СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект на тему "Права и обязанности гражданина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по окружающему миру в соответствии с ФГОС на тему "Права и обязанности гражданина" 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект на тему "Права и обязанности гражданина"»



Технологическая карта урока

Тема урока: «Права и обязанности гражданина»
Класс: 4а

Цель урока: формирование представлений о правах и обязанностях гражданина, проживающего в Российской Федерации

Задачи урока:

Дидактические: формировать знания об основных правах и обязанностях гражданина Российской Федерации; фиксировать результаты наблюдений в процессе коллективной деятельности, обобщать полученные результаты и делать выводы; способствовать различию прав и обязанностей гражданина; учить ставить и формулировать проблему; формулировать суждения или высказывания; учить формулировать простые выводы на основе изученного.

Развивающие: развивать умение планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций; осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); объективно оценивать результаты своей деятельности; ответственно выполнять свою часть работы; коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; объединять объекты по определенному признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; формулировать с помощью учителя цель, тему, план предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе жизненного опыта; использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; приводить доказательства своей правоты; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику.

Воспитательные: воспитывать инициативу и самостоятельность, представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества; принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития.














Характеристика этапов уроков



Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1. Этап мотивации

Создать условия для возникновения внутренней готовности выполнения нормативных требований для деятельности

Словесный

«Беседа»

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Александровна, и наш урок мы начнем с фразы «Ученье – свет, а неученье - тьма». Как вы понимаете это? Почему учение связано со светом? А почему неученье с тьмой?

Что вы хотите получить на уроке окружающего мира, чтобы не сталкиваться с неученьем? Что мы можем для этого сделать? Какими качествами надо обладать, чтобы усвоить больше новых знаний?

Верно, если мы будем плодотворно работать на уроке, то перед нами откроется множество возможностей.

Предлагаю сделать эту фразу девизом нашего урока.





Формулируют собственное мнение






Ф














Девиз урока на доске












Контроль учителя








К: формулировать собственное мнение


Первоначальные представления о качествах человека

2. Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Подготовить мышление учащихся и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

Словесный

Приём «Беседа»







- Ребята, предлагаю вам послушать стихотворение и сказать, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке.

Прогнозируют возможное развитие событий

Анализируют текстовую информацию для решения учебных задач





Ф
















Слайд презентации PowerPoint












Контроль учителя












анализировать текстовую информацию для решения учебных задач







П: прогнозировать возможное развитие событий

П: использовать для решения учебных задач текстовую информацию




представления о человеке как члене общества


осознание прав и ответственности человека как члена общества

3. Этап выявления места и причины затруднения

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения


Словесный

Приём «Беседа»

О чём шла речь в стихотворении? А что кроме прав имеет гражданин? Ребята, а знаете ли вы свои права и обязанности? Вы уже много знаете об этой теме, но, возможно, что не все из вас знают свои права и обязанности, поэтому благодаря нашему уроку вы сможете пополнить свои знания в этой области.


корректно и аргументированно высказывают свое мнение; приводят доказательства своей правоты









Ф




Слайд презентации PowerPoint








Контроль учителя



Перечислять основные права и обязанности гражданина Российской Федерации

К: корректно и аргументированно высказывать свое мнение; приводить доказательства своей правоты




осознание прав и ответственности человека как члена общества

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Организовать постановку цели учебной деятельности и выбору способа их реализации

Практический

«Расстановка последовательности плана»

Значит какую цель мы поставим на уроке?

«Повторить права и обязанности гражданина»

Как будет звучать тема урока?

«Права и обязанности гражданина»

Предлагаю вам взять план и определить его порядок

План

1)Повторить права и обязанности гражданина

2) Сделать вывод

3) Применить полученные знания

Формулируют цель урока


Формулируют тему урока


Восстанавливают последовательность плана





Ф






План на доске и на партах






Контроль учителя




ставить и формулировать проблему







П: формулировать с помощью учителя цель, тему, план предстоящей работы




осознание ценности познания для развития человека

5. Этап реализации построенного проекта

Способствовать построению учащимися нового способа действий и формированию умений применять его на практике


Словесный

«Беседа»




Практический

Приём «Своя игра»



Сегодня будет необычный урок в форме соревнования, поэтому вы разделены на 6 команд. Теперь давайте повторим правила работы в группе.

Обратите внимание, на ваших столах находится рабочий лист. Рассмотрите его. В течение урока вам необходимо оценивать деятельность вашей команды. Но какая может быть команда без названия? Придумайте название команды и запишите его в строку. На выполнение 30 секунд.

Давайте заполним таблицу на доске. Какое название у 1 команды?2?3?4?5?6?

Ваши баллы будут фиксироваться, поэтому в конце игры будут определены знатоки прав и обязанностей и вручены грамоты. За плохое поведение будут даны штрафные 100 баллов, которые будут вычитаться из ваших общих баллов.

