусочки ткани различных оттенков. Необходимо наклеить их так, чтобы
получились небольшие пейзажные композиции с различным настроением.
Инструктаж перед началом самостоятельной работы.
Перед началом работы я хочу напомнить вам, что использование
закономерностей композиции сделает ваши пейзажи более выразительными
(демонстрация поэтапного выполнения аппликации)
Посмотрите внимательно на этот пейзаж. Перед началом работы необходимо:
- определить линию горизонта, первый и второй план;
- разложить детали на листах бумаги, не приклеивая их, выбрав наиболее
выразительную композицию, самые большие и яркие детали лучше
расположить на первом плане;
- наклеивать следует сначала большие элементы, а затем уже мелкие
детали;
- клей наносить на края детали, распределяя его равномерно.
Начинаем работу!
Анализ самостоятельной работы.
Итак, перед нами две пейзажные композиции с совершенно различным
настроением. Давайте, кто-нибудь из двух творческих групп выйдет и скажет
несколько слов о своём пейзаже. Какое настроение и с помощью, каких
средств художественной выразительности вы хотели передать в своих
работах. (ответы)
Рефлексия.
Уважаемые коллеги, вы неплохо поработали. И в заключение
нашего мастер-класса я предлагаю составить необычный букет. Пусть тот,
кому понравилась наша работа сегодня поставит в вазу жёлтую веточку, а
кому не очень - зелёную (все встают и ставят веточки в вазу ).
У нас получился настоящий осенний букет, который будет напоминать
нам об уходящей золотой осени и о том настроении, с которым вы сегодня
выполняли свои пейзажи.
Уважаемые гости, коллеги! Спасибо за сотрудничество. До новых
встреч!