МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА №396 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
открытого музыкального занятия
с сюжетно-ролевой игрой «До, ре, ми»
по теме:
(для детей старшего дошкольного возраста)
Музыкальный руководитель:
Хитрякова Э.А.
Донецк-2019
Цели и задачи:
Формировать основы музыкальной культуры дошкольников, развивать музыкальные и творческие способности.
Учить детей в многоголосной музыке слышать разные музыкальные инструменты.
Продолжать обучение нотной грамоте с помощью сюжетно- ролевой игры, закрепить изученный материал.
Закреплять навыки естественного звукообразования, уметь петь легко, свободно, без напряжения; чисто интонировать.
Совершенствовать навыки танцевальных движений: двигаться согласно характеру музыки в паре , перестраиваться в круг, закрепить элементы украинского танца.
Учить различать группы музыкальных инструментов (струнные, духовые, ударные)
Поддерживать желание слушать музыку, эмоционально откликаться на неё.
Воспитывать в детях чувство красоты на основе многообразия звуков окружающей природы.
Оборудование и материалы:
Экран, видеопроэктор, видеоролик «Весёлые звуки».
Музыкальный сундучок;
Скрипичный ключ;
Фланелеграф, нотный стан, ноты;
Музыкальный инструмент дудка;
Дидактическая игра «Угадай, на чём играю», карточки
Украинские венки- 6 шт.;
Дейстующие персонажи и костюмы:
Птица Музыка- взрослый
Пастушок
Телёнок
Пчела
Лягушка
Кот
Филин
Луна
Заяц
Мышка
Сценарий разработан по сюжету мультфильма «До,ре,ми» /Автор Г.Сапгир, Композитор Г. Раскатов/
Ход занятия
/Под фонограмму «Мелодия» А.Рыбникова, дети проходят на середину зала/
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята!
Посмотрите, сколько гостей пришло к нам в музыкальный зал. Давайте поздороваемся по-музыкальному.
Исполняется приветствие-распевание.
Песня «Здравствуйте, гости»
/Муз. Э.Хитряковой/
/Приложение №1/
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня наше музыкальное занятие не простое, сейчас мы с вами отправимся в путешествие в сказочную и волшебную Страну. И поможет нам в этом музыка.
/Звучит фонограмма в исп. оркестра П. Мориа «Токкато», дети путешевствуют по ковру /
Музыкальный руководитель: Вот мы и оказались в мире музыки. /Звучит фонограмма «Вальс цветов» П.Чайковского/ Слышите, вновь музыка зазвучала. Вслушайтесь в её звуки.
Ребята, а что или кого вы представляете под неё? /ответы детей/
Я приглашаю вас на волшебный танец вашего воображения. Закройте глаза и передайте движением характер музыки, её настроение.
/дети произвольно двигаются в характере музыки/
Музыкальный руководитель: Молодцы, у вас получился красивый танец. Расскажите, что вы почувствовали, слушая эту музыку
/ответы детей, дети садятся на стулья/
/ Звучит музыкальный фрагмент, в зале появляется Птица Музыка./
Птица музыка: Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Я Птица Музыка. Я очень рада оказаться у вас в гостях и мне нравится быть там, где меня ждут и любят. Ведь музыка находится с человеком с самого его рождения и всю жизнь сопровождает его.
Музыкальный руководитель: Ребята, где мы можем услышать музыку, кроме музыкальных занятий?
(Ответы детей) Давайте подарим Птице Музыке нашу песню.
Дети исполняют песню
«Птица музыка»
(Р.Гуцалюк)
/Приложение № 2/
Птица Музыка: Спасибо за песню, я хочу подарить вам, ребята, свой волшебный музыкальный сундучок. Открыв его вы найдёте много музыкальных сюрпризов. А ключиком для сундука станут ответы на мои загадки. Слушайте внимательно мои загадки:
С емь подружек – семь чудесниц,
Сложишь вместе – будет песня. (Ноты)
Птица музыки: Правильно, а где живут нотки, отгадайте:
Семь ступенек – лесенка,
На ступеньках – песенка. (Нотный стан)
Птица музыка: Молодцы. А вот ещё загадка:
Завитой, красивый знак
Нарисуем мы вот так.
Он велик и всемогущ,
Это наш … (Скрипичный ключ)
/Птица музыка даёт детям скрипичный ключ/
Правильно отгадали загадки. Вот вам ключик от сундука. А мне пора улетать, до свидания, ребята!
Музыкальный руководитель: Спасибо, Птица Музыка, и до скорых встреч!
/Птица Музыка улетает/
Ребята, откроем волшебный сундук, и посмотрим, что в нём.
