Просмотр содержимого документа
«Конспект на тему: "Ведение меха"»
В понятии «Ведеие меха» заключается не только сам навык ведения меха, но и умение найти целесообразный момент смены направления в его движении.
На первоначальном этапе обучения главным, естественно , является приобретение навыка ведения меха, то есть вести его плавно и достаточно активно, незаметно для слуха менять направление его движения, умение воспроизводить различные динамические оттенки. Значительно больше внимания надо уделить моменту смены направления меха.
Главной трудностью в начале обучения, как известно , является совмещение смены направления со снятием звучания. Для овладения этим навыком приходится допускать чрезмерные разрывы музыкальной ткани во избежание так называемых «заиканий» , задержки звучания в момент смены направления.
На первоначальном этапе это вполне допустимо. Следует помнить , что поворот меха возможен лишь после того, как полностью отзвучит вся длительность, предшествующая смене его направления. А для этого важно ощутить все составные части длительности. Момент поворота меха должен быть максимально коротким, но без заметного толчка. По мере усложнения репертуара учащемуся всё чаще приходится менять направление движения меха внутри построений. Вопрос заключается лишь в умении найти наиболее целесообразный момент. Использование некоторых особенностей мелодического движения позволяет получить дополнительные возможности смены направления внутри построений. Одна из особенностей состоит в том, что некоторые звуки мелодии подчёркиваются, а другие произносятся без подчёркивания. Характерной особенностью в движении меха является мягкое звучание последнего звука перед сменой направления и невольное подчёркивание первого после неё. Это и делает смену направления перед акцентируемой долей наиболее целесообразной.
Самого яркого акцентирования требует кульминационный момент. Поэтому чаще всего направление меха меняется перед ним. Менее заметна смена тогда, когда кульминационный звук взят скачком. И наоборот , интервал восходящей малой секунды или связка более мелкой метрической категории делает смену направления очень заметной и потому нежелательной. Наиболее простой и мало заметной на слух является смена направления в движении меха между повторяющимися звуками, особенно, если первый из них находится на слабом, а второй на сильном или относительно сильном времени.
Таковы некоторые особенности ведения и смены направления в движении меха.