СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект музыкально - тематического занятия ы старшей группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект музыкально - тематического занятия ы старшей группе»





Содержание



Сентябрь

О чем и как рассказывает музыка?

2

Октябрь

Три жанра в музыке (песня, танец, марш)

3

Ноябрь

В стране разноцветных звуков

4

Декабрь

Музыка - язык чувств

4

Январь

Зимняя фантазия (с музыкальными инструментами)

6

Февраль

Как записать музыку?

9

Март

В стране музыкальных инструментов (оркестры)

11

Апрель

Ритм и мелодия

13

Май

Что такое гармония?

14

Июнь

Природа и музыка

14


тема: «О чем и как рассказывает музыка»


Цель: Способствовать развитию у детей интереса к музыкальному искусству, воображения, образного мышления.

Задачи: Вызвать эмоциональный отклик на музыку ярко изобразительного характера.

Приобщать детей к музыкально-образовательной деятельности. Формировать умение отличать оттенки настроения в музыке, воспринимать музыкальный образ. Развивать умение определять характер музыкального произведения и передавать его в движениях, элементарном музицировании, игре. Продолжать знакомить детей с образцами русской музыкальной классики.

Пополнять активный словарь детей. Воспитывать любовь к классической музыке.

Ход занятий.

Муз. рук. Ребята, мы узнали, что музыка передает различные настроения и чувства. Но кроме этого музыка может рассказать нам обо всем, что нас окружает в жизни. Она может рисовать картины природы, изображать игры, рассказывать сказки, передавать движение поезда или веселый шум толпы, подражать звукам природы (голосам птиц, животных, шуму дождя, ветра и другим звукам), раскрывать характер добрых, злых, приветливых, угрюмых, хитрых, правдивых героев. А как музыка с нами разговаривает? (ответы детей) Да, мы слышим не слова, а музыкальные звуки. Это «кирпичики» музыки. Для извлечения звуков люди изобрели специальные музыкальные инструменты и научили их «говорить». Вы, конечно, знаете разные музыкальные инструменты. Назовите их (дети называют и показывают на картинках музыкальные инструменты) Но звуки сами по себе ничего не означают (музыкальный руководитель проигрывает отдельные звуки на фортепиано, металлофоне, дудочке)

А вот если композитор соберет эти звуки вместе, объединит их в мелодию, подчинит ритму и заставит звучать нежно или бодро, грустно или весело, с разной силой звука: тихо или громко, придаст им различную тембровую окраску, то есть построит из них музыкальную пьесу, тогда музыкальные звуки «оживут», «заговорят», расскажут нам об увлекательных приключениях, заставят нас волноваться, грустить, радоваться. Ребята, послушайте «Осеннюю песню» П.И.Чайковского.

Дети слушают музыкальное произведение в фортепианном исполнении.

Муз. рук. Какая это музыка, какое настроение она передает? (Грустная, унылая, печальная)

А как вы думаете, о чем рассказывает эта музыка? (Наступила осень, идет дождик, листья осыпаются, небо серое, птицы улетают в теплые края, вянет травка на лугах)

Да, эта пьеса изображает месяц сентябрь. Чайковский включил ее в цикл « Времена года», куда вошли двенадцать пьес, каждая «рисует» определенный месяц года и события, происходящие в этом месяце.

Главная примета осени - листопад. Посмотрите, сколько красивых осенних листьев в вазе. Давайте пофантазируем и придумаем движения с листочками под музыку «Осенней песни».

Дети импровизируют движения с листьями под музыку (отрывок.)

Муз. рук. А теперь послушаем пьесу другого характера. Это ярко изобразительная музыка.

Слушание пьесы «Полет шмеля» Н.Римского-Корсакова («Сказка о царе Салтане») в орк. исп.

Муз. рук. Расскажите, что вы услышали в этой музыке (Словно жужжит шмель, шмель быстро летит или кружит на месте.) А какой была музыка? (Очень быстрой, стремительной, назойливой, легкой и негромкой, мелодия как бы «кружится») Давайте попробуем сочинить свой вариант оркестровки этой музыки. (Внести орфовские нструменты)

Дети подбирают себе музыкальные инструменты, импровизируют ритмический аккомпанемент к пьесе Н.Римского-Корсакова «Полет шмеля».

Муз. рук. И еще одна пьеса из «Детского Альбома» П.И.Чайковского. Она называется «Баба-Яга». Послушайте внимательно, какую Бабу-Ягу изобразил в своей музыке композитор?

Дети слушают пьесу «Баба-Яга» П.Чайковского, делятся впечатлениями (Баба-Яга изображена злой, страшной, сердитой. Музыка звучит угрожающе, тревожно, фантастично, она быстрая, колючая, острая, с внезапными акцентами, недобрая.)

Муз. рук. Ребята, хотите поиграть в игру?

Игра «Баба-Яга», музыка С.Насуленко (напомнить содержание песни, выбрать водящего)

Музыкальный руководитель подводит итог занятия.

Копылова И.И. муз. рук. МБДОУ д/с№ 77

тема: «Три жанра в музыке» (песня, танец, марш)


Программное содержание. Закрепить у детей знания о жанрах: марш, песня, танец. Узнавать и различать их по интонационной характерности мелодии, ритмическому рисунку и другим средствам выразительности.

Материал. Магнитофон, деревянные палочки на всех детей, М.Д.И. «Песня, танец, марш».

Ход занятия.

Дети входят в зал под весёлую песню В.Шаинского «Вместе весело шагать».

Муз. рук. Ребята, какое чувство у вас возникло при прослушивании данной песни (радость и хорошее настроение) Вот с таким хорошим, добрым настроением мы отправимся в музыкальное путешествие. Нас ждут замечательные встречи. Об этом нам расскажет музыка.

