СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект мастер-класса по изобразительному

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект мастер-класса по изобразительному искусству

Просмотр содержимого документа
«Конспект мастер-класса по изобразительному»

Конспект мастер-класса по изобразительному искусству

Тема: «Пейзаж – настроение. Природа и художник».















































Тема: «Пейзаж – настроение. Природа и художник».

Цель:

Расширить представления участников мастер-класса о способах

передачи состояния и настроения природы в работах художников.

Задачи:

- Сформировать знания о тёплых и холодных цветах их сочетаниях,

колорите в живописи.

- Продолжить знакомство с творчеством художников – пейзажистов.

- Развивать фантазию и воображение, аккуратность при выполнении

практической работы.

Материалы и оборудование:

Зрительный ряд: репродукции картин художников, методические таблицы

«Цветовой круг», «Тёплые и холодные цвета», методическая таблица «Этапы

выполнения аппликации».

Музыкальный ряд: аудиозапись произведения П. И. Чайковского « Времена

года».

Литературный ряд: стихи об осени.

Художественные материалы и принадлежности: тонированные форматы А3,

клей ПВА, ножницы, кисточки для клея, салфетки, сухие листья деревьев,

цветная ткань различных оттенков, ваза, ветки с осенними листьями.

План занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей.

3. Актуализация знаний.

4. Сообщение нового материала.

5. Самостоятельная коллективная работа.

6. Анализ выполненных работ.

7. Рефлексия.



Ход занятия.

1. Организационный момент. ( проверка готовности к занятию)

Здравствуйте, уважаемые гости и коллеги!

Сообщение темы и целей.

Тема нашего мастер-класса звучит так: «Пейзаж – настроение.

Природа и Художник». Многие столетия мастера кисти и краски воспевали

красоту природы. И пусть не все их имена сохранила для нас история, но до

сих пор, глядя на их работы, мы можем полюбоваться теми пейзажами,

которые вдохновляли их и почувствовать настроение природы и художника,

сохранившего для нас тот прекрасный, но такой быстротечный миг.

Поэтому сегодня на занятии, друзья, я хочу познакомить вас с теми

приёмами, которыми пользуются художники – пейзажисты, для передачи

состояния и настроения природы в своих произведениях.

Актуализация знаний.

- Итак, поскольку сегодня мы будем говорить о настроении, то давайте

подумаем, как меняется человек, его внешность, когда ему грустно или

весело? (ответы)



- А бывает ли настроение у природы? Можем ли мы говорить, что

природа грустит, когда идёт дождь и дует ветер и радуется, когда светит

солнце? (ответы)

- Сегодня мы постараемся понять, при помощи каких средств

художественной выразительности художники передают состояние природы,

её настроение в своих картинах.

Сообщение нового материала.

Красота природы, смена времён года всегда были источниками

вдохновения не только для художников, но и для поэтов и музыкантов.

Вслушайтесь в эту музыку П.И. Чайковского. ( Включается магнитофон).

Этот цикл музыкальных произведений так и называется «Времена года»,

«Октябрь».

- Ответьте пожалуйста, какие картины всплывают в вашем

воображении, когда вы слышите эту мелодию, какое настроение она

навевает? (ответы)

- Лирическое настроение последних дней «Золотой осени».

Великий русский художник – пейзажист Исаак Ильич Левитан писал в

своих заметках: «Мало написать землю, надо суметь передать чувства к этой

земле». Перед вами две картины: Ивана Ивановича Шишкина «Парк в

Павловске» и Василия Дмитриевича Поленова «Ранний снег» (демонстрация)

и два стихотворения.

--Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет тёмный лес.

Н. Некрасов

-- Лес, словно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный.

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

И. Бунин

Две мастерски написанные картины. Выверенный рисунок.

Продуманная композиция. А всё же впечатления, которое они на нас

производят совершенно противоположные.

Что же ещё помогло этим художникам передать два различных

настроения и состояния природы? Как вы думаете? (ответы)

- Правильно, цвет!

Цвет в живописи является одним из главных средств художественной

выразительности, первым помощником художника, который хочет выразить

своё настроение при помощи красок.

Как сказал один поэт,

Всё имеет в жизни цвет.

