ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «РОВЕНЬКОВСКИЙ ЯСЛИ - САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «АНТОШКА»
КОНСПЕКТ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА Л В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Воспитатель: Драган М.А.
Конспект нейропсихологического занятия по автоматизации звука л
Тема. Автоматизации звука [л] и [л’]
Цель. Использование нейропсихологических методов и приёмов при автоматизации звука [л] и [л’].
Задачи:
Обучающие: cпособствовать коррекции произношения (автоматизации чёткого произношения звука [л] и [л’] в слогах, словах и фразах);
Закреплять умение делить слова на слоги, упражнять в проведении звукового анализа слова.
Развивающие: способствовать развитию фонематического слуха и слухового восприятия, артикуляционной и мелкой моторики, координации движений, внимания, логического мышления.
Воспитательные: воспитывать самоконтроль за речью.
Оборудование: карточка с написанными на нём словами в которых отсутствует буква Л; картинка с изображением языка, губ и зубов; картинка со спрятанным изображением буквы л; предметные картинки в названии которых есть звук [Л, Л’]; макет двери, картинка с изображением буквы Л; мяч массажный на каждого ребёнка; дорожка следов, коктейльные трубочки на каждого ребенка; две ладошки с написанными на каждом пальчике слогами на каждого ребенка; карточки с картинками на звук [Л, Л’] и изображением разных положений рук на плоскости; колокольчика с синим и зеленым бантиком на каждого ребенка.
Ход занятия
1.Ритуал приветствия
Ребята проходите в зал, давайте поздороваемся с гостями и пожелаем всем доброго утра.
«ДОБРОЕ УТРО!" — скажешь кому-то.
И будет ему очень доброе утро.
И день будет добрый.
И добрые встречи.
И добрый, конечно, опустится вечер.
Как важно и нужно, чтоб сразу с утра
Тебе пожелали добра!
(Пальцы рук сжаты в кулаки и повёрнуты к себе. Дети произносят слова и синхронно меняют пальцы указательный палец правой руки и мизинец левой на мизинец правой руки и указательный палец левой. Пальцы располагаются друг над другом. Аналогичные движения повторяются на протяжении всего стиха.)
2.Объявление темы занятия.
В страну Грамматику, где все буквы жили дружно и счастливо, пробрался злодей. Ему очень не нравилось, что буквы веселились и радовались. Злодей похитил одну из сестёр букв и спрятал её в темнице. Ребята нам нужно помочь буквам, освободить из плена их сестру.
Во время похищения буква смогла нам оставить подсказки по которым мы сможем освободим ее. Вы готовы? Тогда приступаем к поискам подсказок.
3.Дыхательная гимнастика «Сдуй сор со стола»
(На столе под обрезками бумаги, ватными палочками, и прочим мелким бросовым материалом лежит карточка со словами, но прежде чем её достать нужно сдуть весь сор со стола при помощи коктейльной трубочки.)
4. Игра «Отгадайте кто я»
Ребята вот мы с вами и нашли первую подсказку, только в этих словах пропущена пропавшая буква. Я буду читать слова, вам нужно сказать слово правильно.
_ес, с_ива, _ягушка, во_к, с_он, _ебедь, к_оун, ма_чик, апе_син, _одка.
(Дети называют слово правильно.)
Ребята вы отгадали, какая буква пропала? (Да это буква Л)
Хорошо тогда продолжаем поиски подсказок. Посмотрите на стене весит плакат. Что на нём вы видите? (Губы, зубы, язык.)
Почему здесь изображены эти картинки, как вы думаете? (Потому, что губы, зубы и язык помогают нам произносить звку [л].)
Тогда нам с вами нужно сделать артикуляционную гимнастику.
