Закрепить знания по правилам безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, правилам общения с незнакомым человеком.
1.Объяснить обучающимся, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.
2.Обсудить с обучающимися ситуации, когда в дом хочет проникнуть чужой человек, научить правильно вести себя в таких ситуациях.
3.Рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить правильно себя вести в таких ситуациях.
4.Научить обучающихся правильно вести себя в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого, чтобы окружающим было понятно, что над ними совершается насилие, что это не детские капризы.
№ | Деятельность учителя | Деятельность детей | Наглядность |
1. | Организационный момент. | Усаживаются, принимают удобную позу для общения. | Слайд 1. |
2. | Учитель: Сегодня мы проведем с вами необычный урок, который называется: «Защити себя сам!» Отгадайте загадки о героях ваших любимых сказок. Вот и первая героиня. Отгадайте загадку – кто это: Владея снегом, льдом и стужей, Она надменно холодна, И снежной вьюгой злою кружит Зимой у тёплого окна, Холодной льдинки злой осколок, Вонзит в сердечко малыша. Её правленья век не долог, Когда есть добрая душа. - Правильно, эта загадка про Снежную королеву. Опишите внешность Снежной Королевы. Какой у неё характер? Кроме Снежной королевы к нам пожаловали герои других сказок Слайды с изображением Золушки в лохмотьях, Карлика Носа, мачехи Белоснежки, чудовище из сказки «Красавица и чудовище», лису из сказки «Колобок», Карабаса-Барабаса, Бабу Ягу, Василису Прекрасную. Рассмотрите их. Узнали ли вы сюжеты сказок и их персонажей? Назовите сказочных героев: - с привлекательной внешностью :красивых, хорошо одетых – это Снежная королева, мачеха, лиса, Василиса Прекрасная; - с непривлекательной внешностью: неопрятно одетых, некрасивых – это Золушка в лохмотьях, чудовище, Карлик Нос, Карабас Барабас, Баба Яга Кого из этих персонажей можно назвать положительными, а кого отрицательными? (ответы детей). Пожалуйста, скажите мне, внешность каких героев соответствует их поступкам, а каких – нет. | Снежная королева Она очень красива, её платье расшито драгоценными камнями и серебряными бусинами, на голове - сияющая корона. Она холодна, равнодушна к бедам людей, может быть очень злой и жестокой. | Слайд |
3. | В жизни тоже так бывает. Человек с приятной внешностью и ласковым голосом может оказаться злым, совершить нехороший поступок. Это очень хитрые люди. Ласковыми словами, подарками они стараются завоевать ваше доверие, а в это время могут замышлять что-то недоброе. Поэтому с незнакомыми людьми нужно вести себя осторожно, даже если они вовсе не похожи на преступников. Запомните правила безопасности: - Никогда НЕ брать угощение или подарки у чужих людей - Никогда НЕ садиться в чужую машину - Никогда НЕ рассказывать чужим о своей семье и о себе - Никогда НЕ молчать, если происходит что-то подозрительное, если кто-то хочет причинить тебе зло, но кричать и бежать в людное место. | | |
4. | Сегодня мы с вами поговорим о безопасном поведении дома. Вы, наверно слышали такое выражение - «Мой дом - моя крепость». Как вы думаете, что оно обозначает? Я думаю, что каждый человек должен чувствовать себя дома в полной безопасности. Но чтобы так было на самом деле, необходимо соблюдать несколько правил. О них мы поговорим позже. Расскажите, как ведут себя ваши родители, когда кто-то звонит в дверь? Даже взрослым людям милиция советует быть очень осторожными и не пускать к себе в дом незнакомых людей. Взрослые стараются убедиться, что за дверью не злоумышленник. Для этого придуманы дверные глазки и цепочки. Если ты остался дома один, запомни первое правило безопасности: «За дверью – незнакомый человек». Правило 1: Открывать дверь можно только хорошо знакомому человеку. Знакомый - это тот, кого знаешь ты, а не тот, кто называет тебя по имени или говорит, что пришёл по поручению твоих мамы и папы. Не верь, что кто-то мог прийти или приехать по просьбе родителей, если они сами не позвонили тебе или не сообщили об этом заранее. Игра - тренинг для закрепления понятий «Свой, чужой, знакомый». Учащиеся встают в круг. Водящий (учитель) находится в центре круга и поочерёдно бросает мяч каждому ребёнку, приговаривая,- „СВОЙ,, „ЧУЖОЙ,, „ЗНАКОМЫЙ,, | Ответы детей Ответы детей Ребёнок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч. Если звучит слово «ЧУЖОЙ», он проговаривает фразу «Я вас не знаю». | |