Жила-была женщина. Она была очень милая, умная, заботливая, улыбчивая, красивая и аккуратная, и звали ее Музыка. И было у неё два сына и дочка, которых звали Марш, Песня, Танец. И вот однажды они обратились к маме Музыке: «Скажи нам, зачем мы живём? Для чего мы нужны на этом свете?». И сказала им Музыка: «Ответ на эти вопросы вы сможете найти только сами. А когда это произойдёт, вы станете бессмертными». И отправились дети Музыки искать ответ на свой вопрос.

Марш попал на военный парад. Солдаты на параде красивые, подтянутые, но вот беда, что-то у них не ладится. И тут зазвучал марш (Магнитофонная запись Р. Шуман «Военный марш»). И вот уже все солдаты стройными рядами идут по площади. Тогда Марш понял, что это его музыка помогла сплотиться военным. Ребята, а какая музыка у марша? (чёткая, бодрая, ритмичная, задорная, смелая). Ребята, а хотите, мы вместе исполним знакомый вам марш «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского.

Дети берут в руки по две деревянные палочки и под музыку исполняют ритм. рисунок марша.

Муз. рук. А тем временем Песня проходила мимо великолепного царского дворца. Подойдя ближе, Песня увидела в окне принцессу с грустным лицом, потому что за окном шёл дождь. «Кап-кап» - пел он грустную свою песню. Давайте ребята разучим эту песню.

Разучивание песни Л.Куклиной «Грустный дождик», методом «Эхо», «Шёпот». Следить за лёгким звуком и чистым интонированием мелодии.

Муз. рук. Совсем загрустила принцесса, давайте поднимем ей настроение, исполнив нашу любимую песню З.Роот «Ах, какая осень». Пойте песенку ласково, легко и весело!

Исполнегие песни.

Муз. рук. Услышала эту песенку принцесса и сразу повеселела. Ведь за окном действительно был необыкновенно красивый осенний лес. Песня поняла, что в жизни людей она необходима и в грусти, и в радости. А какие песни бывают? (весёлые и грустные, колыбельные, шуточные)

А в это время Танец попал на королевский бал. На этом балу все гости были из разных стран. Пытаются шутить друг с другом, поговорить. Но вот беда – не понимают языка! А веселье без общения, ну никак не получается. И тут зазвучала музыка, все гости закружились по залу. Давайте мы тоже присоединимся к гостям.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс». Дети под музыку выполняют импровизированные движения.

Муз. рук. Танец был очень доволен, что, благодаря ему, люди могли найти общий язык в танце. Ребята, а какие танцы вы знаете? (Полька, Менуэт, Кадриль, народные танцы) Мальчики пригласите девочек на танец.

Дети исполняют башкирскую польку по выбору муз. рук.

Муз. рук. Ну вот наши герои вернулись в свой дом, к маме Музыке и рассказали ей о своих приключениях. «Вы всё поняли правильно» - отвечала мама. «Пока люди живут на земле, будем жить и мы рядом с ними». С тех пор и по сей день Музыка со своими детьми живёт рядом с нами. Вот и закончилось наше музыкальное путешествие. И в заключении мы поиграем в игру: вы получите карточки с изображением поющих, танцующих и марширующих детей. Я буду исполнять музыку, а вы должны определить, какой это жанр и поднять соответствующую карточку.

Проводится М.Д.И. «Песня, Танец, Марш»

Дети выходят из зала под песню В. Шаинского «Вместе весело шагать».

Трунова С.В. муз. рук. МБДОУ д/с№90

тема: «В стране разноцветных звуков»

Материал к занятию:

«Дошкольное воспитание» №2 2000 (Песня «Мы дружим с музыкой»).

«Дошкольное воспитание» №8 1999 (Песни «Нотный бал», «Звуки музыки»).

«Ребенок в детском саду» №6 2004 «Музыка вокруг нас».

Улашенко Н.Б. «Музыка. Занятия с детьми старшей и подготовительной группы» - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.(стр. 5).

Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей» - Ярославль: Академия развития, 1997 (стр. 17).

Бугаева З.Н. «Музыкальные занятия в детском саду» - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005 (стр. 144).





тема: «Музыка – язык чувств»


Программное содержание:

1.Знакомить с музыкальными произведениями контрастными по характеру («Шутка» И.С.Баха, «Слеза» М.Мусоргского).

2.Обогащать эмоционально-образный словарь.

3.Ввести в активную лексику фамилии композиторов и названия пьес, с которыми познакомились на занятии.

4.Развивать цветомузыкальный слух в процессе цветового уподобления характеру звучания музыки.

5. Учить отражать в беспредметном рисунке контрастное эмоциональное состояние.

Материал и оборудование: Портреты И.С.Баха, М.Мусоргского; два листа акварельной бумаги формата А-4, акварельные краски, широкие колонковые или беличьи кисти.

Дополнительные художественно-педагогические установки:

  1. Музыкальное настроение на первом занятии передают только с помощью цветовых пятен, точек, линий.

  2. Перед нанесением акварельных пятен необходимо смочить лист бумаги водой. Это поможет создать дополнительную игру красок, ускорить художественно-изобразительный процесс. Техника «по мокрому» придаст цветовому фону лёгкое полупрозрачное звучание.

  3. Дети выполняют работу с разной скоростью. Поэтому педагог заранее подготавливает дополнительные листы бумаги, чтобы тот ребёнок, который быстро справился с заданием, не скучал на занятии, мог продолжить свои цветомузыкальные эксперименты.