5.Артикуляционные упражнения с элементами биоэнергопластики для постановки звука Л
«Месим тесто» Тесто мнем, мнем, мнем, Тесто жмем, жмем, жмем. После скалку мы возьмем. Тесто тонко раскатаем, Выпекать пирог поставим. Раз, два, три, четыре, пять. Не пора ли вынимать? | Инструкция: Немного приоткрыть рот, положить язык на нижние зубки и аккуратно покусывать его, а потом пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», включая движения руки. Выполнять от 1 до 5-10 раз. | Исходное положение — кисть руки находится вертикально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Сжимать пальцы в кулак и разжимать при покусывании язычка. При пошлепывании язычка соединять 4 пальчика с большим. Выполнять от 1 до 5-10 раз. |
«Вкусное варенье» Губка верхняя в варенье, Ах, неаккуратно ел. Вот облизывать придётся, Будто нету других дел. | Инструкция: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону, включая движение руки. Имитация «облизывания варенья». Выполнять 5-10 раз. | Исходное положение — кисть руки находится горизонтально, ладонью вверх, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Сгибать 4 пальчика по направлению к ладони. Вслед за движением язычка. Выполнять от 1 до 5-10 раз. |
«Пароход гудит» Отплывает пароход Ы-Ы-Ы-Ы Набирает он свой ход. Ы-Ы-Ы-Ы Он в гудок гудит, гудит Ы-Ы-Ы-Ы «Путь счастливый говорит» Ы-Ы-Ы-Ы | Инструкция: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит). Включая движение руки. Удерживать под счет от 1 до 5-10. Выполнять 5-6 раз. | Исходное положение — кисть руки находится горизонтально ладонью вниз, пальцы выпрямлены и сомкнуты, На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами поднять вверх и немного выгнуть. Удерживать под счет от 1 до 5-10. |
«Индюк» Рассердился наш индюк, Не пустил играть на луг. Он прогнал всех со двора, Разбегайся детвора. | Инструкция: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп, пока не послышится бл-бл. Подключая движения руки. Выполнять 5-10 сек. | Исходное положение — кисть руки находится горизонтально, ладонью вверх, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Сгибать 4 пальчика вверх, вслед за движением язычка. Выполнять от 5-10 секунд. |
6.Игра «Подружки»
У буквы Л в стране Грамматике есть подружки, давайте узнаем кто они, буква Л оставила на столе ладошки, на каждом из пальчиков буква Л с подружкой. Нам нужно назвать их. Только произносите звук [л] четко, чтобы не обидеть ее. Давайте вспомним, где находится наш язычок при произношении звука [л]. Кончик языка поднят вверх на бугорочки за верхними зубами. Накройте своими ладошками ладошки на столе. Мы будем поднимать по одному пальчику и называть букву Л и её подружку. Начинаем с левой руки. (На пальчиках левой руки слоги: ла, ло, лу, ли, ле. На пальчиках правой руки слоги: ел, ил, ул, ол, ал.)
Ребята как называются буквы с которыми дружит буква Л? (Гласные.)
Почему они так называются? (Потому, что они умеют петь.)
Каким цветом их обозначают? (Красным.)
А буква Л какая? (Согласная. Она звонкая, бывает твёрдой и мягкой.)
Каким цветом её обозначают? (Синим и зелёным.)
Игра «Звонкие колокольчики»
Посмотрите буква Л оставила для вас колокольчики с синими и зелёными бантиками, сейчас мы с ними поиграем. Я буду называть вам слова со звуком [л], если вы услышите твёрдый звук [л] вы должны позвонить колокольчиком с синим бантиком, а если услышите слово с мягким звуком [л’] позвоните колокольчиком с зеленым бантиком.
(Слова: липа, лужа, лось, улитка, клумба, пила, малина, палатка.)
Игра «Звуковое лото»
На столах перед вами буква Л оставила для вас игру с пальчиками. Всем известно чтобы правильно и красиво говорить нужно развивать и мелкую моторику, вы должны назвать предмет на картинке и показать фигуру на пальцах под ней.
6. Игра «Найди букву Л»
Чтобы продолжить поиски нам с вами нужно найти букву Л на картинке, где она спрятала своё изображение.
(Дети ищут на сюжетной картине предметы похожие на букву Л.)