5. | Теперь мы с вами знаем, каких людей считать чужими. Доверять можно только близким людям. Незнакомый, чужой человек может причинить большой вред, сильно испугать, разлучить с близкими, отобрать что-нибудь. Преступники очень хитрые, им приходится часто притворяться хорошими, добрыми, чтобы никто не догадался об их плохих намерениях и поступках. Вспомним сказку «Кот, петух и лиса». Кот в лес уходил, а петушку строго-настрого наказывал не выглядывать в окошко. Как же лиса выманивала петушка? Ласково говорила, заманивала: «Выгляни в окошко, дам тебе горошка,.» Если бы лиса прямо сказала петушку о своём намерении съесть его, петушок выглянул бы в окошко? Нет. Вот так и плохие люди могут заманивать, обещать что-нибудь. Поэтому лучше не разговаривать с незнакомцем, что бы он тебе не сказал и о чём бы ни спросил и сразу отойти от двери. Пусть это невежливо, зато правильно и безопасно | Ответы детей Обсудить с детьми предполагаемые просьбы и вопросы. | |
6. | А сейчас вспомним сказку «Три поросёнка». Как волку удалось обмануть глупых поросят? Конечно, настоящие преступники не будут надевать овечью шкуру. А как вы думаете, в кого они могут переодеться? Правило 2: Если даже увидишь в глазок человека в милицейской форме или в белом халате, помни, что преступники могут надеть любую одежду. Не пускайте дядю в дом, если дядя незнаком! И не открывайте тёте, если мама на работе. Ведь преступник, он хитёр, притворится, что монтёр. Или даже скажет он, что пришёл к вам почтальон. Он покажет вам пакет (а под мышкой пистолет). Или он надел халат, а под ним штук пять гранат. А за ним спешит «старушка», у неё в авоське пушка. В жизни всякое бывает с тем, кто двери открывает. Чтоб тебя не обокрали, не схватили, не украли, Незнакомцам ты не верь, закрывай покрепче дверь! Если это действительно пришёл милиционер или врач, они догадаются обратиться за помощью к соседям. Даже когда взрослые дома, не открывай дверь без их разрешения. Помни - в обычной жизни злоумышленники стараются выглядеть как все, чтобы никто не мог их в чём-то заподозрить. Правило 3: Если незнакомый человек пытается открыть дверь в твою квартиру, немедленно позвони в милицию, расскажи, что случилось и назови свой адрес. Если телефон не работает, позови на помощь из окна. Если вдруг в квартиру ломится чужой, Говорит плохие, страшные слова, Угрожает и стучится в дверь ногой, Ты в милицию звони быстрей 02! | Он переоделся в овечью шкуру и поросята сами открыли ему дверь, решив, что это маленькая бедная овечка. Ответы детей | |
| Правило 4: На вопросы незнакомых людей по телефону: «Дома ли родители?» - отвечай, что дома, но они заняты, и подойти к телефону не могут. | | |
| И на улице нас могут подстерегать опасные ситуации: - Незнакомец хватает ребенка за руку и тащит за собой . Что нужно делать? - Кричать. Но как кричать? Окружающие могут подумать, что кричит просто капризный ребенок. Кричать нужно так: «На помощь! Помогите! Я этого человека не знаю!». Если тебя пытаются взять на руки. Нужно принять такую позу, когда тебя трудно поднять, например, сесть на землю и поднять руки кверху. Стараться увернуться, убежать. - Ты гуляешь на улице - к тебе подходит ласковый и добрый мужчина (или женщина) предлагает сладости и покататься на машине. Какие будут твои действия? Если тебя хотят затащить в машину, кричи: «Помогите меня увозят чужие люди!» Чтобы такого с вами не случилось нужно знать и всегда выполнять вот такие правила безопасности: - не ходи в безлюдном месте. - не играй вблизи машин, в которых сидят люди. - не гуляй до темноты. - ходи в магазин или к другу всегда одной дорогой. - не вступай в разговор с чужими людьми. - не стесняйся при необходимости громко просить о помощи. | Мнение детей Мнение детей Не принимай от чужих угощения. Не подходи к незнакомым машинам. | |
| Тренинг (В нем отрабатывается защитное поведение ребенка в случае насильственных действий. Чрезвычайно важно научить ребенка громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих) Вначале педагог просит позвать на помощь, как это делал петушок в сказке: «Несет меня лиса за темные леса, За быстрые реки, за высокие горы... Кот и дрозд спасите меня!» Разыгрывается сценка, где один из детей изображает лису, а другой - петушка. При этом лиса старается насильно тащить петушка, а петушок кричит, призывает на помощь. Ребенка за руку и тащит куда-то. Дети попарно изображают "чужого человека" и "ребенка", которого похищают и насильно желают посадить в машину. Важно чтобы в роли "похищенного" побывал каждый ребенок. Закончить ситуацию следует счастливым концом, когда ребенок вырывается и убегает или ему приходят на помощь другие дети в роли взрослых. Детям предлагается подумать о других способах защиты: укусить за руку, ударить по ноге ботинком, кинуть песком в лицо обидчику и т. д. | | |
| Итог занятия Дети, опасных ситуаций можно избежать, если всегда выполнять правила безопасности. Давайте назовём их! Каждый грамотный ребенок Должен твердо знать с пеленок: Если вас зовут купаться, В телевизоре сниматься, Обещают дать конфет. Отвечайте твердо: "Нет!" Вам предложат обезьянку Или даже денег банку, Или даже в цирк билет Отвечайте твердо: "Нет!" | Дети называют правила безопасности. | |