Название: Речевое развитие (подготовка обучению грамоте)
Тема: Звуки П и Пь. Буква П.
Цель :Знакомство детей со звуками П , Пь и буквой П.
Задачи:
Образовательная:
-формировать умения различать согласные и гласные звуки;
- закреплять умения давать характеристику звукам;
-продолжать обучение определению звуков П и Пь в словах;
-знакомство с буквой П.
Развивающая:
- уточнять артикуляцию звуков П, Пь;
- развивать фонематический слух, связную речь, внимание, память, мышление, развивать конструктивные качества;
- расширять словарный запас;
-развивать умения анализировать артикуляцию звука.
Воспитательная:
-воспитывать любовь к родному языку;
- способствовать воспитанию доброты, умения радоваться успехам друзей;
-умение работать в коллективе, группе, индивидуально;
-воспитывать мотивацию к обучению.
Тип занятия: интегрированное
Форма занятия: групповая
Интеграция образовательных областей: социально –коммуникативное развитие, речевое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, конструирование, двигательная.
Новый словарь: Звуко – буквенная страна,
Мотивация:
-вношу в группу смайлики изображающие произношение гласных звуков – для привлечения детского внимания;
- «Речевое дерево» (одна из традиций программы «Радуга» – для подбора слов на заданную букву;
- сундучок – заинтересовать детей, настроить на работу;
-конверты с заданиями - разнообразить виды детской деятельности;
-звуковые коллажи – для организации подгрупповой работы;
- азбука – мотивировать детей на изучение букв и звуков.
Методы и приемы: наглядное пособие, дидактические игры, речевая ситуация, конструирование, беседа.
Предварительная работа: изготовление сигнальных карточек и работа по ним, работа над характеристикой звука, изготовление коллективных коллажей на звуки П, Пь.
Оборудование: смайлики, речевое дерево, гласные буквы, коллажи с картинками на звуки П, Пь, рабочие тетради, предметные картинки на звуки П, Пь, карандаши, азбука, букварь, указка, конверты с заданием, элементы буквы П, сигнальные карточки, клей, сундучок, буква П собранная из конструктора.
Организация рабочего пространства: Занятие начинается с организации на паласе.
В основной части дети для закрепления гласных букв переходят в спальную.
Далее возвращаемся в группу - для выполнения заданий. Работа у доски - для выполнения индивидуальных заданий.
Работа за столами у коллажей - для организации подгрупповой работы.
Работа в тетрадях за партами - для конструирования буквы.
В центре группы - для рефлексии занятия.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Вводная часть:
Дети играют в группе. Вношу в группу смайлики.
Посмотрите, сейчас я ходила к ребята в подготовительную группу они играют в интересную игру. Мне стало так интересно, что я попросила у них ее поиграть. Давайте быстрее усаживайтесь на палас , мы вместе с вами поиграем.
Дети рассаживаются на палас раскладываю смайлики , что же изображают смайлики (все они одинакового цвета, у всех одинаковые глазки , но в чем же разница).
(Ответы детей) верно смайлики изображают звуки
Каждый смайлик изображает гласный звук, отгадываем какой звук показывает каждый смайлик.
Давайте мы с вами сейчас поиграем в игру «Угадай звук».
Каждый ребенок показывает при помощи мимики гласный звук своему соседу слева, а сосед должен узнать какой звук ему показали. Если сосед справа не догадался, то помогают другие дети. И так по цепочки, пока не дойдет до первого человека.
Какие звуки мы с вами сейчас повторили? (гласные)
Основная часть:
- Я приготовила для вас гласные буквы и оставила их в спальней, отправимся за ними.
-В спальней стоит чудо дерево, а на дереве развешаны гласные буквы.
- где же находятся гласные буквы (на дереве). Букв на нем так много, что его ветвям очень тяжело, поэтому дерево просит нас о помощи. Нам нужно по одному подойти и сорвать по одной гласной букве, затем придумать с этой буквой слово, а затем положить букву к дереву. Какими звуками обозначается эти буквы. Чем отличаются звуки от букв (ответы детей)
Как вы думаете, где живут буквы и звуки (ответы детей)
А вот чудо –дерево мне подсказало, что звуки и буквы живут в «Звуко – буквенной стране».
Послушайте, что мне рассказало дерево про эту страну.
Жили в одной небольшой стране жители. Страна эта была совсем крохотная, а жителей в ней было 31.
Никто их не видел, так как были они невидимками.
А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами, за певучесть их прозвали гласными, остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели, как вы думаете, какие это звуки (согласные).
Как живут все звуки звуко –буквенной страны (дружно). Поэтому мы с вами сейчас возьмемся за руки и все вместе дружно вернемся в группу.
При входе в группу на полу стоит сундучок.
Откуда он взялся у нас в группе (ответы детей)
Вам интересно узнать, что находится в сундучке. Вскрываем сундучок, а в нем конверты с заданиями.
В конвертах находятся задания от жителей «Звуко – буквенной страны».
В первом конверте задание:
В конверте лежат картинки: (пальто, портфель, повар, погремушка)
- что же общего между этими картинками? (ответы детей), а какой он в этих словах (твердый)
-А сейчас давайте произнесем звук П.
- характеристика звука (губы размыкаются, воздушная струя встречает преграду (губы), язык лежит внизу. зубы размыкаются. Воздушная струя встречает препятствие, значит звук П согласный твердый. Вот интересно, у звука Б есть брат, а у звука П есть брат? А кто ?.
В этом конвертике задания закончились, вскрываем следующий конверт под цифрой….. (2). Какое же задание приготовили нам жители в этом конверте, как интересно…
В конверте картинки со звуками П ,Пь. На доске висят кружочки синего и зеленого цвета. Если в слове звук мягкий прицепляем вокруг зеленого кружочка, если твердый вокруг синего кружочка.
Задания выполнено подходим все к доске и проверяем, если правильно хлопаем, неправильно топаем.
Молодцы .
Переходим к следующему конверту.
А в них положены ваши коллажи. Жителям страны так понравилось, как вы все вместе дружно выполняли их, но больше всего им понравились ваши работы, что они захотели их взять себе, но прежде мы должны выполнить на них задания.
Сейчас мы поделимся на две команды.
Первая команда обводят все предметы, которые начинаются на звук
П, вторая команда на звук Пь.
Проверяем друг у друга. Правильно хлопаем ,неправильно топаем.
На вашем коллаже получились все картинки со звуком (П), у второй команды со звуком (Пь).
Оба эти звука обозначаются буквой П (показываю большую букву П).
На что же похожа эта буква.
Из каких элементов она состоит.
Правильно, а у нас остался последний конверт. Какое же задание нам отправил кто…. (Жители Звуко –буквенной страны).
Высыпаем из конверта элементы буквы П. Что же это такое. Что нужно с ними сделать (собрать букву П) дети берут себе нужные элементы и приклеивают букву у себя в тетрадях )
III Рефлексия
Ну все ребятки, конверты закончились, все задания от жителей Звуко –буквенной страны мы выполнили.
Какие задания вам показались легче всего
Что для вас показалось сложным.
А что понравилось выполнять?
А сейчас я вам раскрою секрет, Звуко – буквенная страна, это азбука. И жители этой страны, буквы и звуки дарят вам в подарок вот такой большой букварь, это книга для учеников. В ней вы можете найти все буквы Звуко – буквенной страны. В ней тоже очень много различных заданий, которые мы с вами будем выполнять вечером , можно дома и т.д.