СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект на тему: ": Уход за одеждой и обувью. Современные средства ухода и защиты одежды и обуви. Выполнение ремонта накладной заплатой."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомить учащихся со способами и средствами по уходу за одеждой и обувью, с условными обозначениями на ярлыках одежды; с видами фурнитуры, со способами пришивания фурнитуры; научить пришивать фурнитуру к одежде и пришивать заплату

Просмотр содержимого документа
«Конспект на тему: ": Уход за одеждой и обувью. Современные средства ухода и защиты одежды и обуви. Выполнение ремонта накладной заплатой."»

Предмет: технология

Дата: 11.04.18.

6класс

55. Тема: Уход за одеждой и обувью. Современные средства ухода и защиты одежды и обуви. Оборудование и приспособление для сухой и влажной уборки.

56. Тема: ПР: Инструктаж по ТБ. Выполнение ремонта накладной заплатой.

Цель: по окончании изучения темы учащиеся должны знать требования, предъявляемые к одежде и обуви. Научить выполнению ремонта накладной заплатой.

Обучающая: ознакомить учащихся со способами и средствами по уходу за одеждой и обувью, с условными обозначениями на ярлыках одежды; с видами фурнитуры, со способами пришивания фурнитуры; научить пришивать фурнитуру к одежде и пришивать заплату

Развивающая: развивать умения сравнивать, делать выводы.

Воспитательная: воспитывать желание ухаживать за собой, выглядеть чистым, опрятным, аккуратность, бережное отношение к одежде и обуви.

Планируемые предметные результаты

Знать: какие средства используются для ухода за бельевыми изделиями, одеждой и обувью, способы ремонта одежды.

Уметь: ухаживать за одеждой и бельём, уметь ремонтировать одежду декоративными заплатками, чистить обувь

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Личностные УУД:

  • Самопознание;

  • Самооценка;

  • Личная ответственность

  • Адекватное реагирование на трудности

Регулятивные УУД:

  • Принятие учебной цели;

  • Организация рабочего места;

Коммуникативные УУД:

  • Понимать и воспринимать на слух учебную информацию;

  • Слушать собеседника, вступать в диалог.

Уметь формулировать свою позицию по данной проблеме

Тип урока: комбинированный ( изусчение нового материала и практическая работа)

Наглядные пособия и оборудования:

фурнитура (пуговицы, крючки); образцы ярлыков; образцы пришивания пуговиц, принадлежности для выполнения практической работы,

На доске: «Береги честь смолоду, а платье снову».

Ход урока

  1. Организационный момент (проверка готовности, отсутствующих).

  2. Повторение изученного материала:

На доске написаны зашифрованные слова:

ИТСРКА – стирка

ЮТУГ – утюг

АКШУС – стирка

ЦАГОУПВИ – пуговица

Что это за слова? Что они означают? С чем они связаны?

Учащиеся формируют цель урока, объявляется тема урока.

  1. Изложение нового материала:

Учитель: Бывая в музеях, где выставлена одежда, мы удивляемся тому, что она выглядит опрятно, опрятнее платья купленного совсем недавно.

Почему?

Дело в том, что бережливость и аккуратность во все времена и у всех народов считались добродетелью человека – его большим достоинством. Если постараться мы можем тоже приобрести такие качества.

Но здесь нужно и хотенье, и уменье.

Где бы мы ни находились: дома, в школе или на улице – наша одежда впитывает загрязнения и от всего, что окружает нас, и от собственного тела.

Человек через поры кожи выделяет значительное количество пота, пот содержит различные соли, жиры и другие вещества, следы которых мы можем увидеть, к примеру, на воротниках и манжетах своей одежды.

Загрязнение окружающей среды – сажа, пыль, выхлопные газы транспортных средств – это тоже влияние на загрязнение одежды.

Электростатическая энергия тоже помогает в загрязнении одежды – притягивает частицы пыли, соринки и т.д.