Ребята чем отличается буква от звука? (Букву мы видим, а звук мы слышим и говорим.)
7.Нейропсихологическая игра в сочетании с чистоговоркой
Теперь мы с вами готовы отправиться в путь и спасти букву Л из темницы злодея. Берите в руки по одному мячику становитесь в круг.
(Дети идут по кругу вправо приставным шагом лицом в круг, в левой руке у каждого ребенка мяч который они передают влево.)
Ла-ла-ла буква в той стране жила,
Ли-ли-ли там её похитили,
Ло-ло-ло как же ей не повезло,
Ли-ли-ли мы ее искать пошли.
(Дети идут по кругу вправо приставным шагом спиной в круг, в правой руке у каждого ребенка мяч который они передают в лево.)
Лу-лу-лу заберемся на скалу,
Ло-ло-ло ой куда нас занесло,
Лы-лы-лы сейчас слезем со скалы.
Ал-ал-ал там тропу я увидал,
Ол-ол-ол вот темницу я нашел.
Посмотрите вот и дверь темницы, за которой буква Л томится. Но здесь на двери весит замок, замок этот не простой, а кодовый к нему нужно подобрать код.
8.Игра «Выбери картинки»
Ребята, здесь конверт, давайте посмотрим, что в нём. В конверте картинками, нам нужно выбрать те картинки, в которых есть звук [л].
(Лук, малина, лев, альбом, лиса, самолёт, молоток, слон, стол, акула, клоун.)
9. Упражнение «Выберите картинки в которых два слога»
У нас в конверте есть еще одна подсказка. Слоговая схема слова.
Сколько слогов в этом слове? (В этом слове два слога.) (У каждого из детей своя картинка. Дети по очереди называют слово и делят его на слоги при помощи хлопка. Те картинки, слова которые состоят из двух слогов они оставляют на столе, остальные убирают в лоток.)
10. Звуковой анализ слова.
Ребята давайте посмотрим на кодовый замок, он состоит из цветных квадратов. Как вы думаете, что это? (Это звуки.)
Правильно, с какого звука начинается слово? (Это слово начинается с согласного мягкого звука.)
Давайте посмотрим на картинки которые у нас остались, все ли они начинаются на согласный звук? (Нет, слово «альбом» начинается на гласный звук [а].)
Это слово нам подходит? (Нет.) Тогда давайте его уберём.
На следующей картинке «клоун», какой звук первый? (Первый звук [к].
Какой он? (Он согласный, твёрдый звук.)
Если это слово начинается согласного твердого звука, оно нам подходит? (Нет.) Тогда убираем его.
На следующей картинке «лиса» какой звук первый? (Звук [л].)
Какой он? (Он согласный, мягкий звук.)
Это слово нам подходит? (Да.) чтобы убедиться в этом нам нужно выполнить звуковой анализ этого слова. Какого цвета квадрат, мы положим первым? (Зелёный.)
Какой следующий звук? (Звук [и].) Какой он? (Он гласный, его мы обозначаем красным квадратом.)
Какой следующий звук? (Звук [с].) Какой он? (Он согласный, твёрдый, его мы обозначаем синим квадратом.)
Какой следующий звук? (Звук [а].) Какой он? (Он гласный, его мы обозначаем красным квадратом.)
Давайте посмотрим, совпадают ли у нас квадраты? (Да.)
11. Упражнение «Найди кодовое слово»
(Прошу нескольких детей найти среди нескольких слов, слово «лиса».)
Ребята, если мы с вами правильно выполнили задание когда мы его поместим в ячейку для кода, дверь в темницу откроется. (Один из детей помещает в ячейку на двери и открывает дверь. Там находится изображение буквы Л.)
Молодцы ребята, у нас получилось спасти букву Л из плена злодея. Теперь в стране «Граматике» снова будет радость и веселье.
13. Итог.
Какое задание больше всего вам понравилось? Что было сегодня для вас самым трудным? Какое задание было самым лёгким? Мы с вами большие молодцы, давайте поаплодируем друг другу!