Звучность красок, лёд, тепло,

Нам почувствовать дано.

- А знаете, даже слова имеют цвет. Не верите? Давайте проверим.

Я буду называть слово, а вы цвет, с которым оно у вас ассоциируется.

Например:

- Солнце, Море. Грусть. Лето. Ночь (ответы)

Итак, одни слова вызывают у нас ощущение тепла, другие холода.

Так и с цветом красок на полотнах картин. Одни несут ощущение тепла,

другие – холода.

- Как выдумаете, коллеги, к каким цветам можно отнести картину

Шишкина? (ответы)

- Правильно, к тёплым! (открываю таблицу тёплых цветов)

- Давайте вспомним, какие цвета мы относим к тёплым? (ответы)

- Жёлтый, оранжевый, охра, красный, бордовый, а так же оттенки,

получаемые при их смешивании. Это цвета солнца, огня, радости, оптимизма.

Вторую же картину мы отнесём к холодным цветам.

- Какие цвета мы называем холодными? (ответы)

- Голубой, синий, фиолетовый и производные от них, например, сиреневый,

лиловый. Это цвета сумерек зимы, льда, грусти, задумчивости. В цветовом

круге и тёплые цвета держатся вместе. Так же ведут себя и холодные цвета.

( Демонстрация таблицы «Цветовой круг»)

- А вот зелёный – особый цвет. Он не принадлежит ни к тёплым, ни к

холодным цветам: если в нём больше жёлтого – он тёплый, если синего —

холодный. Поэтому, когда говорят о красках картин художников, о красоте

цветовых сочетаний в них, то имеют в виду, прежде всего КОЛОРИТ

произведения.

Колорит - это гармония всех цветовых элементов, объединение всех

цветовых оттенков в единый цветовой строй. С помощью колорита художник

передаёт свои идеи, свои переживания, состояние и настроение природы.

Самостоятельная коллективная работа.

А теперь и вы попробуйте при помощи тёплых и холодных цветов

( тёплого и холодного колорита) передать настроение пейзажа, который я

предлагаю выполнить сегодня в технике аппликации.

Для начала давайте дадим названия вашим творческим группам, и

пусть они помогут вам проникнуться соответствующим настроением.

Первая группа работает с тёплыми цветами, вторая - с холодными, поэтому

названия должны быть соответствующими.

Время для обсуждения несколько секунд. Итак, ваши названия…( ответы )

Всё необходимое к занятию у вас лежит на столах, поэтому начнём

нашу работу. Перед вами тонированные листы бумаги, листва деревьев,

кусочки ткани различных оттенков. Необходимо наклеить их так, чтобы

получились небольшие пейзажные композиции с различным настроением.

Инструктаж перед началом самостоятельной работы.

Перед началом работы я хочу напомнить вам, что использование

закономерностей композиции сделает ваши пейзажи более выразительными

(демонстрация поэтапного выполнения аппликации)

Посмотрите внимательно на этот пейзаж. Перед началом работы необходимо:

- определить линию горизонта, первый и второй план;

- разложить детали на листах бумаги, не приклеивая их, выбрав наиболее

выразительную композицию, самые большие и яркие детали лучше

расположить на первом плане;

- наклеивать следует сначала большие элементы, а затем уже мелкие

детали;

- клей наносить на края детали, распределяя его равномерно.

Начинаем работу!

Анализ самостоятельной работы.

Итак, перед нами две пейзажные композиции с совершенно различным

настроением. Давайте, кто-нибудь из двух творческих групп выйдет и скажет

несколько слов о своём пейзаже. Какое настроение и с помощью, каких

средств художественной выразительности вы хотели передать в своих

работах. (ответы)

Рефлексия.

Уважаемые коллеги, вы неплохо поработали. И в заключение

нашего мастер-класса я предлагаю составить необычный букет. Пусть тот,

кому понравилась наша работа сегодня поставит в вазу жёлтую веточку, а

кому не очень - зелёную (все встают и ставят веточки в вазу ).

У нас получился настоящий осенний букет, который будет напоминать

нам об уходящей золотой осени и о том настроении, с которым вы сегодня

выполняли свои пейзажи.

Уважаемые гости, коллеги! Спасибо за сотрудничество. До новых

встреч!