"Музыкальная прогулка"
конспект музыкального занятия в средней группе детского сада
Цель: Развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности, формирование песенного и музыкального вкуса, укрепление психофизического здоровья детей.
Задачи:
- учить ритмично двигаться под музыку, слышать двухчастную форму произведения и самостоятельно менять движение в соответствии с изменением характера музыки;
- развивать детское творчество через согласование движений с эмоциональным характером музыки;
- развивать навыки выразительной передачи игрового образа;
- воспитывать произвольное внимание и выдержку в игровом взаимодействии;
- способствовать развитию речи детей.
Оборудование: игрушка Заяц, шапочка «Зайчик», цветные ленты (пара на ребенка, по количеству детей), открытка-приглашение, магнитная доска, проектор, дидактическая игра «Бабочка», детские музыкальные инструменты, наглядный материал «Этот удивительный ритм», видеофильм «Полет бабочки».
Музыкальный репертуар:
Валеологическая распевка «Доброе утро!» Арсеневская О.Н.
«Вот так вот» белорусская народная мелодия, обработка Г. Фрида
«Вальс» А. Грибоедов
«Полечка» Д. Кабалевский
«Веселый жук» муз. и сл. Р. Котляровского
Латвийская народная мелодия
«Зайчик ты зайчик» русская народная песня
«Весенняя полька» муз. Е. Тиличеевой сл. В. Викторовой
«Марш» Тиличеева E.
«Мы на луг ходили» муз. Филлипенко А., сл. Т. Волгиной
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети с воспитателем входят в зал под музыкальное сопровождение («Марш» Е.Тиличеевой) и садятся на стульчики
ПРИВЕТСТВИЕ:
Муз.рук.: Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть! Посмотрите, у нас сегодня гость (показывает на Зайчика, у которого в лапках кастаньеты). Зайчик принес новый музыкальный инструмент и хочет поздороваться с нами по-музыкальному (муз.рук простукивает разные ритмические рисунки, дети повторяют хлопками в ладоши, по коленям, по щекам).
Вы знаете, какое сейчас время суток - утро, день или вечер? (ответы детей) А как ещё здороваются по утрам, какими словами? (Доброе утро!)
А чтобы утро было по-настоящему добрым и бодрым, мы сделаем лёгкую музыкальную зарядку. Для этого надо встать врассыпную. Проверим, правильно ли все встали. Руки сделали «самолётиком» и покружились. Никого не задели? Значит, встали правильно.
Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажем «Доброе утро!» сл. и музыка Арсеневской.
Улыбнись скорее! кланяются друг другу
И сегодня весь день "пружинка"
Будет веселее. поднимают ручки вверх
Мы погладим лобик, выполняют движения по тексту
Носик и щечки.
Будем мы красивыми, наклоны головы к правому и левому
Как в саду цветочки! плечу поочередно
2. Разотрем ладошки (движения по тексту) Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем.
Улыбнемся снова, будьте все здоровы! разводят руки в стороны
М. р: А скажите, ребята, из чего состоит песенка?
Правильно, из звуков, звуков речи и музыкальных звуков. А ещё мы с вами знаем, что с помощью звуков мы не только разговариваем и поём, но и можем сами себя вылечить. Давайте вспомним, какие целебные звуки мы знаем.
Целебный звук «В» - лечит насморк (когда начинается насморк)
Целебный звук «З» - когда болит горло
Целебный звук «Ж» - можно излечить кашель
Целебный звук «Н» - излечивает головную и зубную боль
Целебный звук «М» - способствует хорошему пищеварению
Целебный звук «Р» (Тр) - помогает снять усталость в конце дня
Звуки С, Ш (шипящие) - помогают отдохнуть, расслабиться.
М. р: Замечательно, а теперь я сыграю вам добрую музыку.
(открывает ноты и видит пустые листы с дырками)
Что случилось с нотами? И откуда взялись эти дырки? Ребята, вы не знаете?
(ответы детей)
М.р: Похоже, что ноты съели мыши. Что же делать?
(задумывается) Придумала! Нужно позвонить в музыкальную справочную.
(И.О. воспитателя), наберите, пожалуйста, справочную.
Воспитатель: (звонит по телефону) Алло! Справочная? Помогите! Нам помощника пришлите! Надо нотки нам найти, чтоб занятие провести.