/Открывает с помощью скрипичного ключа, достаёт дудку/
Музыкальный инструмент- как он называется?
Д ЕТИ: Дудка.
Музыкальный руководитель: А кто играет на дудке?
Дети: Музыканты, пастухи.
Ребёнок: А можно я поиграю на дудке?
/Берёт дудку, превращается в пастушка, /.
П астушок Дудит в дудку, выходит теленок, пастушок показывает дудку детям, поёт/
«Песня пастушка»
(Г.Раскатов)
Ноты в дудке у меня-2 р.,
Длиннохвосты, словно птицы,
Ноты в дудке у меня.
Назови их имена-2 р.,
Хочешь музыке учиться-
Назови их имена
Телёнок: Ме, ме!!!
/Дети- артисты идут одевать шапочки персонажей, становятся по- порядку друг за другом за зановесом. Пастушок смеётся/
Пастушок: /к Телёнку/ Не ме.
Семь всего лишь нот на свете,
Ты запомни ноты эти!
Долго в памяти носи:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си!
Музыкальный руководитель играет на фортепиано ноту «До»
Вылетает пчела- нота «До»
П чела: /поёт/ До- до-до-до, Пчела летела,
До- до-до-до издалека,
До- до-до-до и долетела
До- до-до-до до цветка.- повт 2 раза\
/Пчела показывает телёнку ноту /.
Телёнок: Что это? /смотрит на ноту, пожимает плечами/
Музыкальный руководитель: Давайте расскажем телёнку о нотах:
Есть у каждой ноты дом.
Где живешь ты, нота «До»?
Пчела До:
Здесь на маленькой скамейке,
На добавочной линейке.
/крепит на фланелеграф ноту, идёт на своё место/.
Музыкальный руководитель играет на фортепиано ноту «Ре»
/Выходит Лягушка Ре, показывает ноту/
Музыкальный руководитель: Нота «Ре»?Где ты живёшь?
Где ты песенки поёшь?
Лягушка Ре: Внизу, под первою линейкой,
Я прячу песенку свою,
/Крепит ноту на фланелеграф/
А если надо, я пою.
Лягушка ре: /поёт/
По ручью, по реке
Плыли рыбки в башмачке,
И уплыли на заре- ре
В голубое море- ре- 2 раза.
/Кланяется, уходит на место/
Музыкальный руководитель играет на фортепиано ноту «Ми»
/Выходит Кот Ми/
Кот Ми :/поёт/ Ми- ми- миска молока,
Ми-ми, мимо не лакай.
Ми-8 р, без заминка,
Ми-6 р, пей посерединке,
Ми- это вам ни Ля.
Мяу- миииииии.
Телёнок: Ме-ме?-/пожал плечами/
Музыкальный руководитель: «Смотри, запомни и пойми,»-
Пропела тихо нота «Ми».
Ми: Мне высоко не надо лезть,
Мне хорошо на первой здесь.
/Крепит ноту на фланелеграф/
Музыкальный руководитель играет на фортепиано ноту «Фа» и «Соль»
/ выходят две ноты Сова Фа и Луна Соль/
Сова Фа и Луна Соль /поют/: Фа-соль-4р., вот и выросла фасоль,
Потянулась в вышину, и окутала луну. Фа-соль.
Музыкальный руководитель: Между первой и второй
«Фа» глядит в окошко.
Сова Фа:
Между первой и второй
Тесно мне немножко.
/Крепит ноту на фланелеграф/
Музыкальный руководитель: На второй линейке «соль»
С нотой «Фа» встречается.
Луна Соль: Если скажешь «Фа» и «Соль»-
Слово получается.
Бычок: А, фасоль!
Музыкальный руководитель играет на фортепиано ноту «Ля»
/Выбегает Заяц Ля/
Заяц Ля /поёт/ Жил на свете- ля- ля- ля
Пустомеля- ля, ля, ля,
Голова его была
Как кастрюля-ля, ля, ля
Всех лягушек веселя распевал он ля- ля-ля.
Бычок: Почему ля?
Музыкальный руководитель: Спросила громко нота «Ля»:
Заяц Ля: А вы заметили меня?
/Крепит ноту на фланелеграф/
Музыкальный руководитель играет на фортепиано ноту «Си»
/Выходит Мышка Си/
Мышка Си: / поёт/ Вечер си- синий, очень краси-сивый,
Я мышонок самый сильный, мне не страшен Кот Василий.
Только выйти не проси- сиииии!!! /подаёт ноту/
Музыкальный руководитель: На линейке третьей «Си»,
На самой серединке.
