«Милосердие и сострадание – что это такое?»
Занятие по социально - личностному воспитанию.
Воспитатель С.О. Печура
Цель занятия:
Формировать у младших школьников представление о содержании данной этической категории.
Побуждать проявлять чувство милосердия и сострадания к окружающим людям, сверстникам, оказывать им внимание, помощь, делать это доброжелательно, искренне.
Продолжать учить детей различать добро и зло, анализировать результаты своих слов, мыслей, поступков.
Воспитывать в детях умение основано делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести.
Развивать в детях стремление проявлять сострадание и милосердие разными способами.
Ключевые слова и понятия:
Доброта сердца, забота, сострадание, милосердие, утешить, пожалеть.
Ожидаемый результат:
Знать: что такое милосердие;
Иметь: представление о добре и зле;
Уметь: проявлять милосердие к окружающим.
Ход занятия.
Организационный момент. Настрой на работу.
Провести игру на сосредоточение внимания и коммуникабельность «Какой ты ?». Дети встают в круг и, передавая друг другу красивый мяч, говорят друг о друге добрые слова.
- Саша, ты добрый!
- Игорь, ты веселый!
- Маша, ты спортивная! И т. д.
Введение в тему.
Воспитатель. Сегодня мы будем вести серьёзный разговор о том, каким должен быть человек, о его отношении к людям. Ребята, я хочу познакомить вас с двумя самыми красивыми на свете словами. Это слова сострадание и милосердие. Но прежде, чем рассказать о них, я хочу прочитать вам небольшой рассказ. Послушайте, пожалуйста.
Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись привлекла внимание детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят.
– От 30 до 50 рублей, – ответил продавец.
Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь.
– У меня только 2 рубля сейчас, – грустно сказал он.
– Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с надеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему - то явно от всех отставал. И как - то странно подтягивал заднюю лапку.
– Скажите, а что с этим котенком? – спросил мальчик.
Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки.
– Это на всю жизнь, так сказал ветеринар, – добавил мужчина.
Тогда мальчик почему - то очень заволновался.
– Вот его - то я и хотел бы приобрести.
– Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам, – сказал продавец.
Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось.
– Нет, я не хочу брать его даром, – напряженным голосом произнес ребенок. – Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил он.
Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло.
– Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята.
При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца.
– Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто - то, кто бы понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик.
Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза. . . Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться.
– Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты.
Вопросы по содержанию.
- Какие чувства вы испытали, когда слушали этот рассказ?
- Каким качеством обладал мальчик?
- А вам жалко было котенка и мальчика?
- Как назвал продавец мальчика?
Ответ детей. Милосердным.
Основная часть.
-Ребята, а как вы понимаете слово милосердный?
Ответы детей. Добрый, заботливый, внимательный к другим и т.д.
Воспитатель. Милосердие…. Вслушайтесь в звучание этого удивительного слова!
- Что оно подразумевает? Как вы его понимаете?
Ответы детей. Милое, доброе сердце. Так говорят про хороших добрых людях.
Воспитатель. Это потому, что у каждого из вас есть маленькое доброе сердце. (На доске - МИЛОСЕРДИЕ) Милосердие - это милость сердца. Милость - идущая от сердца всегда бескорыстна. Милосердие – это готовность делать добро, это сочувствие, сострадание. Милосердие – это готовность прийти на помощь тем, кому трудно, кто попал в беду. Это сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку, животным, природе. Ребята, практически везде рядом со словом милосердие присутствует слово сострадание.
-А как вы понимаете слово сострадание? (На доске - СОСТРАДАНИЕ)
Ответы детей. Переживать за другого.
Воспитатель. Сострадание - способность переживать боль другого человека, как собственную.
Вы обратили внимание, что эти два слова очень близки по значению друг к другу и это очень добрые слова. Сострадание, жалость - хорошие качества, но их часто бывает недостаточно для того, чтобы помочь человеку. Но из жалости и сострадания вырастает милосердие. Прислушайтесь, как красиво звучат эти два слова: со-стра-да-ние, ми-ло-сердие. «Со-страда-ние» - страдаешь, переживаешь вместе с кем-то. «Мило-сердие» - как будто ты делишься своим сердечным теплом, даришь другому человеку милость - дар в виде поступка от чистого сердца.