Нужно уметь правильно ухаживать за одеждой, тогда она будет служить дольше и выглядеть лучше. Не даром говорится: «Береги честь смолоду, а платье снову».

Что это значит? (ответ учащихся).

Что значит «ухаживать» за одеждой? (ответ учащихся).

Учитель:

Мероприятия по ходу за изделиями:

Чистка

Стирка

Сушка

Записать в тетрадь.

Глаженье

Хранение


Ткани, из которых сшиты платья, брюки, куртки разные. А потому чистят, стирают и гладят все эти вещи тоже по-разному.


Как узнать можно ли стирать эту вещь? (ответ учащихся).

Как ее гладить? (ответ учащихся).

Учитель: Какой способ применить зависит от сырьевого состава ткани.

Сырьевой состав и способ ухода за одеждой указывается на ярлыке, который обязательно пришивается на одежду.

Существуют международные (символы) обозначения условий, которые необходимо соблюдать во время стирки, отбеливания и глажения текстильных изделий и трикотажа.

Раздать карточки с символами (см. приложение

Стирка. Для экономии времени и денег надо знать возможности различных СМС (синтетические моющие средства), учитывать вид ткани, ее окраску и загрязненность:

Показать СМС, рассмотреть символы и надписи на упаковке.

Ответы учащихся.

Учитель: Изделия из натурального шелка и шерсти не требует замачивания. Лен и хлопок – можно.

В одной и той же воде не следует замачивать изделия разной расцветки, а потому перед стиркой вещи сортируют:

    • вид ткани

    • цвет

    • степень загрязнения.

Шелк и шерсть требуют более бережного обращения.

Изделия из этих тканей нельзя кипятить и стирать в горячей воде (30 – 450), стирают и сушат вывернув на изнанку, чтобы они не выцветали. Вода для стирки и для полоскания должна быть одинаково теплой. В последнее полоскание можно добавить кондиционер для белья.


Сушка. Изделия из шести и шелка нельзя сильно выкручивать, т.к. могут потерять форму. Обычно их осторожно, без усилий, отжимают, а сушат на плечиках или расправляют на ровной поверхности.

Как только одежда высохнет, ее надо снять и аккуратно сложить.

Глаженье. Отутюжить изделия из шелка можно бережно и просто, пока оно влажное, пересушенное же лучше не сбрызгивать водой – от неравномерной влажности образуется сборки и сгибы. Шелк гладят при температуре 100 – 1100, с изнанки, иначе на лицевой стороне проступят все швы и вытачки.

Шерстяное изделие гладят при температуре 150 – 1600 через влажный проутюжильник.

(Утюг с паром)

Сначала гладим мелкие детали, затем крупные.

Чистка. Изделия из шерсти можно чистить бензином, ацетоном, нашатырным спиртом. Очень осторожно! Шелк чистить нельзя!

Отбеливание


Химчистка

Обратите внимание, что из всех этих символов запомнить нужно 5-6 основных, а по остальным можно догадаться.

Из истории:

А знаете, что:

  • В древнеегипетских папирусах был найден иероглиф, называется он «две ноги в воде». Так обозначалась стирка, древние египтяне стирали и полоскали своё бельё ногами, без нужных наклонов.

  • В Древнем Риме тоги привязывали к длинной палке верёвками и опускали в бурный Тибр. Под действием быстрого течения одежда оставалась на поверхности, а грязь уносилась с пузырьками.

  • В Древней Руси грязь из одежды выколачивали специальными палками – клали одежду на камень у реки и били по ней колотушкой. От удара частички грязи выбивались из одежды и вымывались водой.

  • Стирка белья картофелем. Этот довольно популярный в старину способ стирки очень заинтересовал французских учёных ещё в 19 веке. Его несколько раз публично испытывали перед комиссией профессоров. Эффект не переставал изумлять. За 2 часа полностью отстирывалось невероятно заношенное грязное бельё, специально собранное у нищих. Предварительно замоченное и один раз простиранное бельё кладут в горячую воду и с обеих сторон тщательно натирают отваренным до полуготовности картофелем, затем свёртывают, выжимают и кипятят 20- 30 минут. После этого белье простирывают в тёплой воде, на несколько минут опускают в чистый кипяток и выполаскивают.