Все готовы? Начинаем!

Итак, наша игра состоит из 5 категорий: права и обязанности, правовой словарь, цифры и факты, пословицы и сказки. У каждой категории есть шкала баллов, от которых зависит уровень сложности вопроса. Если команда не отвечает на вопрос – отвечает следующая. Время на обдумывание – 30 секунд. Также вы можете воспользоваться досрочным ответом и ответить сразу же после зачитывания вопроса . Начинает команда…

Время подвести итоги и наградить вас грамотами за старания.

Физминутка

Корректно и аргументированно высказывают свое мнение; приводят доказательства своей правоты





Применяют знания в области прав и обязанностей гражданина РФ



Ф













Г







Рабочие листы



Слайд презентации PowerPoint










Контроль учителя











Взаимоконтроль

Перечислять основные права и обязанности гражданина РФ;


Фиксировать результаты наблюдений в процессе коллективной деятельности



Р:

корректировать свои действия при необходимости;


К: корректно и аргументированно высказывать свое мнение; приводить доказательства своей правоты



Представления о человеке как члене общества



Осознание прав и ответственности человека как члена общества

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Способствовать усвоению учащимися нового способа действия при решении типовых задач








Словесный

«Ситуация»











Итак, мы повторили основные правила и обязанности, но как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей? Представьте себе вот такую сценку:

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын:

- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

Мать:

- С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын:

— Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Бабушка:

- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын:

- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать:

- Помой посуду, сынок.

Сын:

- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец:

- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын:

— Это проявление жестокости, папа.

- Что получилось в этой семье?

-Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.

- Какая самая главная обязанность у вас в семье?

  -Существуют ли обязанности у учеников? Какие?

- А откуда вы это знаете? (Устав школы).

Где могут быть записаны обязанности учеников?

-В уставе вашей школы тоже есть обязанности учеников, которые вы должны неукоснительно выполнять.

- Какой вывод мы можем сделать исходя из проделанной работы?

Соблюдают правила ведения диалога и дискуссии

Прогнозируют возможное развитие событий


Воспринимают на слух речь учителя





формулируют выводы и подкрепляют их доказательствами на основе жизненного опыта


Показывают знание прав и обязанности гражданина РФ















Ф






















Ф












Слайд презентации PowerPoint




















Слайд презентации PowerPoint







Контроль учителя





















Контроль учителя





воспринимать на слух речь учителя
























Перечислять основные права и обязанности гражданина Российской Федерации

К: соблюдать правила ведения диалога и дискуссии



П: прогнозировать возможное развитие событий





П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе жизненного опыта

К: корректно и аргументированно высказывать свое мнение; приводить доказательства своей правоты





принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Способствовать интериоризации нового способа действия и исполнительской рефлексии достижения цели пробного учебного действия, применению нового знания в типовых заданиях

Практический

«Установи соответствие»

- В команде вы работаете хорошо, а теперь проверим, как вы работаете самостоятельно. Вам необходимо распределить что является правами, а что обязанностями.

Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Планируют самостоятельно

действия по решению учебной задачи

Различают права и обязанности гражданина

Определяют существенный признак для классификации






И





Задание на листе




Слайд презентации PowerPoint






Самоконтроль




различать права и обязанности гражданина

Р: планировать самостоятельно

действия по решению учебной задачи

П: определять существенный признак для классификации



осознание прав и ответственности человека как члена общества

8. Этап заключения в систему знаний и повторения

Повторить и закрепить ранее изученное и подготовить учащихся к изучению следующих разделов курса

Словесный

«Беседа»

Ребята, а теперь вернёмся к девизу урока. Поменялось ли ваше мнение в течении урока? Убедились ли мы в том, что учение – это свет?

Где мы можем использовать знания о правах и обязанностях гражданина?

Обобщают полученные результаты и делают выводы

Корректно и аргументированно высказывают своё мнение




Ф











Слайд презентации PowerPoint













Контроль учителя


обобщать полученные результаты и делать выводы

Р: объективно оценивать результаты своей деятельности

К: корректно и аргументированно высказывать свое мнение



осознание ценности познания для развития человека


9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Создать условия для самооценки учащихся результатов своей учебной деятельности

Словесный

Приём «Незаконченная фраза»

Ребята, какой была цель урока? Смогли ли мы её осуществить?

Давайте проанализируем листы самооценки.

Предлагаю вам продолжить фразы на слайде:

«Мне было интересно...»

«Я сегодня понял, что...»

«Мне было трудно...»

«Я хотел бы узнать более подробно...»

Строят речевое высказывание

Оценивают собственную деятельность

Ф




И

Карточки самооценки

Слайд презентации PowerPoint


Контроль учителя



Самоконтроль


К: строить речевое высказывание

Р. Оценивать собственную деятельность

Проявление навыков самооценивания