СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект мероприятия: «Удивительный мир научных открытий и изобретений!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект классного часа. Тема: "Удивительный мир научных открытий и изобретений"

Просмотр содержимого документа
«Конспект мероприятия: «Удивительный мир научных открытий и изобретений!»»

Конспект классного часа в 8а классе Классный руководитель: Рахматулина А.И

Тема: «Удивительный мир научных открытий и изобретений!»

Цель: Расширение представлений обучающихся о великих открытиях и изобретениях;

- развитие

- коррекция и развитие памяти посредством воспроизведений сообщений, связной речи, посредством полных ответов на вопросы; (обогащение словаря – словарная работа)

- воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну, свой народ.

- формировать интерес к изучению

Задачи:

  1. Расширять представление детей об истории российской науки и техники

.

2.Формировать положительную нравственную оценку деятельности

великих ученых России во имя науки, прогресса

.

3.Прививать интерес к изучению школьных предметов как основ научных знаний.

4.Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну, свой народ.


Тип мероприятия: комбинированный

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, портреты известных ученых, презентация, плакаты, посвященные разным областям научных достижений.


О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг!

А.С.Пушкин


Ход классного часа:

1.Вводная часть

Мы смотрим кино, летаем на самолетах, звоним по телефону на другой конец света. Когда - то всё это было лишь мечтой.

Мы не мыслим комфортной жизни без научных достижений.

Сообщение темы и цели

Тема: «Удивительный мир научных открытий и изобретений!»

Сегодняшний классный час посвящен научным открытия и изобретениям, открывающей нам бесконечный мир радости познания, творчества и мечты.

Психологический настрой на активную работу

2. Основная часть

1)Беседа о научных понятиях

Тайны создания, загадки природы

Людей волновали, манили всегда

Разум и воля сподвигли народы

Исследовать космос, ваять города.

Какими качествами должен обладать человек, чтобы исследовать космос…строить города, делать открытия….?

Наблюдательный, изобретательный, любознательный, целеустремленный

Чтобы делать открытия, изобретать.. – нужны разум - знания, умение думать..рассуждать..

и воля (желание трудиться, добиваться своей цели, настойчивость…и)

Разум и воля сподвигли народы..на научные открытия… Разум и воля..

совершать открытия без этих качеств невозможно..

А можно ли что -то открыть научное без знаний?

Какого человека называют ученым?

Среди ученых есть..ученые физики, биологи, химики, математики…Каждый ученый занимается какой – либо наукой… Учёный - наученный чему - нибудь, выделяется своей ученостью, специалист в какой - нибудь отрасли науки

Наука по определению С.И. Ожегова – система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний.

Обобщение на слайде понятия: наука ..ученый..изобретения

2).История изобретений (Сообщения обучающихся)

На наших мероприятиях мы говорили о важных изобретениях, которые изменили жизнь человечества. Сейчас мы о них вспомним (окунемся в историю изобретений).

а) Открытие огня

Люди рано открыли полезные свойства огня - его способности освещать и согревать, изменять к лучшему растительную и животную пищу. "Дикий огонь", который вспыхивал во время лесных пожаров или извержений вулканов, был страшен для человека, но, принеся огонь в свою пещеру, человек "приручил" его и "поставил" себе на службу. С этого времени огонь стал постоянным спутником человека и основой его хозяйства. «Приручение» огня положило начало развитию промыслов и ремесел: появились оружие, посуда, орудия производства.

б) Изобретение колеса

Изобретя колесо, человечество получило удобный способ передвижения.

Люди стали заселять и осваивать новые земли. После открытия металла, колеса стали прочными, а повозки смогли выдерживать большие расстояния. Люди научились запрягать в них лошадей, и скорость передвижения увеличилась в десятки раз.

в) Изобретение бумаги

Бумага была изобретена в Китае. Несколько тысяч лет понадобилось людям, чтобы превратить наивные рисунки, узелки и зарубки в настоящую письменность. Появились пиктограммы, рисунки человечков и зверей, обозначающие действие или понятие, например, письмо Древнего Египта. Позже их сменили иероглифы и алфавит: мы пользуемся ими ни до сих пор.

Письменность позволила людям сохранять информацию, а бумага сделала ее доступной для миллионов людей. До изобретения бумаги материалы для письма были очень дорогими. Почти 2000 лет назад, китаец Цай Лунь создал недорогой сорт бумаги из хлопчатых веревок, в 751 г. ее привезли на Ближний Восток арабы, а после, бумага попала в Европу.

