Мектепалды даярлық топтағы ұйымдастырылған оқу іс-әрекетінің конспектісі
Конспект организованной учебной деятельности в подготовительной группе
Өткізу күні/Дата проведения:
Тәрбиеші/Воспитатель:
Білім беру саласы/Образовательная область: творчество
Пән/Предмет: Рисование
Өтпелі тақырып/Сквозная тема: «Осень – щедрая пора!»
Тақырыбы/Тема: «Дары осени» натюрморт.
Мақсаттары/Цели:
1.Тәрбиелік- воспитательная: воспитание умения работать в коллективе.
2.Дамытушылық развивающая: развитие эстетического восприятия.
3.Оқыту- обучющая: формирование навыков рисования с натуры: овощи, фрукты, цветы, передавая их характерные особенности. Закрепление раннее усвоенных формообразующих приемов.
Педагогикалық технологиялар /пед.технологии: здоровьесберегающая, личностноориентированная, ИКТ
Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: Репродукции натюрмортов, натюрморт (натура), Акварель, листы белой бумаги для акварели формата А4, кисти, стаканчики с водой, влажные салфетки на каждого ребенка
Көптілдік. Полиязычие: көкөністер – овощи - vegetables, жемістер – фрукты - fruits, гүлдер – цветы – flowers, натюрморт - still life.
Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы
1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент
Сегодня в гости к нам
Заглянула Осень,
Оставила гостинцы,
Просила передать
Что если нам понравится такое угощенье,
То мы без промедленья все можем рисовать.
Осень замечательное время года, прощаясь с теплыми деньками, она дарит нам яркие краски листвы, одевая деревья в красивые наряды. А еще нам осень дарит богатый и вкусный…. Правильно урожай. Это время когда люди собирают урожай и делают заготовки на зиму. Вот и мы сегодня с вами будем рисовать натюрморт «Дары осени» изображая фрукты и овощи.
Но вначале я хочу вам рассказать одну историю, которая произошла с нашими друзьями.
2. Негізі бөлімі/основная часть
Показывает Незнайку и Знайку (на экране).
- Вы помните, что Незнайка очень не внимательный, рассеянный и не любит учиться, а Знайка наоборот, всем интересуется, много читает и много знает. Так вот, как - то раз Незнайка собрался в гости к Знайке и думает: «Надо что-то взять с собой в подарок, чем- то угостить Знайку». Он взял маленькую корзинку и положил в неё яблоко, грушу, морковку (педагог кладет в корзинку эти предметы) и отправился в гости. Пришел он к Знайке, поздоровался и выложил на стол яблоко, грушу и морковку (выкладываю предметы на столик для натюрморта). Это тебе дружище, угощайся, сказал довольный Незнайка. Знайка развел руками от восхищения и сказал:
- Какой замечательный натюрморт получился.
Какой еще натюрморт, разве ты не видишь, что это яблоко, груша и морковка.
-Вижу. Но если их нарисовать, то такой рисунок будет называться натюрморт.
Называют на трех языках: натюрморт - натюрморт - still life.
Давайте сегодня рассмотрим одну из таких картин - репродукцию с картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды».
- Что вы видите на картине? (Ответы детей)
Эта картина называется «Цветы и плоды». Почему художник ее так назвал? (Ответы детей)
Описание картины (искусствовед Д.Н.Лебедева). Сочные, аппетитные, нежные плоды…
Душистые, хрупкие, благоухающие цветы… Все это великолепно удалось художнику И.Хруцкому. На необычной картине «Цветы и плоды» как раз и изображаются любимые нами плоды и цветы. Художник заботливо объединяет вокруг букета цветов фрукты, ягоды. Великолепный кувшин, стакан с долькой лимона, плетеный короб, заполненный персиками – все эти предметы гармонично вписаны в замысел автора картины, составляя «усладу для глаз».
- К какому жанру живописи она относится?
Натюрморт – изображение неживых предметов, которые окружают нас в жизни. Художники, изображая обычные вещи, показывают их красоту, неповторимость.
Овощи, фрукты и цветы, которые раньше росли, теперь сорваны, поэтому они неживые. Запомните, в натюрморте все предметы должны находиться на какой-нибудь поверхности (столе, тарелке, подставке). Кроме того, в натюрморте предметы должны располагаться красиво. Давайте представим себя художниками и нарисуем натюрморт.
Физминутка: Точим нож!
Точим, Точим, Точим нож!
Будет очень Он хорош.
Будет резать он Припасы:
Масло, Сало, Хлеб, Колбасы,
Помидоры, Огурцы...
Угощайтесь, Молодцы! (Дети имитируют движения точильщика. На строки 1-7 проводят ладонью правой руки взад-вперед по ладони левой с переворотом. С 8-й
строки те же движения, но уже ладонью левой руки проводят по правой, также с переворотом. На две последние строки — четыре хлопка.)
А чтобы узнать, какие фрукты мы будем рисовать, отгадайте загадки:
Из жаркой Африки приплыл к нам рыжий, сочный (апельсин).
Фиолетовая дива выросла на ветке (слива).
Пузатая, неповоротливая клуша,
Вся желтая, лежит в тарелке (груша).
Зелено-желто-красный плод (яблоко).
Рассматривают форму, цвет.
- Теперь можно дорисовать по желанию ещё овощи и фрукты, такие же или другие. Выберите для них место на рисунке, определите форму и цвет самостоятельно.
- Можно ли уже назвать нашу картину — натюрморт? Нет, пока это просто разбросанные предметы. Надо собрать их на столе или тарелке (дети обводят рисунок крутом или квадратом, украшают края тарелки или салфетки узором из штрихов, точек, волнистой линией и другими деталями по своему усмотрению).
Показ образца.
Называют на трех языках: көкөністер – овощи - vegetables, жемістер – фрукты - fruits, гүлдер – цветы – flowers.
Инд. Раб. С Юрой, Егором, Левой, Сашей, Арсеном, Лизой, Богданом М.
Закрепляют приемы рисования круглой, овальной формы (инд.раб. показ)
Пальчиковая гимнастика.
Прекрасен наш осенний сад. - махать руками, подняв их вверх
В нём слива есть и виноград. -загибать пальцы
На ветках, как игрушки,
И яблоки, и груши.
И жёлтый лист шуршит у ног. - махать руками, подняв их вверх и опустить плавно вниз
Плоды мы утром соберём - сжимать и разжимать пальцы
И всех соседей позовём.
Три яблока из сада - открывать поочерёдно 3 пальца
Ёжик притащил. - соединяют округлые ладони
И самое румяное -раскрывают ладони и протягивают их вперёд
Он белке подарил.
Самостоятельная работа детей. Воспитатель следит за работой, по мере необходимости помогает.
3. Қорытынды/итоговая часть
Ваши натюрморты готовы. Попробуйте сами оценить свою работу, что у вас получилось лучше всего.
д/и «Найди натюрморт»
у каждого ребенка картинка с изображением пейзажа, портрета, натюрморта. Выберите те картинки, на которых изображен натюрморт.