  4. После первого подмалевка воду в баночках следует поменять, чтобы весёлые, солнечные краски предстали на второй работе во всей своей яркости и чистоте.


Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку И.С.Баха «Шутка».

Муз. рук. Ребята, на прошлом занятии мы выяснили, что музыка рассказывает свои истории с помощью разнообразных музыкальных звуков. А сегодня мы поговорим о том, что может выражать музыка. Музыка способна раскрыть человеческие чувства, выражать разнообразные настроения. Ведь мир человеческих чувств очень богат: радость, печаль, грусть, счастье, веселье, мечтательность, гнев, ненависть, тревога, взволнованность, беспокойство и другие чувства. Всё это может выразить музыка.

Сейчас я вам предлагаю послушать произведение И.С.Баха «Шутка», определите его характер.

Звучит «Шутка» И.С.Баха.

Муз. рук. Итак, скажите какой характер произведения? (радостный, весёлый) Правильно, можно ещё сказать озорной, непоседливый, игривый, беззаботный. А в каких случаях можно испытать чувства, о которых только что рассказала музыка Баха? (когда на улице хорошая погода, когда праздник, когда мама со мной играет)

А теперь послушайте ещё одно произведение, это пьеса М.Мусоргского «Слеза».

Звучит пьеса М.Мусоргского «Слеза».

Муз. рук. Какой характер этой пьесы, какое настроение? (грустное, печальное) А вы испытывали ранее такое чувство сами? Когда? (когда скучали по маме, когда болели, когда кто-нибудь обижал, когда ломалась игрушка)

Люди по-разному выражают свои чувства. Одни, испытывая обиду или грусть, плачут. Другие уходят в сторонку и ни с кем не хотят общаться. Третьи жалуются на свои обиды и огорчения. Некоторые никому не показывают своего горя, и только по их глазам мы можем понять, что человек печалится. Я заметила, что когда вы слушали пьесу «Слеза», в ваших глазах тоже появилась печаль – значит, вы уловили настроение музыки.

А как вы думаете, можно ли передать музыкальное настроение с помощью цвета? (ответы) Какие краски вам кажутся весёлыми, радостными, а какие – печальными, мрачными? (ответы детей педагог не исправляет: ребёнок вправе высказать любую точку зрения) Каждый из нас может «видеть» настроение по-разному.

Сейчас попробуем узнать, как вы услышали и «увидели» музыку Мусоргского. Попытаемся сопроводить её звучание акварельными рисунками.

Дети рисуют под музыку.

Муз. рук. Музыка Мусоргского с вашими рисунками кажется мне ещё более печальной, безысходной. Какое название вы могли бы дать этой пьесе? (ответы) Сам композитор назвал её «Слеза».

Не хочется заканчивать занятие в таком унылом настроении. Лучше вспомним пьесу, которую слушали в начале занятия. Я предлагаю всем вместе потанцевать под музыку Баха, постараемся передать в движениях её лёгкий характер, озорной, игривый.

Дети импровизируют танец под музыку И.С.Баха «Шутка».

Муз. рук. Какое название дали бы вы этой озорной мелодии? (ответы детей). Немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах назвал своё произведение «Шутка». На втором листочке мы дадим возможность весёлым, радостным краскам немножечко поиграть, потанцевать, пошутить под «Шутку» Баха. Если на одном листке встречаются светлые, яркие, солнечные краски, - получается праздник. Музыка Баха поможет нам выбрать для этого праздника лёгкие, звонкие, озорные цвета (слушая музыку Баха, дети в технике акварельного размыва передают свое цветомузыкальное настроение).

В конце занятия педагог предлагает сравнить две акварельные работы. Совместно делается вывод: краски могут помочь человеку в передаче и радостного, и грустного настроения. Можно и поиграть: выбирается наугад любая акварельная картинка, выполненная детьми. Дети должны отгадать цветомузыкальное настроение автора, а также название пьесы, которая звучала в процессе её создания.


Хисматуллина А.Р. муз. рук. МБДОУ д/с№87

тема: «Зимняя фантазия»

Цель: Привлечь внимание к красоте зимних звуков природы. Развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление, способность к свободным образным импровизациям.

Задачи:

1.Развивать способность детей к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами.

2.Развивать воображение, обогащать ощущения детей - зрительные, слуховые, тактильные, двигательные - в процессе музицирования.

3.Активизировать речь детей, используя разные виды музыкальной деятельности.

4.Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на классическое музыкальное произведение.

5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Методы и приемы: Наглядно-слуховые: прослушивание музыкальных фрагментов, поэтическое слово, использование нетрадиционных музыкальных инструментов.

Наглядно-зрительные: показ музыкальным руководителем, жесты, мимика.

Словесные: беседа, вопросы, рассказ.

Практические: дыхательная гимнастика, распевка, выбор приемов игры в процессе музицирования.

Материал: колокольчики, металлофоны, треугольник, коробочка, хрустальные стаканы; целлофан, мешочки с крахмалом, снежинки из капроновых бантиков, бумажные снежинки, листы синей бумаги на каждого ребенка, мука в небольших количествах, деревянные палочки, обернутые фольгой, аудио и видеотехника.

Предварительная работа:

1.Чтение стихов русских поэтов о красоте зимней природы.

2.Слушание музыки композиторов А.Вивальди, П.Чайковского.

3.Разучивание песни «Зимушка хрустальная» А.Филиппенко, использование на занятиях м-д. игр на различение тембра шумовых инструментов и приемов игры на них.

4.Беседа о жизни лесных зверей зимой.

Ход занятия.