«Расшифровка символов»

(работа в группах)

А теперь попробуйте расшифровать символы на детских трикотажных изделиях, заполните карточку-задание.

Физкультминутка:

Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Бег на месте. Веселей

И быстрей, быстрей, быстрей!

Делаем вперёд наклоны –

Раз – два – три – четыре – пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять.

Начинаем приседать -

Раз – два – три – четыре – пять.

А потом прыжки на месте,

Выше прыгаем все вместе.

Руки к солнышку потянем.

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться.

Да прилежно, не лениться

Уход за обувью.

Учитель: За обувью тоже нужно ухаживать и правильно хранить. Хранить обувь лучше всего в сухих местах, куда не проникают солнечные лучи. Светлую желательно хранить отдельно от темной.

Обувь, которой пользуемся каждый день, удобно держать в специальном шкафчике.

Только что купленная обувь сразу требует внимания, ее необходимо смазать кремом. В этом случае обувь долго будет выглядеть как новая и дольше носится.

Обувь чистят с вечера, а утром полируют. Обувь, предназначенную для носки в сырую погоду, необходимо регулярно протирать маслом или животным жиром или специальным водоотталкивающим кремом (средствами).

Сушить обувь следует при комнатной температуре. Лучше на подставке, чтобы подошва тоже сохла. В носки обуви можно набить газетной бумагой. Для быстрой сушки имеются специальные электросушилки.

Надевать обувь следует с помощью специальной ложки (рожка), тогда задники не будут мяться.

Со временем любая обувь впитывает запахи. Избавиться от них поможет соль, упакованная в бумажный пакетик.

Резиновую обувь носят только в дождливую погоду. Придя с улицы, сапоги следует вымыть прохладной водой и насухо вытереть.

Нельзя надевать резиновые сапоги при температуре ниже 00 и сушить близко к огню – они могут потрескаться.

Таковы правила – это простая, но очень нужная в жизни наука.

Ремонт одежды.

Учитель: Чтобы одежда была в порядке, ее нужно не только аккуратно носить, не только следить за ее чистотой, но и уметь ее ремонтировать. Надо научиться пришивать пуговицы, крючки и кнопки. Пуговицы, кнопки, пряжки, крючки, замки – «молния» - одежная фурнитура (учебник: § 19, стр. 112).

Фурнитура – это вспомогательные изделия, которые используются в швейном производстве.

Служит она для застегивания, подшивания и отделки швейных изделий. При выборе фурнитуры учитывают свойства ткани, фасон, покрой и вид одежды. Подбирают фурнитуру по размеру, форме и цвету.

Пуговицы – применяют для застегивания и отделки одежды. По назначению они делятся на пальтовые, бельевые (для легкой одежды) и для специальной одежды. Их различают по оформлению: без отделки и с отделкой (с рисунком, надписями). Изготавливают из пластмассы, дерева, кости и др. пуговицы бывают с отверстиями (2, 4) и на стойке. Подбирают их в цвет основного материала или отделки. Пуговицы к блузке, рубашке пришивают плотно к ткани, для верхней одежды – на стойке. Нитки подбирают в тон ткани или в тон пуговицы.

«Пуговичный » талисман

 

Кнопки – застежка из двух металлических или пластмассовых частей, входящих одна в другую (пробивание и пришивание) (стр. 113).

Крючки – используют на участках с малым натяжением ткани для того, чтобы скрыть место застежки. Изготавливают их из металла, различных форм и размеров.

Одним из простейших видов ремонта является заплата – кусочек ткани, нашиваемый на изношенное место одежды. Чаще всего заплаты накладывают, когда уже нет возможности сделать штопку, так как изношенное место велико по размеру или уже появилась дырка.

Желательно, чтобы заплата была малозаметной.

