«Знакомство со службой пограничников»
(конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по ознакомлению с окружающим миром.)
Пояснительная записка
Данный конспект можно использовать при планировании непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по ознакомлению с окружающим миром. В процессе деятельности дети познакомятся с военной профессией. С трудной, но почетной обязанностью защищать Родину.
Приоритетное направление (образовательная область) в соответствие с
ФГОС ДО: ««Познавательное развитие» (ПР) интегрируется с «Речевым развитием (РР)», с «Социально – коммуникативным развитием» (СЭР).
Цель: создание условий для закрепления и уточнения знания детей о Российской армии-надежной защитнице нашей Родины.
Задачи:
Образовательная: Закрепить умения детей называть рода войск, познакомить со службой пограничников, употреблять в речи существительные в родительном падеже.
Развивающая: продолжать обогащать словарь по данной теме, развивать умение детей логически мыслить, зрительную и слуховую память, внимание, закреплять умения ориентироваться в пространстве.
Воспитательная: – воспитывать стремление оказывать друг другу помощь в процессе выполнения общего задания, воспитывать уважение к российским воинам.
Методы:
Наглядный: наблюдение.
Словесный: использование художественного слова, проблемных вопросов, побуждающих познавательную и речевую активность.
Практический: показ способов действий, совместные действия воспитателя и ребенка.
Приемы: создание игровой ситуации, смена деятельности.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.
Индивидуальная работа: в ходе занятия задавать вопросы разной трудности, учитывая индивидуальные возможности детей. Оказывать помощь детям в процессе совместной деятельности по их потребностям.
Материалы и оборудование: наглядный материал. Мультимедийное оборудование, «секретный» конверт, стол с песком, деревянные наборы для театральных игр (дама, деревья и т.д.), фигурки военных солдат.
Логика занятия
1.Организационный момент.
В качестве заинтересовывающего момента в группе появляется секретный конверт, внутри которого находится географическая карта. Воспитатель совместно с детьми располагает ее на столе и предлагает ее рассмотреть.
Воспитатель: - На этой карте можно найти расположение разных стран. Как узнать, где какая страна расположена?
Предполагаемые ответы детей: - Они обозначены разным цветом…
Воспитатель: - Одна страна от другой отделена границей.
Воспитатель просит детей показать границу России. Затем показать границы других стран.
Воспитатель: - А как вы думаете, легко ли пройти с территории одного государства на территорию другого?
Предполагаемые ответы детей: - Нужно пройти контроль…Показать документы…
Воспитатель: - Конечно, из одной страны в другую просто так пройти нельзя, потому что все страны охраняют свои границы. А как вы думаете, кто охраняет границы?
Предполагаемые ответы детей: - Границу охраняют солдаты…Военные…
2.Закрепление нового материала.
Воспитатель: - Военных, которые охраняют границу нашей страны называют пограничниками.
Воспитатель просит детей повторить название хором, затем индивидуально.
На экране появляется изображение пограничника. Воспитатель обращает внимание детей на военную форму пограничников, на оружие в руках.
Воспитатель: - Почему у них такая пятнистая раскраска формы?
Предполагаемые ответы детей: - Чтобы быть незаметными…
Воспитатель обращает внимание детей на сумку с аптечкой пограничника, надетую через плечо.
Воспитатель: - Как вы думаете, что в сумке?
Предполагаемые ответы детей: - Бинт, вата, лекарство… Ведь его могут ранить…
Воспитатель обращает внимание детей на пограничный столб, как он раскрашен. На распаханную полосу за спинами пограничников.
Воспитатель – Это контрольно-следовая полоса. Если кто-то по ней пройдет, то на ней останутся следы. Пограничники, выходя в дозор, проходят вдоль границы и внимательно осматривают полосу, чтобы не пропустить следов.
Воспитатель обращает внимание детей на изображение собаки.
Воспитатель – Что делает собака?
Предполагаемые ответы детей: - Помогает пограничникам… Идет по следу…
3.Динамическая пауза.
Тропинки лесные (движения рукой вперед)
Пахучие травы (вдохнуть носом)
За темным оврагом,
Простор полевой (правая рука надо лбом, смотрит вдаль),
Идет пограничник в дозор от заставы
В любую погоду - и ночью, и днем (идем, маршируем).
4.Обобщение пройденного материала.
Воспитатель – Как бы назвали картину?
Предполагаемые ответы детей: - «Случай на границе»… «Охрана границы»…
Воспитатель – Каким должен быть пограничник?
Предполагаемые ответы детей: -
Пограничник должен быть сильным, выносливым, смелым…
Мог задержать преступника…
Пограничник должен быть внимательным…
Пограничник должен уметь дрессировать собак…
Он должен уметь стрелять…
Их называют защитниками Отечества…
Воспитатель загадывает загадки:
- Он на страже рубежей
День и ночь в дозоре,
Охраняет он страну
От беды и горя.
Друг – собака у него,
Он в стрельбе отличник.
С автоматом на плече
Это…
Предполагаемые ответы детей: -
Пограничник
- Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несёт в секрете.
На тропе, на берегу,
Преграждая путь врагу.
Предполагаемые ответы детей: -
Пограничник
- Кто, ребята, на границе
Нашу землю стережет,
Чтоб работать и учиться
Мог спокойно наш народ?
Предполагаемые ответы детей: -
Пограничник
- Он защищает поле ржи,
И рощу, и дубраву.
Оберегает рубежи
Далекая застава.
А долг военного такой:
Хранить покой и твой, и мой.
Предполагаемые ответы детей: -
Пограничник
5.Игры с использованием интерактивного оборудования
«Зоркий пограничник»
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть изображение на экране и подходя по очереди, нажать пальцем на нарушителя, который прячась, выглядывает из-за объекта (дерево, здание, мост, куст и т.д.)
В случае правильного выполнения задания, звучит радостная мелодия.
6.Чтение рассказа В. Коржикова о пограничниках «Вот какой Пахомов!»
7. Беседа о прочитанном-о службе пограничника.
Воспитатель – Где пограничник увидел следы?
Предполагаемые ответы детей: - Под елкой отпечатался глубокий след…
Воспитатель – Что необычного увидели пограничники, когда разглядывали листья папоротника?
Предполагаемые ответы детей: - Листья папоротника были примяты…
Воспитатель – Что крикнул пограничник Пахомов, когда увидел нарушителей?
Предполагаемые ответы детей: - Руки вверх! Ложись!
8.Рефлексия
Дети скажут свое мнение о важности службы пограничника для всей страны, что нового они узнали о военной профессии. Детям предлагается построить пограничную заставу с помощью наборов для театральных игр и стола с песком и подсветкой, поучаствовать в роли пограничников.
Список используемой литературы:
Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. – 80 с.
Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М.: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2003. – 246 с.