г) Изобретение пороха и оружия.

Порох также китайское изобретение. В Европе порох появился в позднем средневековье. Постепенно огнестрельное оружие, пушки и аркебузы, вытеснило лук и стрелы. Рыцари в тяжелых латах, вооруженные мечами, больше не могли отсидеться в своих замках во время осады. Мир начал меняться: на смену феодальному строю и множеству мелких удельных владений приходили сильные державы с обученными армиями.

д) Открытие паруса и создание корабля

Парус и корабль так же как изобретение колеса и повозки на суше, открытие паруса и создание корабля подарило человечеству новые земли. Можно только представить, какой страх пришлось преодолеть древним людям, отважившимся покинуть земную твердь и пуститься в плаванье по огромному бесконечному морю.

е) Изобретение телефона и телеграфа

Телефон и телеграф следует отнести к одному из важнейших изобретений в истории цивилизации, потому что вместе с ним человеческий разум одержал величайшую побед над расстоянием.

ж) Изобретение электрической лампочки

Электрическая лампочка совершила настоящую революцию. Свет, которым мы пользуемся ежедневно, результат многолетней работы многих изобретателей. Электричество и ее маленький представитель, лампочка, заслуживает одного из почетных мест в истории открытий.

з) Изобретение автомобиля

Автомобиль сократил расстояния и увеличил скорость передвижения в несколько раз. Автомобиль стал родоначальником новой эпохи человечества. Быстро росли производства, люди проложили миллионы километров дорог. Мир полностью изменился. К сожалению, это изобретение принесло планете много экологических проблем, которые предстоит решить людям.

и) Изобретение антибиотиков

Антибиотики — одно из замечательнейших изобретений XX века в области медицины. Антибиотики сохранили человечеству миллионы жизней. Благодаря антибиотикам отступили такие страшные смертельные болезни как чума, тиф, туберкулез, сепсис (заражение крови).

Обобщение. Назовите, те изобретения, которые актуальны и сейчас.

Вы правы, эти изобретения актуальны и сейчас, они изменили жизнь человечества к лучшему.

3).Россия – Родина первооткрывателей (ученых, изобретателей).

Большинство научных открытий происходят в результате кропотливой, целенаправленной и безумно сложной работы, цель которой сводится к одной единственной задаче — совершить прорыв в той или иной сфере.

Россия всегда была родиной огромного количества первооткрывателей.

Русские люди внесли значимый вклад в мировую копилку изобретений и открытий, причем во всех сферах жизни человека.

Радея за Отечество (подчеркивая важность развития науки), его развитие и процветание, Пётр I всевозможными способами способствовал развитию Российской науки. 8 февраля 1724 года (28 января по старому стилю) Петр I подписал указ об образовании Российской академии наук, в Петербурге.. Указ подписан 295 лет назад.

В честь дня основания в России Академии наук» был учрежден День российской науки, который ежегодно празднуется 8 февраля (буквально через неделю).

Многие ученые и изобретатели учились в стенах этой знаменитой академии наук.

На наших мероприятиях мы знакомились с учеными и их вкладом в развитие науки.

На доске информационный материал «Великие ученые и изобретатели» (Материал в приложении №1.).

Беседа о русских (российских) ученых и изобретателях.

- Какой вклад в развитие науки внес Михаил Васильевич Ломоносов?

- Приведите примеры изобретений русского механика – изобретателя Ивана Петровича Кулибина.

- Какое открытие принадлежит Дмитрию Михайловичу Менделееву?

- Кто является создателем первой в России паровой машины (Ползунов Иван Иванович)?

- Какого ученого называют «отцом русской космонавтики» (Константин Эдуардович Циолковский)7

- Назовите ученого, который создал первый пилотируемый космический корабль «Восток» (Сергей Петрович Королев)?

- Назовите, фамилию российского хирурга, который, работал на линии фронта, в полевых условиях организовывал лечение солдат на местах, на практике проверял разработанные ранее хирургические методы, организовал клинику госпитальной хирургии, где разработал ряд приемов, позволяющих избегать ампутации (Пирогов Николай Иванович)

- Кто из изобретателей (физик) изобрел первый в мире радиоприемник и осуществил первую в мире радиопередачу (Попов Александр Степанович)?