Лучше всего, если это остаток той же ткани, из которой была сшита ремонтируемая вещь. Сама она должна быть чистой и выглаженной.

Заплатка – порванные места на одежде можно зашить на руках, на машинке незаметными стежками, а можно закрыть заплаткой:

  • в тон ткани;

  • контрастного цвета (декоративная заплатка).

  • разной формы: круг; квадрат; сердечко и т.д.

Декоративная заплата

Заплаты могут быть накладные и подкладные.

Накладная заплата может быть декоративной, в виде аппликации. Для такой заплаты подойдёт пальтовая ткань, мягкая кожа или клеёнка. Аппликацию из этих материалов делают так же, как из бумаги.

По форме её можно сделать геометрической.

Назовите, какие геометрические фигуры вы знаете (Круг, овал, прямоугольник, квадрат).

А так же в виде стилизованной фигурки животного, цветка, плода, листочка и т. п. Для такой заплаты подбирают ткань контрастного цвета или в цвет изделия.

Можно сделать заплату двухстороннюю. Она очень прочная. Накладывается на порванную часть одежды с лицевой стороны и с изнанки. Для этого подготавливают два лоскутка одинакового размера. Примётывают их к ткани одежды так, чтобы совпали соответствующие стороны и углы.

Готовую аппликацию прикрепляют с лицевой стороны изделия ручными стежками (косыми, петельными) или машинной строчкой (прямой и зигзаг).

Строчку делают на расстоянии 2 мм от края заплаты. Затем выдёргивают намётку и проутюживают починённое место с изнанки через влажную ткань. Можно наложить заплату с помощью специального клея

  1. Практическая работа: Инструктаж по ТБ. Выполнение ремонта накладной заплатой. (во время выполнения практической работы можно использовать музыкальное сопровождение)

  1. пришивание пуговиц;

  2. заплатка.

Во время работы соблюдать правила ТБ при работе с ручными инструментами, утюгом.

Везде и всюду правила - их надо знать всегда!

Особенно это касается уроков школьного труда.

Любая работа требует сноровки -

Обращайся с инструментами ловко.

Инструментом пользуйся исправным -

И тогда, конечно, избежишь ты  травмы.

Иголки в игольнице только храни -

После работы на стол не клади.

Ножницы тоже опасный предмет -

Может порезать этот инструмент.

Передавай их только кольцами вперёд, и никогда наоборот.

Эти правила ты не забывай, на каждом уроке их соблюдай.

- Возьмите в руки ткань, из которой будем делать заплаты. Определите соответствие структуры ткани и изделия, которое будем ремонтировать (соответствует, не соответствует, тоньше, толще).

-Теперь приступайте к выполнению ремонта заплатой

Изготовление декоративной заплаты на образце.

Инструменты и приспособления: игла, ножницы, напёрсток, булавки.

Материалы для работы: деталь из ткани размером 10:12 см для образца, ткань для аппликации, швейные нитки или мулине.


Физкультминутка

Ход работы:

1. Выполнить ремонт в месте разрыва ткани с лицевой стороны . Приутюжить место ремонта.

2. Раскроить деталь заплаты выбранной формы.

3. Наложить деталь заплаты изнаночной стороной на лицевую сторону ткани, закрыв место ремонта, приколоть булавками, наметать.

4. Прикрепить заплату к ткани с лицевой стороны частыми косыми стежками, удалить нитки строчек временного назначения. Приутюжить образец.

5. Оформить образец в альбом.

Проверка качества работы:

1) заплата имеет красивый контур, не стягивает ткань;

2) ручные стежки ровные, частые;

3) образец хорошо приутюжен.

  1. Закрепление материала.

  1. Зависит ли способ ухода за одеждой от свойств ткани?

  2. Что такое фурнитура?

  3. Как подбирают пуговицы к одежде?

  4. Расшифруйте знаки:

а б в г д е

Ответы:

а) Стирка при температуре 400;

б) Глаженье при температуре до 1500;

в) Вертикальная сушка;

г) Можно отбеливать с хлором;

д) Нельзя отбеливать;

е) Стирать нельзя.