Звучит музыка А.Вивальди «Зима». Дети входят в зал. Музыкальный руководитель здоровается с детьми и загадывает загадку:

Муз. рук. Звонкая погода, снега кутерьма,

Это время года мы зовем…(зима)

Наше занятие называется « Зимняя фантазия».

Я знаю, что зимой бывают чудеса,

Да, впрочем, как в любое время года,

Не волшебство ли неба высота,

Не чудо ли сама природа?

Ребята, а вы хотите стать волшебниками и самим придумать и написать зимнюю сказку? Тогда закройте глаза и слушайте (звучит фонограмма зимней вьюги). Что это? Может быть, легкий летний ветерок? (ответы). Пусть каждый из вас подует на свою руку так, чтобы ветер был холодным, а звук был похож на завывание метели.

А сейчас мы заглянем в зимний лес (муз. рук. обращает внимание на слайды с изображением зимнего леса) Лес околдован зимой. Он весь в снежном убранстве. На ветви деревьев зима надела снежные рукавицы, повсюду рассыпала снежное серебро, все вокруг чудно блестит на солнце. О зиме написано много замечательных строчек. Певцом природы называют великого русского поэта А.С.Пушкина. Вот одно из его стихотворений, в котором он описывает красавицу-зиму: Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет

И речка подо льдом блестит.

Ребята, а что еще можно интересного увидеть в зимнем лесу? (ответ) Давайте вспомним, как живут звери зимой. Чтобы рассказы звучали интереснее, мы их украсим звучанием инструментов.

Инсценировка стихотворения «Зимние картинки» Г.Ладонщикова. Несколько детей в костюмах выходят по очереди, рассказывают зимние истории про своего персонажа и двигаются в образе. Их движения другой ребенок озвучивает на шумовом инструменте.

Под березкой на пригорке

Старый еж устроил норку,

А под листьями лежат

Двое маленьких ежат.

(рубель)

Белка спряталась в дупло,

В нем и сухо и тепло,

Запасла грибов и ягод

Столько, что не съесть и за год.

(деревянная коробочка)

Под корягой в буреломе

Спит медведь, как будто в доме.

Положил он лапу в рот

И, как маленький, сосет.

(барабан)

Осторожная лисица

Подошла к ручью напиться.

Наклонилась, а вода

Неподвижна и тверда.

(металлофон)

Муз. рук. Ребята, а у снега ведь тоже есть своя музыка. Какой инструмент мы выберем, чтобы озвучить скрип снега? (детям предлагается послушать звучание целлофана и мешочков с крахмалом) Какое звучание больше похоже на скрип настоящего снега? А как можно озвучить храп медведя? (рубель, расческа)

Озвучивание стихотворения «Снег, снег» И. Токмаковой.

Как на горке - снег, снег,

И под горкой - снег, снег,

И на елке – снег, снег.

И под елкой – снег, снег.

А под елкой спит медведь,

Тише, тише, не шуметь.

В конце стихотворения необходимо уменьшить силу звука (ритмично сжимая мешочки с крахмалом - дети как будто тихо уходят подальше от опасного места)

Муз. рук. И люди, и звери на снегу всегда оставляют следы (читает стихотворение С.Маршака и показывает детям белые листы, на которых бледной краской изображены следы зверей и птиц)

Это – снежная страница. Там на утренней пороше

Вот по ней прошла лисица, Отпечатались калоши-

Заметая след хвостом. Это бродят внук и дед.

Тут вприпрыжку по странице Вьется след замысловатый

В ясный день гуляли птицы, По низине до холма-

Оставляя след крестом. Это заяц напечатал:

Здесь проехали полозья, «Здравствуй, Зимушка-зима!»

И сверкает на морозе

Серебристый гладкий след.

Ребята, а сейчас мы пофантазируем и оставим свои снежные следы.

Проводится игра «Фантазируем и рисуем» На полу раскладываются листки синей бумаги. Дети, макая палец в муку, оставляют снежные следы (снежинки) на бумаге, рассказывают о своих рисунках.

Муз. рук. Ребята, а чем нас радует зима? (зимой искрится и хрустит под ногами снег, весело смеются ребята, играя в снежки)

Муз. рук. предлагает «поиграть» в зимние забавы и исполнить веселую песню.

Песня- игра «Снежный ком» Музыка Е.Попляновой. Песня сопровождается движениями:

все двигаются врассыпную под музыку, вращая перед собой предплечьями, имитируя движения снежного кома, постепенно ускоряя движение. На последние слова дети стукают себя по лбу и приседают.

Муз. рук. Предлагаю исполнить песню о красоте зимней природы, о зимних забавах в сопровождении инструментов шумового оркестра.

Песня « Зимушка хрустальная » муз. А.Филиппенко. (или другая, по выбору педагога)

Муз. рук. Не рисовал ни я, ни ты- Ребенок: Пока я спал, пока он спал,

Откуда ж на окне цветы? Их Дед Мороз нарисовал!

На окне старик Мороз

Льдинкой росписи нанес!

Муз. рук. А давайте мы тоже попробуем нарисовать снежные узоры, как Дед Мороз.

Проводится игра «Карандаши Деда Мороза» «Маленькое рондо» музыка С.Слонимского.

Дети стоят в кругу, у каждого в руках по две серебряных палочки - карандаши Деда Мороза.

1 часть музыки - все бегут друг за другом по кругу, ритмично поднимая и опуская палочки.

2 часть – останавливаются лицом в круг и по команде воспитателя все вместе выполняют какое-нибудь движение палочками - рисуют, стучат ими, ударяют легко по коленям, по полу, трут между ладошками, катают по полу и т.п.

По окончании музыки каждый ребенок делает любой узор из своих двух палочек, положив их произвольно на полу перед собой. Когда все узоры готовы, дети под громкую музыку, стоя на месте , рассматривают их, хлопают в ладоши и на конец музыки снова берут палочки.

