«Путешествие в страну этикета»
Цель: формирование и закрепление умений вести себя в соответствии с правила и рекомендациями этикета.
Задачи:
Общеобразовательная: формировать опыт этикетного поведения и закрепить знания основных речевых этикетных формул, правил и их использования в различных ситуациях общения и поведения;
Коррекционная: корригировать отношения в коллективе, способствовать созданию благоприятной атмосферы;
Развивающая: развивать внимание, воображение, творческое мышление, творческие способности;
Воспитательная: воспитывать умение слушать и уважать мнение своих товарищей, способствовать формированию коммуникативных навыков общения, умению вести себя в соответствии с правилами и нормами этикета.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к занятию, жетоны, карточки с заданиями, сотовые телефоны, костюм Мальвины для сценки.
Раздаточный материал:
цветок с вопросами
памятки
листы бумаги
Ход занятия
1.Организационнный момент
Воспитатель приветствует детей, приглашает занять свои места.
Воспитатель:
Мне кажется, что «здравствуй» - лучшее из слов,
Потому что «здравствуй» - значит будь здоров.
Правило запомни, знаешь – повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра,
Значит, слово «здравствуй» говорить пора.
-Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас с вами необычное занятие. Надеюсь, что вы будете активными на занятии, внимательными, старательными.
2.Вступительное слово воспитателя
-У вас на столах лежат листы бумаги. Согните их пополам. Оторвите верхний правый уголок, теперь нижний левый. Оторвите кусочек в центре. А теперь разверните листы и сравните с соседними, одинаковы ли они?
-Так и мы, люди, все абсолютно разные и живем в самых разных уголках Земли, но все-таки есть кое-что у нас для всех государств общее, без чего любое государство обходиться не может. Что это?
-Конечно же - это правила поведения в обществе, т.е. этикет. А наше занятие так и называется Слайд 1.
-А как вы думаете, что такое «этикет?»
Слайд 2. Этикет – правила, по которым нужно вести себя в обществе, среди людей.
Воспитатель.
-В ходе нашего сегодняшнего путешествия мы с вами вспомним и закрепим основные правила этикета. Для этого нам нужны 2 команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон. В конце занятия мы подсчитаем количество жетонов у каждой команды.
А что бы получить больше жетонов, нужно активно работать на занятии.
- Мы с вами вспомнили, что такое этикет, и теперь можем отправляться в наше путешествие. А путешествовать я предлагаю вам на волшебном кораблике.
Слайд 3
Воспитатель: на каждом острове нас будут ждать приключения, а кое-где и испытания. В течение тысячелетий люди искали такие способы и формы общения, при которых всем было бы удобно и хорошо, чтобы никто не чувствовал себя неловко. Интересно проследить, как развивалась человеческая мысль, как люди учились вести себя. Начнем с приветствий. И первый остров, который встречается нам на пути, называется.
Слайд 4
-В разных странах люди приветствовали друг друга по-разному. У некоторых индейских племен принято при виде незнакомого человека до тех пор сидеть на корточках, пока он не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. иногда для приветствия они снимают обувь.
Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают они за ухо, еще высовывают язык.
В Конго во время приветствия протягивают друг другу обе руки и при этом дуют на них.
В Новой Зеландии, встречаясь и приветствуя друг друга, люди трутся носами.
Но мы с вами все же не тибетцы и индейцы и поэтому на этом острове я предлагаю вам поиграть в игру. А вот в какую, прочитает нам Вика.
Слайд 5
Игра «Аукцион приветствий»
Вам по очереди нужно будет назвать слова приветствия, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, причем повторять ранее сказанное нельзя. За каждое приветствие вы получаете жетон.
-Молодцы! Справились с заданием. Получайте жетоны. Давайте посчитаем, сколько жетонов у команд.
-На пути у нас следующий остров.
Слайд 6
Вежливые слова и поступки
-Мы приплыли на остров «Вежливые слова и поступки»
-Ребята, я уверена, что каждый из вас знает вежливые слова. И сейчас мы послушаем стихотворение, где вежливые слова отсутствуют. Вам нужно их отгадать и произнести хором.
А. Шибаева «Дорогие слова»
Дядя Саша огорчен.
Рассказал он вот о чем…
-Видел одного ребенка
Я на улице сейчас.
Очень славная девчонка,
Переходит в 7-й класс
Но…давно уже от Насти я не слышу слова «________________»
А слово-то какое-
Очень дорогое!
Встретил Витю я, соседа…
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!..
Но представьте! – зря от Вити
Ждал я слова «______________».
А слово-то какое-
Очень дорогое!
Он про внучку говорил:
-Экая досада!
Я портфель ей подарил,
Вижу: очень рада!
Но – нельзя ж молчать, как рыба.
Ну сказала бы «__________»
А слово-то какое –
Очень дорогое!
-Ребята, какие слова забыли герои этого стихотворения? (ответы детей)
-Правильно, вежливые. Значит, этих мальчиков и девочек, которые забывали говорить вежливые слова можно назвать невежливыми.
-А среди нас есть такие дети? (ответы детей)
-К сожалению есть, поэтому и существуют правила этикета, чтобы учиться вежливости и учить этому друг друга.
-Молодцы! Посчитаем жетоны за этот конкурс.
А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.
Слайд 7
А сейчас я хочу поиграть с вами в игру «Не ошибись, пожалуйста!»
Я буду просить вас исполнить задания, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «Волшебное слово»
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте!
Попрыгайте, пожалуйста!
Руки вперед!
Пожалуйста, присядьте!
Встаньте!
Выйди к доске, пожалуйста!
Повернитесь к нам лицом, пожалуйста!
Будьте добры, пройдите на свои места!