Говорит детям: Нам сейчас пришлют кота! Вот спасибо! Красота!
М.рук: Про кота игру мы знаем. И сейчас в нее сыграем!
МУЗЫКАЛЬНО-РИМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ:
Муз.рук.: Ну, вот и настроение стало лучше, правда? Зарядка нам помогла взбодриться. А какая погода замечательная сегодня, так и хочется пойти на прогулку. Ребята, а ведь Зайчик принес нам открытку (читает приглашение). Согласимся на приглашение?
Я предлагаю взять с собой музыку, ведь с ней всегда интереснее и веселее. А ещё музыка помогает нам двигаться. Если вы услышите бодрую и ритмичную музыку, что будете делать? (шагать) Правильно, шагать надо бодро, высоко поднимая колени, спину держать прямо. А как называется музыка, под которую шагают? (марш). А если музыка изменилась, то, что надо сделать? (поменять движение) Если музыка звучит быстро и легко, то как нужно двигаться? (бежать на носочках). Для того, чтобы никого не потерять в пути, шагать нужно друг за другом. Вместе с музыкой начнем движение и отправимся в путь.
(дети выполняют упражнение «Ходьба и бег» под Латвийскую народную мелодию)
Муз.рук.: Вот мы и на лугу. Наш Зайчик очень рад, что вы у него в гостях и хочет, чтобы вы вместе с ним попрыгали и поиграли. Прыгать нужно легко, слегка сгибая ноги в коленях, как бы пружиня, передавая образ веселого игривого зайчика. Вы все - зайчики разные: одни прыгают, другие шевелят ушками, как будто прислушиваются, нет ли поблизости лисы, третьи - греют лапки. (После упражнения дети садятся на стульчики)
(дети выполняют упражнение «Зайчики прыгают» под муз. «Полечка» Д. Кабалевского)
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА, МУЗИЦИРОВАНИЕ:
Муз.рук.: А в лесу весна в разгаре. Проснулись жучки и червячки, появились бабочки и мотыльки.
(Муз.рук. поет детям русскую народную песню «Зайчик ты зайчик» на «ля-ля-ля» и предлагает узнать песенку. Затем выкладывает ритмический рисунок первой фразы «Заинька-зайка», пропевает его: «ТА-ти-ти-ТА-ТА». Это же делают все дети, затем желающие дети играют ритмический рисунок на выбранном музыкальном инструменте, остальные «играют» ритм ладошками).
Муз.рук.: Что- бабочек не видно, одни гусеницы только ползут
Пальчиковая игра «Котенька-коток»: исходное положение рук – кулачки прижаты друг к другу таким образом, что большие пальцы находятся сверху, а мизинцы – снизу.
Котя – котенька - коток,
Котя – серенький хвосток. (достаём мизинчики и соединяем их подушечки, подучается «хвостик»)
Лапочки-подушки, (хлопки «мягкими ладонями»)
Ушки на макушке. (кулачки сжаты, достаём и вытягиваем указательные пальцы)
Как услышат мышку, (поворачиваем «мордочку» вправо-влево)
Мышку-шалунишку.
Превратятся лапки (сжимаем и разжимаем пальчики - «коготки»)
В коготки – царапки.
Цап-царап! Цап-царап! («ловим мышку»)
Ам! (сжимаем ладони, «поймали»)
Мышка, мышка, не шурши, (легко гладим ладошки друг об друга)
Котя- котик, не спеши… (замерли)
Цап-царап! Цап-царап! («ловим мышку»)
Ам! (сжимаем ладони, «поймали»)
Давайте посмотрим, все ли мышку поймали? (заглядываем в ладошки)
СЛУШАНИЕ:
Муз.рук.: Ребята, а в лесу живёт своя музыка, но услышать её можно только в тишине. Если прислушаться, то можно услышать, как шумит ветер и шелестят листочки, как звенят капельки дождя или кружатся бабочки. Тихонечко садитесь (дети садятся полукругом на ковер, лицом к музыкальному руководителю). Сейчас мы с вами послушаем очень красивую, нежную музыку, под которую можно танцевать, кружиться. А какой вы знаете танец, под который кружатся? (Вальс) Конечно вальс, и мы с вами сейчас тоже услышим танец вальс.
(Дети слушают «Вальс» А. Грибоедова).
