Конспект музыкального занятия в старшей группе
Тема: «Здравствуй, зимушка – зима!»
Цель: Развитие музыкальных способностей у дошкольников.
Задачи:
Образовательные: Побуждать петь мелодию чисто, четко произносить слова, петь выразительно. Формировать у детей умение выполнять движения под музыку, согласуя их с песней. Отрабатывать умение ритмично играть в оркестре.
Развивающие: Развивать звуковысотный слух, умение петь хором, передавать веселое, радостное настроение песни. Развивать у детей воображение, мышление, творческие способности.
Воспитательные: Воспитывать культуру слушания музыки, высказывать свои впечатления о ней.
Оборудование: Зал украшен как зимний лес, портрет П. Чайковского, компьютер, детские музыкальные инструменты, картинки зайчиков.
Ход занятия.
Звучит музыка П. Чайковского «Декабрь» (из цикла «Времена года»).
Дети входят в зал, встают полукругом.
Музыкальный руководитель:
Придумано кем-то просто и мудро:
При встрече здороваться:
Доброе утро – солнцу и птицам.
Доброе утро – улыбчивым лицам.
Музыкальный рук: Я с вами поздоровалась. А вы со мной поздороваетесь?
Дети: Добрый день! (поют по звукам мажорного трезвучия)
Муз. рук: Ребята, сегодня к нам в детский сад принесли телеграмму – вот она (читаю).
Ребятам детского сада «Колокольчик»:
« Приглашаем в зимний лес
Много всяких здесь чудес
Можно прыгать и скакать,
Можно весело играть.
На полянку приходите,
Елку выбрать помогите!»
(Зайцы)
Ну что, ребята, вы хотите отправиться в лес, чтобы помочь зайцам выбрать елочку к Новому году. (Ответ детей)
Муз. рук. А какое сейчас время года?
Муз. рук. Значит лес какой? (зимний)
Муз. рук. А на чём же мы поедем? (Ответ детей)
Муз. рук: Давайте поедем на лыжах. Одевайте лыжи, берите палки и поехали помогать зайчатам.
Упражнение «Пружинистый шаг»
(Дети имитируют езду на лыжах под музыку «Вальс конькобежцев» Эмиля Вальдтейфеля, объезжают один круг по залу и садятся на стульчики)
Муз. рук: Вот мы приехали и очутились в зимнем лесу. Какой он сейчас красивый: все деревья стоят в снегу, они оделись в волшебный наряд, а птиц не слышно, вся природа уснула. Тишина. Снежок искрится на солнышке.
А где же зайчата? Давайте позовем их: «Где вы, зайчики, «ау!»
Муз. рук: Не слышат… Давайте еще раз позовем (зовут).
Опять не слышат. Видно спрятались в лесу. Чтобы зайчики нас услышали, давайте заведем веселый хоровод.
Хоровод «Закружила, замела белая метелица»
(Дети садятся)
Муз. рук: А теперь я предлагаю послушать музыку о зиме. Называется она «Декабрь». Сочинил музыку великий русский композитор Петр Чайковский. (показ портрета П. И. Чайковского, краткий рассказ о композиторе)
Слушание: П. Чайковский « Декабрь»
Муз. рук: Вы прослушали пьесу «Декабрь» П. И. Чайковского, а теперь скажите, о чем рассказала музыка? Какой инструмент звучал? Какую зиму изобразил композитор? (ответы детей)
Муз. рук: Ребята, где же зайчики, не видно. Предлагаю сыграть на музыкальных инструментах веселую польку «Добрый жук». Вдруг они услышат звуки музыкальных инструментов и появятся здесь на лесной полянке.
Оркестр: полька «Добрый жук»
Муз. рук: А в лесу мороз крепчает! Холодно! Ничего страшного, мы сейчас погреемся.
Становитесь в танец «Холодно, замерзли руки».
(Работа над повторением и закреплением движений танца)
(Дети садятся на места)
Муз. рук: Ну что, согрелись? Ребята, отгадайте загадку.
Загадка
Наш зверёк живёт в тревоге
От беды уносит ноги
Ну-ка быстро отгадай-ка,
Как зверёк зовётся…(Зайчик)
Выставить картинки: мама – зайчиха и маленький зайчик.
Ну, конечно, это зайчик. И мне кажется, что он не один, а вместе с мамой. Послушайте!
Игра на определение высоты звука:
Вот это - мама зайчиха (тема зайчика в первой октаве). А вот это – сын зайчонок (тема зайчика во второй октаве). А теперь закройте все глазки, а ушками послушайте и угадайте, кто скачет по снегу вокруг елочки: мама – зайчиха или сыночек – зайчонок (игра повторяется 2-3 раза).
Муз. рук: Ребята, нам пришло время возвращаться в детский сад, а зайчикам мы подарим елочку, чтобы им в зимнем лесу было весело встречать Новый год.
А вы одевайте лыжи, берите палки и поехали в детский сад.
Повторение упражнения «пружинистый шаг» (дети имитируют езду на лыжах)
Муз. рук: Ну, вот мы и вернулись в детский сад.
Понравилась вам поездка в зимний лес? (Ответы детей) С кем вы встретились в лесу? (ответы) Назовите имя композитора, музыку которого мы слушали. (ответы) Молодцы! Я с вами прощаюсь, до свидания!
4