Как вы уже убедились… Россия всегда была родиной огромного количества первооткрывателей. Русские ученые внесли значимый вклад в мировую копилку изобретений и открытий, причем во всех сферах жизни человека.

Мы с вами, как истинные патриоты своей страны должны знать, помнить и гордиться нашими великими учеными и изобретателями!

Перед современной наукой стоит ещё множество величайших загадок. Это проблемы, которые волнуют все человечество.

- Насколько можно увеличить продолжительность жизни человека?

- Что происходит в недрах Земли? - Существуют ли во Вселенной братья по разуму?- Когда и где зародилась земная жизнь?

Чем грозит глобальное потепление? - Чем человечество заменит нефть?

-Рост населения Земли и ограниченность ресурсов: как достичь всеобщего

благосостояния, не опустошив планету? Жизнь идет – мир меняется.

Великие загадки всегда были стимулом для новых открытий. Они подталкивали ученых к поиску решений.

Когда вы слышите имя известного ученого, кого в первую хочется представить?

- Наверное, какого-нибудь солидного мужчину, с бородой и пронзительным взглядом, похожим на портрет из классной комнаты...но, оказывается, ваши ровесники, и также ребята помладше тоже становятся изобретателями.

4) Детские изобретения

Что же могли придумать маленькие изобретатели? 

Оказывается, существует множество изобретений и открытий, авторами которых стали дети. Большинство из этих открытий уже используются в нашей повседневной жизни, ставшие уже привычными вещи.

17 января в мире отмечается необычный праздник — день детских изобретений или День детей-изобреталей (Kid Inventors’ Day).

(когда отмечается день науки?)

Этот день посвящен всем юным изобретателям, без которых мы сегодня не знали бы, например, что так водные лыжи, меховые наушники, плавательные ласты и многие другие.

Символично, что датой Дня выбран день рождения одного из выдающихся американцев —государственного деятеля, дипломата, ученого, изобретателя, журналиста Бенджамина Франклина.

Замечательно, что свое первое изобретение — пару ласт для плавания, которые надевались на руки, — Бен Франклин изобрел в возрасте 12 лет.


Мальчик Луи Брайль стал известен на весь мир, благодаря созданию шрифта, с помощью которого, невидящие люди могут читать и писать. Юный изобретатель потерял зрение в

возрасте 8 лет. К 15ти годам Луи разработал рельефно - точечный тактильный шрифт, благодаря которому, - распознавать символы можно было одним касанием пальца.

Пластилин изобрела школьница — внучка известного производителя чистящего средства для обоев Клео Маквикера. Оно было предназначено для очищения обоев от угольной пыли. Девочка предложила использовать это средство для игры. Из его состава убрали чистящий компонент, добавили миндальное масло и красители.

Фруктовый лед - мороженое на палочке – впервые изготовил 11 - летний Фрэнк Эпперсон (1905г)

Он высыпал порошок типа "Юпи" или "Инвайта" в воду и забыл все это выпить.

Чашку со всем этим паренек оставил на улице, в холодное время года. И да, в воде он также оставил палочку для помешивания. После того, как все это замерзло, пареньку получившийся продукт очень понравился.

Идея создания меховых наушников для защиты от холода принадлежит 15-летнему американцу Честеру Грин вуду, который любил кататься на коньках и одновременно слушать музыку.

Зимой 1920 года по улицам городка Валькур в Канаде промчался первый в мире снегоход. Автором идеи этого «странного механического зверя», как назвали его тогда жители города, стал 15-летний Джозеф-Арманд Бомбардьер. Уже с раннего детства мальчик проявлял свои способности. В 13 лет юный изобретатель создал игрушечный паровоз, в котором в качестве двигателя он использовал механизм настольных часов, а также смастерил самодельную пушку. Позже отец подарил ему свою старую машину – Ford T, которая навсегда изменила судьбу мальчика. Из нее он решил смастерить новое транспортное средство, на котором можно было бы передвигаться по снегу. На прикрепленных друг за другом санях он установил движок от Ford T, к которому прикрепил самолетный пропеллер. В тот день в 1920 году Джозеф впервые опробовал новый аппарат, проехав по улицам своего города. Позже 15 лет спустя, он усовершенствовал свой снегоход, открыл завод и начал заниматься массовой продажей этого нового транспортного средства.