  1. Итоги урока.

  2. Уборка рабочих мест.





















Виды ярлыков на текстильных изделиях


























































































































Инструкционная карта по выполнению декоративной заплаты


Операция

Инструменты

  1. Выполнить ремонт в месте разрыва ткани с лицевой стороны ( по практической работе на стр. 59). Приутюжить место ремонта.

  2. Раскроить деталь заплаты выбранной формы.

  3. Наложить деталь заплаты изнаночной стороной на лицевую сторону ткани, закрыв место ремонта, приколоть булавками, наметать.

  4. Прикрепить заплату к ткани с лицевой стороны частыми косыми стежками, удалить нитки строчек временного назначения. Приутюжить образец.

  1. Оформить образец в альбом.

Проверка качества работы:

1) заплата имеет красивый контур, не стягивает ткань;

2) ручные стежки ровные, частые;

3) образец хорошо приутюжен.


Иголка, нитки, ножницы, утюг.



Ножницы.


Иголка, нитки, ножницы, булавки.


Иголка, нитки, ножницы.



















Альбом, клей.

Инструкционная карта по выполнению декоративной заплаты


Операция

Инструменты

  1. Выполнить ремонт в месте разрыва ткани с лицевой стороны ( по практической работе на стр. 59). Приутюжить место ремонта.

  2. Раскроить деталь заплаты выбранной формы.

  3. Наложить деталь заплаты изнаночной стороной на лицевую сторону ткани, закрыв место ремонта, приколоть булавками, наметать.

  4. Прикрепить заплату к ткани с лицевой стороны частыми косыми стежками, удалить нитки строчек временного назначения. Приутюжить образец.

  1. Оформить образец в альбом.

Проверка качества работы:

1) заплата имеет красивый контур, не стягивает ткань;

2) ручные стежки ровные, частые;

3) образец хорошо приутюжен.


Иголка, нитки, ножницы, утюг.



Ножницы.


Иголка, нитки, ножницы, булавки.


Иголка, нитки, ножницы.



















Альбом, клей.

Инструкционная карта по выполнению декоративной заплаты


Операция

Инструменты

  1. Выполнить ремонт в месте разрыва ткани с лицевой стороны ( по практической работе на стр. 59). Приутюжить место ремонта.

  2. Раскроить деталь заплаты выбранной формы.

  3. Наложить деталь заплаты изнаночной стороной на лицевую сторону ткани, закрыв место ремонта, приколоть булавками, наметать.

  4. Прикрепить заплату к ткани с лицевой стороны частыми косыми стежками, удалить нитки строчек временного назначения. Приутюжить образец.

  1. Оформить образец в альбом.

Проверка качества работы:

1) заплата имеет красивый контур, не стягивает ткань;

2) ручные стежки ровные, частые;

3) образец хорошо приутюжен.


Иголка, нитки, ножницы, утюг.



Ножницы.


Иголка, нитки, ножницы, булавки.


Иголка, нитки, ножницы.



















Альбом, клей.

Инструкционная карта по выполнению декоративной заплаты


Операция

Инструменты

  1. Выполнить ремонт в месте разрыва ткани с лицевой стороны ( по практической работе на стр. 59). Приутюжить место ремонта.

  2. Раскроить деталь заплаты выбранной формы.

  3. Наложить деталь заплаты изнаночной стороной на лицевую сторону ткани, закрыв место ремонта, приколоть булавками, наметать.

  4. Прикрепить заплату к ткани с лицевой стороны частыми косыми стежками, удалить нитки строчек временного назначения. Приутюжить образец.

  1. Оформить образец в альбом.

Проверка качества работы:

1) заплата имеет красивый контур, не стягивает ткань;

2) ручные стежки ровные, частые;

3) образец хорошо приутюжен.


Иголка, нитки, ножницы, утюг.



Ножницы.


Иголка, нитки, ножницы, булавки.


Иголка, нитки, ножницы.



















Альбом, клей.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!