Игра повторяется сначала, но теперь дети составляют узор вдвоем, вчетвером.

В конце игры все рассматривают большие красивые узоры и аплодируют художникам.

Муз. рук. Зимний, пушистый снег- это бывшие дождинки, замерзшие сейчас на зимнем ветру:

Из слезинки стал снежинкой-

И упал на землю льдинкой.

Снежинки легки и невесомы, и, представьте себе, снежинки тоже любят шутить и играть.

А какой танец может иметь шутливый, озорной характер? (полька) Правильно, и танцевать польку веселее вдвоем, парой. А наши девочки–снежинки потанцуют свой веселый танец с мальчиками – льдинками.

Звучит «Полька». Исполняется танец-игра «Льдинки - снежинки».

У девочек в руках снежинки, у мальчиков - маленькие колокольчики.

1-я часть. На каждые два такта девочки и мальчики по очереди шуршат и звенят возле уха друг друга своими предметами. Чтобы получилась игровая ситуация, дети должны поворачивать ухо друг к другу.

2-я часть. На четыре такта девочки отходят назад спиной и, вращая снежинки перед собой, возвращаются на место. На следующие четыре такта мальчики, звеня колокольчиком, перебегают вправо на место своего соседа, таким образом, меняясь местами. Девочки остаются на месте.

Муз. рук. Видели ли вы, как переливается снег на солнце, словно драгоценные камни? Про него говорят, что снег сияет сотнями бриллиантов. Сияет он и ночью при свете луны, тогда говорят, что снег светится, как серебряная парча. Зима - это серебряная Фея природы.

Вспомните известные строчки Сергея Есенина: Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

Давайте, с помощью музыки поможем Фее Серебра украшать все серебром. Для такой музыки мы возьмем инструменты с воздушным прозрачным звучанием (дети выбирают инструменты). Еще нашу волшебную музыку украсит хрустальный оркестр.

Импровизация на шумовых инструментах «Фея Серебра» муз. П.Чайковского.

Итог занятия: Игра «Пальчик- мальчик» М.Ю.Картушиной.

Пальчик- мальчик. Где ты был? пальцы рук сжимают в кулачки,

Где ты с братцами ходил? выпрямляют и сгибают большой палец.

С этим – я в снегу валялся

С этим- с горочки катался. поочередно массируют пальцы,

С этим - в парке я гулял, начиная с указательного.

С этим - я в снежки играл.

Все мы пальчики- друзья, сжимают и разжимают пальцы.

Где они, показывают 4 пальца, прижав Большой палец к ладони.

Там и я! показывают большой палец, подняв его вверх, остальные пальцы прижаты к ладони.

Дети большим пальцем показывают отношение к занятию. Если большой пальчик смотрит вверх, то занятие понравилось. Прощаются, уходят под музыку П.И.Чайковского «Вальс снежных хлопьев».

Порошина Е.Ю. муз. рук МБДОУ д/с№5

тема: «Как записать музыку?»


Программное содержание:

  1. Дать общее представление о том, как записывалась музыка в древности, и как записывается сейчас.

  2. Познакомить с основными элементами нотной грамоты:ноты, нотный стан, скрипичный и басовый ключи.

  3. Формировать умение сочиненную мелодию отмечать музыкальными знаками на музыкальном панно.

  4. Развивать умение инсценировать музыкальную мини-сказку.

  5. Воспитывать умение принимать активное участие в музыкальных играх, выполнять игровые действия.


Ход занятия

В зал входят дети, музыкальный руководитель приветствует их.

Муз. рук. Ребята, сегодня мы поговорим на очень интересную тему. А звучит она так: «Как записать музыку?» Может быть, кто-нибудь из вас знает, как можно записать музыку? (специальные знаки, палочки, крючки, ноты). Вы верно сказали. На сегодняшний момент люди научились сохранять музыку и записывать ее. Но было время, когда они этого не умели делать. Ведь в древности не было магнитофонов, компьютеров и другой техники, даже бумаги не было.

Поэтому люди просто запоминали любимые мелодии и песни, а потом по памяти пели их своим детям и внукам. Со временем мелодии и песни забывались, изменялись, а имена их сочинителей совсем потерялись во времени. Поэтому музыка стала называться народной. Сегодня мы с вами с удовольствием слушаем народные песни. Но люди с давних времен искали способ, как записать музыку. Сначала они попытались рисовать человеческие фигуры в разных позах (иллюстрация). Затем рисовали волнистые линии (иллюстрация). Позже музыканты придумали специальные знаки для записи мелодических звуков. Посмотрите, как выглядела старинная музыкальная запись (иллюстрация).

Но, однажды один итальянский музыкант придумал, как обозначить звуки и их высоту. Он придумал сначала одну линию, и записал высокие звуки выше этой линии, затем низкие звуки записал ниже этой линии. Затем уже были добавлены остальные линии и получилось линий, которые называются нотным станом (иллюстрация).

А сейчас, послушайте загадку и отгадайте, с помощью чего записывалась музыка:

«У нотного стана большие заботы –

Нести неустанно на линиях… (ноты)

Сейчас, я исполню для вас песню, а вы внимательно послушайте и скажите мне, о чем она.

Исполнение песни «Первые ноты», муз. З.Компанейца

Дети: В песне пелось о том, что есть ноты на нотном стане, и они порхают как птички.

Муз. рук. Вы все правильно сказали. Давайте разучим эту песню.

Разучивание песни «Первые ноты», муз. З.Компанейца

Муз. рук. А теперь я приглашаю вас поиграть с нотками.