Муз.рук.: Дети, скажите а музыка всегда звучала одинаково или менялась?(ответы детей) А я услышала, что вначале музыка звучала тихо, легко, подвижно, а в середине она поменялась и звучала громче, взволнованно. В конце снова легко и тихо. Как вы думаете, сколько частей в этом вальсе? (ответы детей) А о чём ещё вам рассказала музыка? Подумайте, кто же мог так легко кружиться и танцевать под неё, можно даже сказать - порхать? (дети предлагают варианты: это должен быть кто-то очень лёгкий, летящий – листочки или снежинки, бабочки или пёрышки, летунчики одуванчиков).
Возьмите каждый по две ленточки. Сейчас мы с вами представим себя бабочками, и потанцуем под музыку. Помните, что в середине музыка поменяется!
(Дети танцуют по музыку «Вальс» А. Грибоедова).
Муз.рук.: Вы очень красиво показали танец. (дети собирает атрибуты в корзину)
РАЗВИТИЕ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА:
Муз.рук.: (демонстрируется видеофильм «Полет бабочки») Дети, посмотрите, как красиво летают бабочки, какие они разные, маленькие и большие. Наверное, бабочки-дочки и бабочки-мамы. Послушайте, как поют бабочки(звучит металлофон глиссандо от C1 до C2). А как вы думаете, это кто поёт – бабочка-мама или бабочка-дочка? (Звучит С2.) Какой голосок (высокий). А у бабочки-мамы какой голосок, послушайте: Звучит С2. (низкий). А теперь бабочки хотят с вами поиграть. Приготовьте ладошки и слушайте песенку.
Музыкально – дидактическая игра «Бабочка»
Педагог рассматривает с детьми иллюстрацию (дидактическое пособие) с изображением бабочки, расположенной в центральной части картинки. Детям предлагается спеть мелодию на слог «ля» a capella в восходящем или нисходящем движении в зависимости от того, куда «полетела» бабочка (в этом случае бабочку на леске передвигает педагог).
К солнцу бабочка летит –
Песня «высоко» звучит.
На цветке она сидит –
«Низко» песенка звучит.
А теперь закройте глаза и послушайте, какая бабочка полетела – мама или дочка. (слушают звуки на металлофоне и угадывают)
РАСПЕВАНИЕ, ПЕНИЕ
Артикуляционные гимнастика:
“Язычок проснулся” (толкать язычком в правую и левую щеку);
“Язычок, покажись!” (покусать кончик языка);
“Зубов не страшись!” (высовывать язык вперед и убирать назад);
“Зубы кусаются” (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности);
“Губки хохочут” (в улыбке открыть верхние губы);
“Губки обижаются” (вывернуть нижнюю губу);
“Вкусный язычок” (пожевать язык боковыми губами);
“Чистые зубки” (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами);
“Улыбка” (улыбнуться).
Муз. рук.: Дети, я вам загадаю музыкальную загадку. Отгадайте песенку! (звучит вступление песни «Весенняя полька») (ответы детей) Конечно же, это «Весенняя полька», давайте исполним ее.
Пение: «Весенняя полька» » муз. Е.Тиличеевой, сл. В.Викторовой.
Муз. рук.: А какое сейчас время года?(весна) Правильно, но если уже появились бабочки (из наших гусениц), значит скоро придёт? (лето) Мы очень ждём лето, поэтому начали разучивать новую песенку про жука. Какая это песенка? (весёлая, добрая) И петь мы её должны весело, Вспомните, что звучит в начале песни? (вступление) А для чего оно нам нужно? (чтобы приготовиться и петь всем вместе) Верно, выпрямите спинки, как тростинки. Слушаем вступление и поём 1 куплет все вместе.
Пение «Веселый жук» муз. и сл. Р. Котляровского.
(Пение одного куплета после вступления с голоса по принципу «Эхо» - Я - Вы. Следить за произношением текста, проговорить окончания слов в конце каждой фразы)
Муз.рук.: Такая весела песенка, что зайчику захотелось поплясать и поиграть с вами.
ИГРЫ, ПЛЯСКИ, ХОРОВОДЫ:
«Вот так вот» белорусская народная мелодия, обработка Г. Фрида,
«Мы на луг ходили» муз. А.Филлипенко, сл. Т.Волгиной Д.