-А какие добрые слова знаете вы?
Ответы детей.
Воспитатель. Вот волшебный стул, кто на него сядет обязательно вспомнит «Добрые слова».
О
тветы детей. Внимательный, отзывчивый, весёлый, трудолюбивый, доброжелательный, искренний, ласковый, заботливый, душевный, терпеливый, щедрый, благородный, мудрый, жизнерадостный, милосердный, человечный, радушный, добрый.
Воспитатель. Скажите, а каких героев книг или мультфильмов вы знаете, которые на ваш взгляд, проявили милосердие?
Ответы детей.
а) «Доктор Айболит». К. Чуковский.
-
Какой доктор Айболит? Что он делает? Что он проявляет к животным?
- Как звери к нему относятся? Почему?
б) «Мешок яблок». Сказка В. Сутеева.
- Заяц раздал яблоки всем зверям, а себе ни одного не оставил.
- Как поступил заяц? Как звери его отблагодарили?
в) «Цветик-семицветик». В. Катаев
-
Скажите, как Женя использовала лепестки чудесного волшебного цветка. (Женя все 6 лепестков потратила на себя: ела сладости, у неё было много игрушек.)
- Принесли ли кому-нибудь пользу эти её исполненные желания? (Нет)
- Почему Женя не испытала радость от исполненных желаний? (У неё не было друзей. Ей было скучно.)
-
Какое желание Жени оказалось самым радостным, счастливым? (Она помогла больному мальчику, который не мог ходить.)
Воспитатель. Женя научилась путем проб и ошибок милосердию.
Воспитатель. Кого можно назвать милосердным?
Ответы детей. Это человек – думающий о других людях, творящий добро.
Воспитатель. Как научиться милосердию?
Ответы детей. Просто делать добрые дела, помогать пожилым и больным людям, ответственно относиться к тем, кого приручили, бескорыстно помогать.
Ответы детей.
Воспитатель. Чтобы стать милосердными нужно начать с малого: помочь маме с тяжелыми сумками, уступить место пожилому человеку в автобусе, защищать девочек, не допускать грубости.
Физкульминутка.
С неба падают снежинки, Как на сказочной картинке. | дети поднимают руки над головой |
Будем их ловить руками И покажем дома маме. | делают хватательные движения, словно ловят снежинки |
А вокруг лежат сугробы, Снегом замело дороги. | Разводят руки в стороны. Повороты туловища в стороны |
Не завязнуть в поле чтобы, Поднимаем выше ноги. | ходьба на месте, высоко поднимают колени |
Вон лисица в поле скачет, Словно мягкий рыжий мячик. | прыжки на носочках на месте |
Ну, а мы идём, идём | ходьба на месте |
И к себе приходим в дом. | дети садятся |
Воспитатель. А сейчас послушайте стихотворение Виктора Павлова «Милосердие».
Милосердие в моем понимании
- Это ласка, любовь, сострадание.
- Это – маме усталой помочь.
- Это – бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел – простить.
Это – птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.
Если ближний замерз – согрей,
Если он неодет – одень.
Если голоден – накорми.
Если жаждет он – напои.
Если он скорбит – утешай,
Заболеет он – навещай
.Жизнь тебе Господь подарил,
Для того, чтоб ты всех любил.
Воспитатель. Доброта и милосердие особенно важны в военное время. Вспомните, мы много об этом говорили. А вы знаете, как называли медсестёр во время войны и почему?
Ответы детей. Сестра – милосердия.
Воспитатель. Так, почему же называли этих девушек сестрами — милосердия?
Ответы детей.
Воспитатель. Как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель. Давайте с вами сделаем вывод, что же такое милосердие.
Воспитатель: Слово милосердие — очень древнее слово. Наши далекие предки называли человека милосердным, если он проявлял заботу о других людях.
Воспитатель. А что значит проявить заботу о других людях?
Ответы детей. Это значит милосердный человек сочувствовал им, утешал их, если с ними приключалась беда.
Воспитатель. Считалось очень плохим поступком не оказать помощь нуждающемуся, не заметить горе другого, не проявить сочувствие, сострадание. Такого человека называли бессердечным.