Игра «Веселые нотки»

Дети встают в круг. Каждый ребенок получает свое имя по названиям нот. Дети произносят считалку:

До-ре-ми-фа-соль-ля-си

Едет кошка на такси.

А котята прицепились

И бесплатно прокатились.

По окончании считалки, ребенок с названием ноты «до» ловит детей. При следующем повторении считалки, водящим будет ребенок с названием ноты «ре», и т.д.

Игра «Нотные загадки»:

Муз. рук. Сейчас, я буду говорить слово, а вы будете отгадывать, какая нота спряталась в этом слове: Дорога, река, мишутка, фасоль, солянка, лягушка, сито.

Муз. рук. Ну, а теперь пришло время сказки. Мы с вами будем инсценировать сказку «Про Бабушку ноту».

Музыкальный руководитель распределяет роли детям, воспитатель помогает.

Инсценирование сказки «Бабушка нота»

Муз. рук. Бабушка нота по парку идет,

Целый отряд за собою ведет.

Следом за нею две дочки шагают,

Внучки за ними едва успевают.

Чтоб на прогулке они не скучали,

Мамы им по две подружки позвали,

На голове у подружек косички,

Ведут они за руки по две сестрички.

У каждой малышки, сестрички подружки,

В руках по две куклы – большие игрушки.

Муз. рук. Ребята, как вы думаете, одни ноты, без других знаков смогут жить на нотном стане, или нет? Каких еще музыкальных знаков не хватает? На нотном стане во главе всех нот стоят 2 капитана: скрипичный ключ и басовый ключ.

Эти чудо - капитаны

Ноты за собой ведут

День и ночь на нотоносце

Службу верную несут.

Поскольку вы хорошо запомнили басовый и скрипичный ключ, то я предлагаю вам поиграть в игру.

Игра «Музыкальные капитаны»

Дети делятся на 2 команды: «Команда скрипичного ключа», «Команда Басового ключа». Выбирается 2 капитана, на них надевают шапочки с изображением басового и скрипичного ключа. Остальные дети – ноты. Команды строятся за своими капитанами. Капитан забирает сначала одну «ноту» и бежит с нею к ориентиру, оббегает его, захватывает вторую «ноту», и втроем уже они оббегают ориентир. Побеждает та команда, которая не разорвется по пути и придет первой. Проигравшая команда назначает нового капитана.

Муз. рук. Сейчас я покажу вам изображение нескольких ключей, а вы отгадайте среди них музыкальные.

Муз. рук. показывает детям иллюстрации: гаечный ключ, скрипичный ключ, ключ от замка 1, басовый ключ, ключ от замка 2.

Муз. рук. Ребята, вы умеете сочинять свои мелодии? А записывать умеете? Давайте попробуем.

Творческое задание «Сочини мелодию»

Дети сочиняют мелодии и выкладывают их на музыкальном панно из черных и белых пуговиц. Музыкальный руководитель их проигрывает, а наиболее удачную - пропевает с детьми.

Муз. рук. Ребята, вот и подошло наше занятие к концу. Что нового вы сегодня узнали? Что вам запомнилось или понравилось больше всего?

Выросткова С.Н. муз. рук. МБДОУ д/с №88

тема: «В стране музыкальных инструментов».


Задачи: - Развивать представление детей об изобразительности музыки, об ее выразительных средствах

- Закреплять умение детей оркестровать музыку.

- Учить различать средства выразительности, создающие образ.


Ход занятия

Под музыку дети заходят в зал и садятся.

Муз. рук. Ребята, мы попали в страну чудес, где живут необычные жители - звуки.

Звуками наполнен весь окружающий мир. Они бывают разные: звонкие, глухие, мягкие, звенящие, свистящие, и даже скрипящие. Одни мелодичные, другие похожи на шум. Звуки можно воспроизвести голосом, или на музыкальных инструментах. Благодаря этому музыканты и композиторы передают в своих произведениях характеры персонажей, звуки природы и даже погодные явления. Например, звуки флейты очень похожи на пение птиц, переливы арфы напоминают волнение воды. Послушайте

Слушание муз фрагментов исполнении флейты и арфы.

Муз. рук. Звуки и инструменты бывают разными. Давайте, начнем с деревянных звуков. Оглянитесь вокруг. Посмотрите, как много деревянных предметов. У каждого свой красивый голос. Постучите деревянными кубиками, карандашами по столу, шкафу – услышите сухой, тёплый звук дерева. Рассмотрите деревянные музыкальные инструменты и вспомните их названия. Деревянный звук какой?

Он стучащий и сухой,

Теплый и трескучий,

Тихий и гремучий.

Дети рассматривают муз. инструменты и деревянные предметы, называют их, играют.

Муз. рук. А теперь давайте послушаем, как звучат деревянные ложки в р.н. мелодии в исполнении оркестра народных инструментов.

Звучит фрагмент р.н.м. в исполнении оркестра

Муз. рук. А попробуйте сами поиграть теперь на деревянных муз. инструментах. (ложках)

Дети поют и играют на ложках рус.нар. песню: «Где был Иванушка?»

Муз. рук. (предлагает посмотреть картину, на которой изображены стеклянные

предметы) Два стакана до обеда

Меж собой вели беседу:

«Голосок наш лёгкий, звонкий,

Ледяной и очень колкий,

С лёгкостью летящий,

Хрупкий и блестящий» (звенит стеклянным колокольчиком)

Стеклянные звуки очень капризные и не терпят невежливого обращения.

Возьмите два стеклянных стакана, стукните тихонько друг о друга – они заговорят нежным прозрачным голосом. Постучите по ним ложкой, карандашом и послушайте чистый, тонкий звук стекла. Но у каждого колокольчика (колокольчики стеклянные) свой звук, чем меньше колокольчик, тем выше звук. Послушайте. Динь-динь, дан-дан, дон-дон.