Слайд 8
Правила поведения в школе
-Ваши педагоги с первых дней рассказывали вам о правилах поведения в школе, но не все их помнят и соблюдают.
-Послушайте, что можно увидеть в школе на перемене…
«Перемена, перемена!»-
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог-
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним большая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он гляди какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке)
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил,
Сходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи,-
Словом,
Сделал все, что мог!
Ну, а тут - опять звонок…
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем!
- Ничего, - вздыхает Вова, -
На уроке отдохнем!
-Ребята, понравилось вам стихотворение? А понравилось, как Вова вел себя во время перемены?
-Чтобы такого не происходило в нашей школе, вы должны знать и строго выполнять правила поведения в школе.
(Стук в дверь. Входит Мальвина) (Вика К.)
-Здравствуйте, ребята! Узнали меня?
Мне сказали, что вы прибыли на этот остров. На этом острове я всегда учу детей правилам поведения в школе. –Хотите меня послушать?
Тогда слушайте внимательно, я познакомлю вас с этими правилами.
Мы привлечены к порядку – утром делаем зарядку!
Съели завтрак, «Здравствуй» класс! Ждет учительница нас!
В школе, классе не сори, сор увидел – подбери!
Сиди за партой стройно, веди себя достойно! Парта – это не кровать, и нельзя на ней лежать!
Если друг стал отвечать, не спеши перебивать!
А помочь захочешь другу – подними спокойно руку!
Чтоб не встревожились врачи, на переменах не кричи и правильно себя веди!
А чтобы вы не забывали эти правила, я каждому из вас подарю по памятке. Надеюсь, что все эти правила вы, ребята, запомните и будете выполнять их.
-До свидания! (Мальвина ухолит)
-А мы отправляемся дальше. Остров «правила поведений в общественных местах»
Слайд 9
-Ребята, а что вы понимаете под словосочетанием общественные места?
-А знаете ли вы как нужно вести себя в общественных местах?
-Вот сейчас мы и посмотрим, как вы это делаете?
Конкурс «Знатоки этикета»
Я вам даю бумажный цветок. На лепестках написаны вопросы. Вы читаете их, отвечаете, передавая цветок друг другу.
1.Кто здоровается первым, если встретились старший и младший?(Младший)
2.Как в театре благодарят актеров?(Цветы, аплодисменты)
3.Кому в транспорте надо уступить место?
4.Можно ли в музее бегать, громко разговаривать, трогать экспонаты руками? (нет)
5.Вы пришли в кино, можно ли разговаривать во время просмотра фильма?(нет, т.к. мешаешь остальным смотреть фильм).
6.Ты пришел в магазин, купил то, что тебе нужно. Что нужно сделать? (Поблагодарить продавца)
7.Можно ли мусорить в общественных местах? (нет)
8.Можно ли при выходе толкать пассажиров в автобусе? (нет)
-Молодцы! Правила поведения в общественных местах вы знаете.
-А мы наше путешествие.
Слайд 10
Остров «У меня зазвонил телефон»
Послушайте телефонный разговор и ответьте на вопрос: получился ли у ребят разговор по телефону? Почему вы так считаете?
Сценка
Два мальчика сидят у телефона.
Первый: Алло! Алло!
Второй: Алло!
Первый: Слышно что - нибудь?
Второй: Слышно. А тебе слышно?
Первый: Слышно. Вот здорово! Тебе хорошо слышно?
Второй: Хорошо! А тебе?
Первый: И мне хорошо. Ха-ха-ха! Слышно, как я смеюсь? Давай разговаривать.
Второй: Давай. А о чем разговаривать?
Первый: Ну, о чем ни будь… Хорошо, что мы купили телефон, правда?
Второй: Правда.
Первый: А вот если бы не купили, было бы плохо, правда?
Второй: Правда
Первый: Ну?
Второй: Что «ну»?
Первый: Чего ж ты не разговариваешь?
Второй: А ты почему не разговариваешь?
Первый: Да я не знаю, о чем разговаривать. Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чем разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь и разговариваешь.
Недостаток этого разговора в том, что он бессодержателен.
Итог занятия
- Ну вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие по стране Этикета.
А сейчас предлагаю командам посчитать общее количество жетонов.
По результатам подсчетов победителем нашей игры стала команда… Они награждаются Почетной грамотой.
Участники … команды не проиграли, а были лишь немного менее удачливы сегодня и награждаются Благотворительными письмами за участие в игре.
-Что запомнилось вам из нашего путешествия?
-На какой остров вы бы хотели вернуться?
-Сегодня вы показали отличные знания, хорошо работали на занятии, были активными и внимательными.
Рефлексия.
-Поднимите левую руку ладонью вверх, представьте, что на ней лежит груз знаний, с которыми вы пришли на занятие. Теперь поднимите левую руку, на которой лежат те знания, которые вы получили сегодня. Положите их друг на друга, соедините свои познания, похлопайте друг другу, благодаря за работу.
Ребята прочитают стихи.
Будьте добры и будьте любезны –
Эти слова в разговоре полезны.
С ними легко на прогулке и дома,
Будет приятно их слышать другому.
Если ты воспитан, если вежлив даже,
О тебе плохого никогда не скажут.
Ты старушке место в транспорте уступишь.
Маме помогая, хлеб к обеду купишь.
С другом на уроке ты болтать не будешь
И сказать «спасибо» ты не позабудешь.
В комнате порядок наведешь, конечно.
И друзей поздравишь с праздником сердечно.
В разговоре взрослых перебить не сможешь.
И в несчастье другу ты всегда поможешь.
Слабому в защите, верно, не откажешь.
О другом, конечно, слов плохих не скажешь.
Вежливый ребенок – это просто клад!
С вами повстречаться каждый будет рад!
Слайд 11