Воспитатель. Прежде всего, в милосердии нуждаются инвалиды - люди, лишенные зрения, речи, слуха, или люди, не имеющие рук, ног. Каждый из них хотел бы ходить в школу, на работу. Каждый из них хочет быть любимым. Эти люди богаты талантами, обладают душевной силой, как и мы с вами. Но инвалидам труднее жить, их подстерегает гораздо больше опасностей, чем нас с вами, и они их стараются преодолевать. Эти люди нуждаются в нашей помощи, в уважении, в понимании их трудностей и радостей, в сочувствии не на словах, а на деле.
Воспитатель. А как вы думаете, проявлять милосердие можно только к людям?
Воспитатель. А к кому ещё? (к животным).
Воспитатель. Да, вы правы. Мы должны помогать старшим, оберегать младших, помогать слабым, ухаживать за больными, помогать попавшим в беду и не забывать о помощи природе и животным.
Воспитатель. Все согласны, что милосердными нужно быть всегда и со всем? (да).
Практическая работа.
Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам сделать милосердное сердце из бумаги. Если кто-то будет быстрее или медленнее нас, то обратите внимание на схему, которая находится на доске.
| | |
У вас на столах лежит красный квадрат, возьмите его и сложите по диагонали, и ещё раз сложите его, у нас получился двойной треугольник. - У всех получилось также? |
| | |
Верхний угол складываем к центру, а нижний угол ведем к линии сгиба наверх, таким образом. |
| | |
Правую и левую сторону нашей заготовки мы поднимаем наверх. У нас получилось вот так. | А теперь мы загибаем получившиеся уголки загибаем немного назад. Вот так. |
Игра «Доскажи словечко»
Если вижу я беду, то я мимо.. . (не пройду)
Доброту не забывай, людям смело…(помогай)
В мире есть ещё слова,
нам их тоже знать пора,
добрым словом не скупись,
сердцем слушать…(научись)
Будь милосердным - умей прощать …(обиды)
Будь милосердным - помогай …(слабым)
Будь милосердным - ухаживай за …(животными)
Итог занятия.
Вот и подошло к концу наше занятие.
Воспитатель. Понравилось ли вам сегодня занятие?
Воспитатель. Ребята, а о чем мы сегодня говорили?
Ответ детей. О милосердии.
Воспитатель. Если человек милосердный, то он должен быть каким?
Ответ детей. Добрым, ласковым, честным, правдивым, заботливым, щедрым, терпеливым.
Воспитатель. А что нового мы узнали?
Ответ детей. Что такое милосердие и сострадание.
Воспитатель. А чему мы научились?
Ответ детей. Быть милосердными.
Воспитатель. К кому нужно проявлять милосердие?
Ответ детей. К больным, старшим и старым, друг к другу, инвалидам, растениям, животным.
Воспитатель. Как сделать так, чтобы добро на земле умножалось?
Воспитатель. А где нам пригодятся эти знания?
Воспитатель. Кто мне может напомнить, что же такое милосердие?
Ответ детей. Милосердие – это помощь слабым, больным и старым.
Воспитатель. Я, надеюсь, что теперь вы всегда по отношению к другим людям будете милосердными, стараться слышать, видеть, помогать тем, кому нужна ваша помощь. Нужно делать как можно больше хороших дел, и неважно человеку, животному или природе. Проявлять заботу о других, приходить на помощь, делать всё бескорыстно, уметь сочувствовать людям, и я уверена ребята, что каждый из вас может назвать себя – милосердным.
Звучит песня »Если добрый ты»
Интернет ресурсы.
https://doc4web.ru/obschestvoznaniya/konspekt-uroka-na-temu-chto-takoe-miloserdie.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/03/30/otkrytoe-zanyatie-v-podgotovitelnoy-gruppe-tema
https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-miloserdie-i-sostradanie-3184231.html
http://1.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/yanvar/no-1813-konspekt-zanyatiya-po-socialno-lichnostnomu-vospitaniyu-v-podgotovitelnoy-k-shkole-gruppe-tema-sostradanie-dobrota-miloserdie/
https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/konspekt-zanyatiya-v-podgotovitelnoj-gruppe-na-temu-chto-takoe-miloserdie.html
https://www.maam.ru/detskijsad/miloserdie.html
Дополнительный материал.