Попевка «Бубенчики» Е.Тиличеевой: Дети играют стеклянными колокольчиками, разного размера. Колокольчик Динь-большой. Дан - средний. Дон - маленький.

Муз. рук. А теперь послушаем звук бьющегося стекла, (слушают запись на аудиокассете) немного страшно, правда? Ведь всегда страшно, жалко и неприятно когда что- то разобьётся или сломается, поэтому со стеклянными предметами надо обращаться очень аккуратно. Но посуда ведь бывает не только стеклянная, но и металлическая. Поэтому с металлическими звуками проще всего познакомиться на кухне. Здесь находится целый оркестр: ложки, кастрюли, сковородки, крышки. Звук у этих предметов очень яркий, призывный, гудящий.

У металла гулкий звук,

Не похож совсем на стук.

Он бывает и трубящий,

И призывный, и бренчащий.

Пусть зазвучит кухонная посуда, послушайте, какие у неё голоса (дети слушают металлические звуки)

Давайте вспомним, какие металлические инструменты вы знаете (металлофон, треугольник)

Муз. рук. А теперь вы сами выбирайте себе любой металлический предмет, или музыкальный инструмент, и мы с вами исполним рус. народную песню.

«Во кузнице» р.н.п.

Муз. рук. Мы сегодня познакомились с разными звуками, давайте вспомним с какими (ответы).

Я предлагаю вам озвучить сказку с помощью этих инструментов, и инструментов которые мы сделали сами (инструменты по К.Орфу) Послушайте сказку (дети слушают сказку)

А теперь я ещё раз буду читать сказку, а вы выберите себе подходящий инструмент, чтобы он соответствовал тому персонажу, которого вы выбрали.

Сказка «Упрямый медведь»:

Шёл однажды по лесу медведь (барабан). Захотелось ему медку покушать.

Вдруг видит он улей, полный мёда, а пчёлы в нём так и жужжат (расчёска)

Знал медведь, что связываться с пчёлами опасно, но уж больно ему мёда захотелось.

-Авось не покусают, - подумал медведь и залез в улей. Тут пчёлы накинулись на него, и стали больно жалить (расчёска). Завыл медведь, застонал (голос). Еле ноги унёс! Бежит по лесу, (барабан), а сам пчёлам грозит: - вот уж я вас! Спилю сейчас сук побольше и всех вас разнесу!

Вскарабкался он на дерево, сел на самый толстый сук (барабан), и начал его пилить (тёрка). Летела мимо птичка-синичка (дудочка):

-Не пили, медведь, ветку! Гнёздышко моё разоришь и сам упадёшь!, - защебетала она тоненьким голосом

-Без тебя обойдусь! – прорычал медведь. А сам дальше пилит (тёрка).

Скакала по ветвям белочка (бубенчик):-Перестань, медведь, пилить. Всех бельчат разбудишь и сам упадёшь!

-Скачи своей дорогой, - буркнул медведь. А сам дальше пилит (тёрка).

Пробегала мимо лань с оленятами (трещотка):- Не пили медведь сук! Нас без свежей листвы оставишь, и сам упадёшь!

Не слушает медведь никого, знай себе, пилит (тёрка). Выбрались из нор своих маленькие зверьки: мышки, ёжики, кроты (набитые гвоздики). Смотрят, а медведь всё пилит (тёрка). Тут мимо ворона летела, и каркнула (голос):- Ой, упадёт медведь!

Сук обломился (коробок, наполненный горохом) и рухнул (барабан.) Упал медведь с дерева. Все бока отшиб.

Заплакал, застонал (голос): -Простите меня, друзья! Всех вас обидел и сам пострадал!

Пожалели звери незадачливого медведя. Помогли ему подняться. И впредь ему наказали: никогда не пили сук, на котором сидишь!


Никулина Л.И. муз. рук. МБДОУ д/с №11

тема: «Ритм и мелодия».


Цель: Формировать основы музыкальной культуры дошкольников, развивать музыкальные и певческие способности на основе синтеза различных видов искусств.

Задачи:

Учить детей в многоголосной музыке слышать разные инструменты, учить играть на различных детских инструментах индивидуально и в оркестре;

Закреплять навыки естественного звукообразования, умение петь легко, свободно, без напряжения в ансамбле, а сареllа, чисто интонировать;

Закреплять знания о музыке, инструментах;

Воспитывать в детях чувство красоты. Поддерживать желание слушать музыку, эмоционально на неё откликаться, высказывать свои впечатления. Учить различать смену характера музыки, оттенки настроения.

Учить передавать в движениях характер музыки: плавными, изящными движениями рук; передавать различные ритмические рисунки. Учить выразительно, читать стихи. Развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи, чувствовать и понимать поэтические образы. Развивать речевые способности детей.


Ход занятия.

Муз. рук. Здравствуйте, дорогие дети! Я очень рада вас видеть! Какие вы нарядные, красивые. Давайте возьмемся за руки и скажем друг другу комплименты (красивая, нежная, очаровательная, самый лучший и т.д.) Посмотрите, как красиво вокруг! Скажите, какое время года за окном? (Весна). А месяц? (Апрель)

Все дышит весной!

Зима задувает – весна согревает,

Зима снегом засыпает –

Весна землю открывает.

Весна почки разрывает,

Весна птичек зазывает!

Фонопедическое упражнение «Весенние голоса» (Д/в №4 1988 г, стр 135)

Муз. рук. Хотите оказаться в весеннем лесу? Давайте возьмем колокольчики и перенесемся на весеннюю поляну.