Си: Пою всегда я и везде
Звонко, без запинки.
Музыкальный руководитель: /Крепит ноту на фланелеграф/
Ну вот, все нотки расставили правильно. Давайте, ребята, ещё раз их повторим, и пропоём по- порядку.
/Дети поют музыкальную распевку по гамме, с ходом звуков вверх и вниз/.
Телёнок: Ми, соль, си, ля- почемуля?
Пастушок: Глупый, это же ноты, их играют и поют.
Телёнок: А, понял, это же му- му- музыка!
/поёт/ Непонятно почему
Нет на свете ноты Му
Нет на свете – 3 р.
Покажите ноту Му- Эту ноту я возьму
Эту ноту -3 р. я возьму.Все персонажи выходят на поклон в одну шеренгу, снимают шапочки. Телёнок уходит за венками /
М узыкальный руководитель: Вот какая интересная музыкальная сказка получилась. Прежде, чем перейти к следующему заданию, я предлагаю вам отдохнуть вместе с весёлым гномом, который тоже знает ноты, и вам споёт.
Видеоклип « Весёлые нотки»
Музыкальный руководитель: А сейчас я приглашаю вас, ребята вот к этому столику. Посмотрите, здесь лежат картинки музыкальных инструментов. Сейчас послушайте моё задание. Я буду играть вам на разных инструментах, а вы, услышав звучание, внимательно посмотрите на свою карточку и если звучит ин струмент с вашей картинки, поднимаете карточку вверх и показываете всем ребятам. По моей команде мы начинаем… Задание понятно?
Музыкально- дидактическая игра
«Угадай, на чём играю»
/В ходе игры музыкальный руководитель может сравнить звучание инструмента с повадками зверей, задать детям вопрос на сравнение /
Телёнок : Му, здорово! А я по лугу гулял, и цветы насобирал,
А пока вы тут играли- их в венки я навплетал.
Вот подарок от меня- от души дарю вам я!
Музыкальный руководитель: Спасибо, телёнок. Ребята, давайте посмотрим- может быть в Музыкальном сундучке есть ещё что- нибудь? /Заглядывает/
П тица музыка подарила нам свои звуки радуги- разноцветные ленточки. Я придумала. Мальчики- вам я даю ленточки, а девочки одевайте веночки- мы исполним для всех наших гостей весёлый украинский танец.
Дети исполняют «Украинский танец»
/фонограмма песни «Одна калина»
В исп. С. Ротару.
(Р.Квинт- Р.Куровский)/
Музыкальный руководитель: Ну вот, ребята, на этой ноте мы закончим наше путешествие в мир музыки.
Сегодня вы были внимательны, и я думаю, что наше познавательное путешествие в мир музыки надолго останется у вас в памяти. Наше занятие подошло к концу, спасибо за внимание, и до свидания!
/ Под весёлую музыку дети выходят из зала/.
Музыкальный материал.
Приложение № 1
Песня «Здравствуйте, гости»
1.Здравствуйте, гости, будем знакомы.
Располагайтесь, будьте как дома.
«Сказочный» наш детский сад, видеть вас сегодня рад—2 р.
Приложение № 2
Песня «Птица- музыка»
1. Опускаешь на клавиши руки -
Волшебство начинается вдруг,
И рождаются чистые звуки,
Серебром рассыпаясь вокруг.
Припев:
Ровно семь цветов у радуги,
А у музыки- семь нот.
На земле для нашей радости
Вечно музыка живет!
2. Птица-музыка крыльями машет,
Не кому-нибудь машет, а мне,
Словно солнышки рыжих ромашек
Расцветают на каждом окне.
Припев:
Театрализованное музыкальное занятие с сюжетно-ролевой игрой по теме «Нотная грамота» разработано в рамках раздела «Музыка». Оно адресовано, музыкальным руководителям ДОУ, педагогам дополнительного образования, связанных с процессом музыкального образования и воспитания современных дошкольников.
Данное пособие позволяет формировать понятие об основах нотной грамоты и основных музыкальных жанрах. Способствует проявлению креативности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности.
Использование музыкально-дидактических игр нового поколения (с применением электронных образовательных ресурсов, информационно-коммуникационных технологий) позволяет решать задачи музыкального развития в соответствии с образовательными программами ДО, ориентируя педагогов на создание условий для общения с музыкой, развитие инициативы и творческих способностей детей. Отвечая современным педагогическим требованиям, данный конспект музыкального занятия с музыкально- дидактической игрой "До, ре, ми" повышает интерес и мотивацию дошкольников к музыкальной деятельности, способствует формированию основ логического мышления, развитию творческих способностей и повышению качества знаний.