В.А. Сухомлинский "У бабушки дрожат руки"
У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры и бабушка. Нина младшая, ей восьмой год. Бабушка старая, ей восемьдесят два года. Когда она обедает, у нее дрожат руки. Несет ложку бабуся – ложка дрожит, и суп капает на стол.
Скоро у Нины день рожденья. Мама сказала, чтобы в этот день Нина пригласила на обед своих подруг.
Вот и гости пришли. Мама покрывает стол белой скатертью. Нина подумала: ведь бабушка тоже за стол сядет. А у нее руки дрожат. Подруги смеяться будут. Расскажут потом в школе: у Нининой бабушки руки дро-жат.
Нина тихонько сказала маме:
– Мама, пусть бабуся сегодня за стол не садится.
– Почему? – удивилась мама.
– У нее руки дрожат. Капает на стол…
Мама побледнела. Ни слова не сказав, она сняла со стола белую скатерть и спрятала в шкаф. Долго молчала, потом сказала:
– У нас сегодня бабушка больная, поэтому именинного обеда не будет.
Поздравляю тебя, Нина, с днем рожденья. Желаю тебе: будь настоящим человеком.
http://te.zavantag.com/docs/984/index-20343-3.html
***
Вопросы по содержанию рассказа:
1. Сколько лет Нине?
2. А бабушке сколько лет?
3. У Нины бабушка, какая?
4. По какому случаю, мама решила пригласить подруг Нины?
5. Что подумала Нина и предложила маме?
б. Как поступила мама?
7. Как вы думаете, почему мама отменила именинный пирог?
8. Что мама пожелала дочке в день рождения?
9. Почему она так сказала?
10. А как поступили бы вы в такой ситуации?
***
Инсценировка сказки М. А. Андрианова «Два облачка»
Воспитатель : Сейчас мы расскажем вам сказку «Два облачка»
(Воспитатели инсценируют сказку.)
«Летели по небу два облачка, белое и серое. Увидели они между большими камнями маленькое сохнущее деревце и, подлетев к нему, стали его жалеть.
- Ах, какое оно бедненькое, наверное, из-за этих камней ему не хватает воды, - сказало белое облачко, - а эти большие тучи летают так высоко, что ничего не видят и никогда не знают, где их дождь нужен.
- Мне его тоже жаль, - сказало серое облачко и тут же предложило белому:
А давай с тобой вместе соединимся и превратимся в маленькую тучку. Тогда у нас вдвоём как раз воды хватит на то, чтобы деревце напоить.
Мы с тобой будем лить аккуратно, чтобы вода не на камни, а прямо на деревце попадала.
-Вот еще, - недовольно ответило белое облачко. - Я полетать хочу, а ты мне, белому и чистому, предлагаешь в темную тучку превратиться и дождем в грязную землю вылиться.
-Но ведь тебе же жаль деревце, вот и давай с тобой поможем ему.
-Нет, жалеть деревце и сочувствовать его несчастью и беде я могу, а вот помогает ему пусть кто-нибудь другой. А я лучше дальше полечу, -сказало белое облачко и улетело.
Оставшись одно, серое облачко решило найти где-нибудь воду. Нужно было поскорее собрать в себя воду, вырасти и, превратившись в тучку, полить деревце. Но нигде не было воды, много дней стояла жаркая погода, и все лужи давно пересохли. Долго летало серое облачко и лишь случайно нашло одну большую лужу. Не побоялось оно испачкаться и, впитав из лужи воду, стало темною тучкою. Вернулась тучка к деревцу и напоила его. Скоро деревце выросло, раздвинуло в стороны камни и стало угощать прохожих спелыми грушами. Едят люди груши и не догадываются, что сладкие и сочные плоды они получили благодаря милосердному поступку серого облачка».
X. Беседа по содержанию
Воспитатель : Вам понравилась сказка?
Дети: Очень.
Воспитатель: Что вам больше понравилось: сострадание, жалость белого облачка или милосердный поступок серого облачка?
Олеся: Конечно, милосердный поступок серого облачка.
Воспитатель: Что труднее: жалеть, сострадать или помогать и поступать милосердно?
Дети: Милосердно поступать.
Воспитатель : Сострадание, жалость - хорошие или плохие качества?
Полина: Капельку хорошие и капельку плохие.
Воспитатель: В чем же капелька плохого?
Полина: Потому что это не помощь.
Воспитатель : Я с тобой согласна.
***