5). Современные изобретения российских ребят

Сегодня мне хочется рассказать вам об интересных изобретениях наших российских ребят. (Приложение №2.)

-Можно перечислять детские изобретения бесконечно, вспоминая и перчатки без пальцев, и бумажный пакет с квадратным дном, меховые аушники и калькулятор — все это принесли в нашу жизнь гениальные умы юных изобретателей.

6). Викторина «Узнай предмет»

Мы окружены вещами, которыми все время пользуемся, даже не задумываясь, откуда они взялись, кто их придумал и как они изменили нашу жизнь к лучшему.

Современные усовершенствованные предметы имеют совершенно другой вид, отличаются от первозданных.

А теперь вопросы, для тех, кто умеет мыслить нестандартно, проверим ваши

способности к открытиям.

Викторина «Узнай предмет».

Попробуйте понять, о каком изобретении идет речь.

1.Голландцы создали некий агрегат, предназначенный для того, чтобы облегчить труд мастеров, работающих с парусами для морских судов. Дальнейшее усовершенствование этой конструкции стало возможным с изобретением иглы, на остром конце которой было отверстие. О каком изобретении идет речь?

2.Прообразом этого изобретения сначала были камни плоской формы. На Руси довольно долго использовали два инструмента: небольшая палка с ровным круглым сечение и рифленая доска. Затем этот предмет стали делать цельнолитным — из чугуна или бронзы и «углевым». Именно в июне 1882года американец Генри Сили запатентовал своё изобретение. Что изобрел Генри Сили?

3. В начале 20 века российские журналы обошла реклама: на картинке - большой крытый фургон, запряженный парой лошадей. Через распахнутую дверцу фургона виден громоздкий механизм: цилиндры, маховое колесо. От него на балкон двухэтажного дома тянутся гибкие шланги. Это изобретение, с бензиновым мотором и вакуумным насосом, носило название «Фырчащий Билли». Автором этого аппарата является англичанин Сесил Бут. Назовите это изобретение…

4.Первое подобное устройство появилось в США в 19 веке. Оно ничем не напоминало нынешние образцы: управлялось рукояткой, которая вращала лопасти, расположенные внутри емкости. Первые конструкции делали полностью из дерева. Затем их стали делать из металла. Однако эти приборы не пользовались успехом. Они часто запутывали содержимое, завязывали его узлом или портили. В начале 20 века этот прибор механизировали. О каком изобретении идет речь?

5.Впервые этот предмет появился в Китае. Главные функции в нем выполнял лед. Вначале подобные предметы делались из бронзы и меди и состояли из основного и внутреннего резервуаров. Затем стали изготавливаться из древесины. По мере таяния льда, вода вытекала наружу через маленькие отверстия на дне резервуара. Сначала эти предметы использовались только в императорском дворе и в домах аристократов, постепенно внедряясь в быт простых людей. О каком изобретении идет речь?

6. Иногда очень значимые открытия происходят совершенно случайным образом.

В 1941 году швейцарский инженер Жорж де Местраль решил прогуляться в Альпах со своей собакой. По возвращении домой он, как обычно, принялся отчищать шерсть животного от головок репейника. Но на этот раз решил посмотреть, как те выглядят под микроскопом. Как оказалось, на каждой головке имелись крошечные крючки, с помощью которых они и цеплялись к шерсти животного и одежде.

Инженер не планировал придумывать новый предмет для одежды, но увидев, насколько просто и крепко цепляются крючки … он все-таки не устоял перед открытием. Эти предметы стали очень популярными. Позже они стали широко использоваться в производстве повседневной одежды и обуви.

Мы убедились, что многие из вас способны к небольшим открытиям.

Вы проделали большую умственную работу: читали задание..анализировали..делали выводы и обобщения, определяли о каком изобретении идет речь (определяли..что это за изобретение). Молодцы!

Заключительная часть

1) Рефлексия

Сейчас я предлагаю продолжить предложения, которые на слайде…

Мне было интересно… Меня удивило…что..

Я запомнил… Я узнал…


2)Оценивание работы воспитанников

Напутствие

Делайте больше, чем можете. Добивается успехов тот, кто стремится к чему- то большему. Пытайтесь узнать и понять окружающий мир.

Побольше читайте, интересуйтесь, узнавайте, овладевайте и усовершенствуйте те знания, которые дают вам ваши учителя и воспитатели.

