«Осень. Осенние признаки.»
(конспект НОД по ознакомлению с окружающим с детьми старшей группы.)
Приоритетное направление (образовательная область) в соответствие с
ФГОС ДО: ««Познавательное развитие» (ПР) интегрируется с «Речевым развитием (РР)», с «Социально – коммуникативным развитием».
Цель: создание условий для закрепления и уточнения знания детей о признаках наступления осени.
Задачи:
Образовательная: Закрепить умения детей называть осенние признаки, умение подбирать несколько глаголов к существительному, образовывать прилагательные из существительных, умение дифференцировать фрукты и овощи.
Развивающая: Развивать словарь по данной теме; развивать умение детей логически мыслить, зрительную и слуховую память, внимание.
Воспитательная: – воспитывать стремление оказывать друг другу помощь в процессе выполнения общего задания.
Методы:
Наглядный: наблюдение.
Словесный: использование художественного слова, проблемных вопросов, побуждающих познавательную и речевую активность.
Практический: показ способов действий, совместные действия воспитателя и ребенка.
Приемы: создание игровой ситуации, смена деятельности.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, продуктивная, коммуникативная, познавательная.
Индивидуальная работа: в ходе занятия задавать вопросы разной трудности, учитывая индивидуальные возможности детей. Оказывать помощь детям в процессе продуктивной деятельности по их потребностям.
Материалы и оборудование: наглядный материал ( осенние листья из бумаги, изображение на доске деревьев, грядок), осенний лист для задувания, трафареты, простые карандаши.
Логика занятия
1.Организационный момент. В качестве заинтересовывающего момента воспитатель акцентирует внимание детей на листьях, рассыпанных на столе. Во время беседы воспитатель побуждает детей отвечать развернутым предложением.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, почему эти листья здесь оказались?
Предполагаемый ответ детей: - Подул сильный ветер и сорвал их с дерева…
Воспитатель: - Ах, какой ветер проказник, а вы можете сказать, почему листья такие необычные по цвету?
Предполагаемый ответ детей: - Потому что наступила осень. Листья пожелтели…
Воспитатель: - А какие осенние признаки вы знаете?
Предполагаемый ответ детей: - Часто идут дожди, на улице стало холоднее, солнце стало прятаться, небо бывает хмурым, серым; под ногами шуршат опавшие листья…
Воспитатель: - А я вам ребята предлагаю подуть на осенний лист, как дует на него ветер.
С детьми проводится элемент артикуляционной гимнастики. Стоя дети дуют на лист, который держит на ленточке воспитатель, при этом контролирует правильность выполнения упражнения, чтобы дети не надували щеки, не поднимали плечи. Напоминает о необходимости сделать носом вдох, а ртом длительный выдох.
Воспитатель: - Ребята, а что делают листья, когда дует сильный ветер?
Предполагаемый ответ детей: - Листья летят, в воздухе кружатся, под ногами шуршат, вокруг дерева облетают, на крыши домов ложатся, на землю падают…
Воспитатель: - А как назвать одним словом явление, когда листья падают?
Предполагаемый ответ детей: - Листопад…
2.Повторение пройденного материала. Воспитатель обращает внимание детей на картинки с изображением фруктов и овощей, которые лежат на столе под доской.
Воспитатель: - Этот ветер проказник не только листья с деревьев сорвал, но и перемешал все картинки. Посмотрите, а что же здесь изображено? Выберете себе по одной картинке и назовите.
Предполагаемый ответ детей: - Здесь капуста, яблоко, морковь, огурец…
Воспитатель: - Каким одним словом можно назвать то, что досталось Саше, Артему и Ульяне?
Предполагаемый ответ детей: - Это овощи…А у Алены, Амины и …фрукты
Воспитатель: - Как вы думаете, где растут овощи?
Предполагаемый ответ детей: - Овощи растут на грядке, в огороде…
Воспитатель: - А фрукты?
Предполагаемый ответ детей: - фрукты растут на дереве, в саду…
Воспитатель: - Предлагаю вам правильно расположить фрукты и овощи.
Дети с помощью воспитателя закрепляют на доске, где изображены сад и огород, фрукты и овощи.
3.Динамическая пауза. С целью снятия эмоционального напряжения возле доски проводится упражнение на развитие координации движений с речью «Урожай».
В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.
Мы морковки натаскаем «Таскают».
И картошки накопаем. «Копают».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают».
Круглый, сочный,
Очень вкусный, Показывают круг руками 3раза.
Щавеля нарвем немножко «Рвут».
И вернёмся по дорожке. Маршируют.
4.Дидактическая игра. Воспитатель предлагает детям занять места за столом и потренироваться в собирании пазлов с изображением фруктов и овощей в одну картинку. Действия дети, договариваясь между собой, выполняют в паре.
Воспитатель: - Ветер-проказник и здесь успел пошалить – перемешал все пазлы. Помогите, пожалуйста, узнать, что здесь изображено.
Далее проводится беседа с каждым ребенком.
После выполнения задания воспитатель: - Что получилось у вас?
Предполагаемый ответ детей: - У нас получились апельсин и яблоко…
Воспитатель: - А какой можно приготовить сок из этих фруктов?
Предполагаемый ответ детей: - Из апельсина можно приготовить апельсиновый сок…
5.После ответов детей и перед практической деятельностью проводится пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: - Наши фрукты нужно посчитать
Раз, два, три, четыре, пять, сжимают-разжимают
Будем фрукты мы считать: пальцы, хлопают;
Груша, персик, мандарин, поочередно загибают
Абрикос и апельсин. Пальцы рук;
Раз, два, три, четыре, пять сжимают-разжимают
Фруктов было ровно пять! Хлопают.
6.С детьми проводится практическая деятельность, направленная на тренировку руки во время штриховки.
Воспитатель: - Сначала нужно обвести трафарет (осенний лист), затем заштриховать.