Пластический этюд для рук «Сосульки плачут» (И.Штраус «Полька пиццикато» а/к «Шедевры классической музыки»)

Дети исполняют упражнений, подчеркивая ритмичность движений и его прерывность.

Муз. рук. Скажите, ребята, по каким признакам вы поняли, что наступила весна? (тает снег; бегут ручьи; птицы возвращаются из теплых краев)

Давайте возьмем музыкальные инструменты и исполним с вами польскую детскую песню «Пение птиц» (маракасы, треугольники, свистульки, бубны, деревянные коробочки)

Муз. рук. Молодцы! Как вы красиво и слаженно играли на музыкальных инструментах! Кажется, что все птицы этого леса слетелись на звуки этой музыки! Вспомните звуки музыки и скажите, какие композиторы обращались в своем творчестве к временам года? (П.Чайковский, А.Вивальди)

Сейчас вы услышите фрагменты музыкального произведения, вспомните, как оно называется и кто его автор.

Звучит «Весна» А.Вивальди (фрагмент)

Муз. рук. А сейчас музыкальная загадка для вас, послушайте её.

Звучит аудиозапись пьесы «Песня жаворонка» П.И.Чайковского.

Муз. рук. Можно ли отгадать, о чем рассказала музыка? (дети отмечают особенности звучания. Жаворонок поет свою песенку высоко в небе, радуется весне; жаворонок летает над полями).

Ребенок или муз. рук. читает стихотворение «Жаворонок» В.Жуковского

Муз. рук. А сейчас вспомните и назовите музыкальные произведения, в которых птицы прилетают и пляшут. Какой композитор написал эту музыку?

Звучит отрывок из оперы «Снегурочка» Н.Римского – Корсакова (а/к «Шедевры мировой классики» «Песни птиц» 1-я и 3-я песни Леля).

Муз. рук. Скажите, ребята, какое настроение весной в природе преобладает: мажорное или минорное? Почему? Быстро или медленно, прерывисто или не прерывисто капают капли с сосулек? (ответы) А сейчас послушайте песню (знакомую) назовите её и скажите, какая она по характеру, какое настроение, чувства передает?

Звучит песня «Солнечная капель» муз. С.Сосника, сл. И.Вахрушевой

Дети: Звучит в миноре, но она очень нежная, светлая, прозрачная, веселая. В музыке слышится, как тают сосульки, падают капли, звенит капель.

Муз. рук. Давайте споем эту песню, а солисты возьмут треугольники и будут на припев в такт музыки отстукивать ритм. Скажите, в каком темпе её лучше исполнять? В медленном или быстром?

Песня «Солнечная капель» муз. С.Сосника, сл. И.Вахрушевой

Муз. рук. Вы слышите, кто-то подпевает нам? Это же дрозды! Эти птицы тоже вернулись из теплых краев, после долгой зимы. Давайте вспомним русскую народную попевку «Скок–скок–поскок» Будем петь, и отстукивать ритм деревянными палочками.

«Скок–скок–поскок» р.н.п. обр. П.Левкодимова, (сб. «Учите детей петь», 1988г.)

Муз. рук. Весной природа медленно просыпается от долгого зимнего сна. На деревьях набухают почки, появляются первые цветы. Какие? (подснежники) Правильно! (предлагает иллюстрацию с подснежниками) Представьте, этот нежный, голубой подснежник, который пробился из-под снега и тянется к солнышку. А какую музыку можно подобрать, чтобы передать образ подснежника, нежного и хрупкого? (мечтательную, ласковую, задумчивую, прозрачную, светлую) Вы помните музыкальное произведение с таким названием? (ответы)

Давайте весеннюю радость передадим в движении.

Пластический этюд «Подснежник» А..И.Чайковского или Вальс Л.Делиба из балета «Коппелия»

(Неторопливо поднимаясь, постепенно раскрывая руки, как лепестки цветка, дети передают медленное движение пробуждения жизни растения)

Муз. рук. Молодцы! Замечательно танцевали. А скажите, какие птицы к нам ещё возвращаются весной? (Грачи). Художник С.Саврасов запечатлел этих птиц в своей картине и назвал её «Грачи прилетели» (репродукцию картины «Грачи прилетели»). А теперь, давайте вместе встанем в круг и поиграем.

Игра «Грачи летят» («Синтез искусств» О.А.Куревина, стр. 92).

Муз. рук. Вот и закончилось наше путешествие в весенний лес, возьмем колокольчики, пора возвращаться в детский сад.

Дети исполняют пластический этюд «Сосульки плачут» И. Штраус, полька «Пиццикато»

Муз. рук. Сегодня звучала прекрасная музыка, и мы ещё ярче почувствовали весеннее настроение, весеннюю радость. Вы сегодня славно потрудились и много узнали нового.


Школенко Н.Г. муз. рук. МБДОУ д/с №34




тема: «Что такое гармония?»

Материал к занятию:

«Дошкольное воспитание» №9 1999 «Музыкальные братья».

«Ребенок в детском саду» №1 2005 «Музыкальная страна».

Улашенко Н.Б. «Музыка. Занятия с детьми старшей и подготовительной группы» - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.(стр. 34).

Светличная Л.В. «Новая сказка о музыке»- М.: ТЦ Сфера», 2004.

Горькова Л.Г., Обухова Л.А., Петелин А.С. «Праздники и развлечения в детском саду»- М.: ВАКО, 2004 (стр. 12)



тема: «Природа и музыка»

Материал к занятию:

«Дошкольное воспитание» №7 2007 Цикл занятий «В гостях у Феи Красоты» (стр.53).

14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!