Главное -верить в свои силы и в себя. Действовать, идти вперед, выбрав главное и сосредоточившись! Успехов!


Пусть новый день в научный мир

Несет добро открытий новых,

Чтоб каждый миг удачным был,

И с каждым благодатным словом

К вам вдохновение пришло,

Идеи новые явились,

Чтоб счастье в вашу жизнь вошло,

И все мечты осуществились!





ПРИЛОЖЕНИЕ

Викторина «Узнай предмет».

Попробуйте понять, о каком изобретении идет речь.

1.Голландцы создали некий агрегат, предназначенный для того, чтобы облегчить труд мастеров, работающих с парусами для морских судов. Дальнейшее усовершенствование этой конструкции стало возможным с изобретением иглы, на остром конце которой было отверстие. О каком изобретении идет речь?

2.Прообразом этого изобретения сначала были камни плоской формы. На Руси довольно долго использовали два инструмента: небольшая палка с ровным круглым сечение и рифленая доска. Затем этот предмет стали делать цельнолитным — из чугуна или бронзы и «углевым». Именно в июне 1882года американец Генри Сили запатентовал своё изобретение. Что изобрел Генри Сили?

3. В начале 20 века российские журналы обошла реклама: на картинке - большой крытый фургон, запряженный парой лошадей. Через распахнутую дверцу фургона виден громоздкий механизм: цилиндры, маховое колесо. От него на балкон двухэтажного дома тянутся гибкие шланги. Это изобретение, с бензиновым мотором и вакуумным насосом, носило название «Фырчащий Билли». Автором этого аппарата является англичанин Сесил Бут. Назовите это изобретение…

4.Первое подобное устройство появилось в США в 19 веке. Оно ничем не напоминало нынешние образцы: управлялось рукояткой, которая вращала лопасти, расположенные внутри емкости. Первые конструкции делали полностью из дерева. Затем их стали делать из металла. Однако эти приборы не пользовались успехом. Они часто запутывали содержимое, завязывали его узлом или портили. В начале 20 века этот прибор механизировали. О каком изобретении идет речь?

5.Впервые этот предмет появился в Китае. Главные функции в нем выполнял лед. Вначале подобные предметы делались из бронзы и меди и состояли из основного и внутреннего резервуаров. Затем стали изготавливаться из древесины. По мере таяния льда, вода вытекала наружу через маленькие отверстия на дне резервуара. Сначала эти предметы использовались только в императорском дворе и в домах аристократов, постепенно внедряясь в быт простых людей. О каком изобретении идет речь?

6. Иногда очень значимые открытия происходят совершенно случайным образом.

В 1941 году швейцарский инженер Жорж де Местраль решил прогуляться в Альпах со своей собакой. По возвращении домой он, как обычно, принялся отчищать шерсть животного от головок репейника. Но на этот раз решил посмотреть, как те выглядят под микроскопом. Как оказалось, на каждой головке имелись крошечные крючки, с помощью которых они и цеплялись к шерсти животного и одежде.

Инженер не планировал придумывать новый предмет для одежды, но увидев, насколько просто и крепко цепляются крючки … он все-таки не устоял перед открытием. Эти предметы стали очень популярными. Позже они стали широко использоваться в производстве повседневной одежды и обуви.

6. Иногда очень значимые открытия происходят совершенно случайным образом.

В 1941 году швейцарский инженер Жорж де Местраль решил прогуляться в Альпах со своей собакой. По возвращении домой он, как обычно, принялся отчищать шерсть животного от головок репейника. Но на этот раз решил посмотреть, как те выглядят под микроскопом. Как оказалось, на каждой головке имелись крошечные крючки, с помощью которых они и цеплялись к шерсти животного и одежде.

Инженер не планировал придумывать новую систему застежек, но увидев, насколько просто и крепко цепляются крючки к ткани и шерсти, он все-таки не устоял перед соблазном. Через годы проб и ошибок он понял, что самым подходящим материалом для создания липучек является нейлон. Застежки-липучки стали очень популярными. Позже липучки стали широко использоваться в производстве повседневной одежды и обуви. Помимо известного применения липучки в швейной и обувной промышленности, она используется даже на космической станции для крепления предметов к стенам. Также текстильные застежки стали незаменимой вещью для аквалангистов и горнолыжников.







































11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!