«Весенний переполох»
(конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы компенсирующей и общеразвивающей направленности по развитию речи детей. Обобщающий характер.)
Приоритетное направление (образовательная область) в соответствие с
ФГОС ДО: ««Познавательное развитие» (ПР) интегрируется с «Речевым развитием (РР)», с «Социально – коммуникативным развитием» (СЭР).
Цель: создание условий для закрепления и уточнения знания детей о особенностях жизни диких животных в весенний период.
Коррекционно-образовательные цели: Расширение и уточнение естественнонаучных представлений, знаний о диких животных, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные» (медведь, волк, лиса, заяц, еж, белка, детеныш, линять, кормить, маленький). Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами –ат, -ят)
Коррекционно-развивающие цели: Развитие речевого дыхания, фонематического восприятия и фонематических представлений, связной речи, мышления, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений, мимики.
Коррекционно-воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Методы:
Наглядный: наблюдение.
Словесный: использование художественного слова, проблемных вопросов, побуждающих познавательную и речевую активность.
Приемы: создание игровой ситуации, смена деятельности.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, продуктивная, коммуникативная, познавательная.
Индивидуальная работа: в ходе занятия задавать вопросы разной трудности, учитывая индивидуальные возможности детей. Оказывать помощь детям в процессе продуктивной деятельности по их потребностям.
Материалы и оборудование: наглядный материал (муляжи диких животных, изображение на доске диких животных), простые карандаши, практическое задание на листе (дидактическая игра «Найди жилище».
Логика занятия
1.Организационный момент. В качестве заинтересовывающего момента дети слышат шум (аудиозапись). Воспитатель акцентирует внимание, что шум стих, но слышен чей-то стук.
Воспитатель: - Ребята, кто-то стучится. Кто пойдет со мной посмотреть, кто пришел?
В группе появляется заяц.
Воспитатель голосом зайца: - У нас такое, у нас такое…Ребята, в нашем лесу случился настоящий весенний переполох!!!
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что случилось в лесу?
Предполагаемые ответы детей: - Волк разбушевался…..
Воспитатель голосом зайца: - Все звери просыпаются, повсюду ищут пищу, все голодные.
Дети: - Весной у них появляются детеныши…
Воспитатель голосом зайца: - Многие меняют теплую зимнюю шубу на летнюю легкую, в которой будет не жарко. Меняется и цвет шубы. Это называется линька. Животные линяют.
Воспитатель: - И правда ребята, посмотрите, какой стала шубка у зайца?
Предполагаемые ответы детей: - Шубка стала серой, а была белой. В белой шубке ему было легче передвигаться по снегу, летом в ней он будет заметным для лисы и волка.
- Но ты зайка не переживай, отдохни у нас в детском саду и послушай вместе с ребятами стихотворение. А ребятам я предлагаю пройти на стульчики. (на ковре расставлены стулья)
Весело аукнула
Из лесу весна.
Ей медведь откликнулся,
Проурчав от сна.
Прискакали зайки к ней,
Подлетел к ней грач,
Покатился ежик вслед,
Как колючий мяч.
Всполошилась белочка,
Глянув из дупла,-
Дождалась, пушистая,
Света и тепла!
Улыбнулся радостно
Весь прозрачный лес.
И мороз за елками
Заворчав, исчез.
(Л. Аграчева)
Воспитатель: - Ребята, о ком говорится в стихотворении? Кто дождался весну?
Предполагаемые ответы детей: - Весну дождались дикие животные…
Воспитатель: - Как еще можно их назвать?
Предполагаемые ответы детей: - Лесные…
Дидактическая игра «Чем питаются»
Воспитатель: - Правильно. Предлагаю нашему гостю-Зайчику приготовить, угощения и покормить голодных, проснувшихся после зимней спячки животных. Ведь весной правда кушать в лесу нечего. В корзинке приготовлено лакомство для животных. Выбирайте картинку – кому какая попадется. И мы узнаем, кого же можем мы угостить.
Дети выбирают по одной, две перевернутых картинки с изображением пищи для животных. Воспитатель предлагает детям определить, кто из животных любит лакомство, которое им попалось.
Предполагаемые ответы детей: - Мне попалась кора дерева. Я угощу ею зайца…
Воспитатель голосом зайца: - Мне нравится твое угощение, ведь весной кора дерева очень вкусная, свежая, сочная.
Предполагаемые ответы детей: - Я медведя угощу червячком…
Воспитатель голосом зайца: - Медведь любит червячков. Он достает их из пней дерева, а может перевернуть пенек и полакомиться корешками.
Предполагаемые ответы детей: - Я угощу белку орешком…
Воспитатель голосом зайца: - Белка любит орешки. Она даже прячет их под деревом, а когда снег тает, она их находит.
После ответа дети по одному крепят лакомство на доску возле соответствующего животного.
Разминка
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)
Вот он по лесу идёт. (ходьба на месте)
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся. (садимся на места)
Воспитатель: - Откуда вылез медведь? Как называется его жилище?
Предполагаемые ответы детей: - берлога
Воспитатель: -Ребята, где же домик зайца? Где он живет?
Предполагаемые ответы детей: -Заяц живет под кустом…
Воспитатель: - А кто еще из животных живет под кустом, в сухих листьях?
Предполагаемые ответы детей: - еж
Воспитатель: -А где живет лиса?
Предполагаемые ответы детей: - Лиса живет в норе
Воспитатель: -Как называется жилище волка?
Предполагаемые ответы детей: - логово
Воспитатель: - Где живет белка?
Предполагаемые ответы детей: - Белка живет в дупле
Дидактическая игра «Чей домик?»
Воспитатель предлагает перейти к столу и поиграть. Дети получают игровую карту с изображением животных и их жилищ, а также с изображениями животных, не относящихся к диким.
Воспитатель голосом зайца: - из-за этого весеннего переполоха лесные звери забыли, в каком домике живут. Нужно нарисовать тропинку от животного к домику.
После выполнения пальчиковой гимнастики, дети приступают к выполнению задания.
Воспитатель: - Необходимо размять пальцы рук
Сидит белка на тележке,
Продает свои орешки,
Лисичке-сестричке,
Воробью,
Синичке,
Заиньке усатому,
Мишке толстопятому,
Кому-в зобок,
Кому-в платок
Кому-в лапочки.
Воспитатель напоминает о том, что необходимо правильно держать карандаш и помогает детям, испытывающим трудности в выполнении задания.
Воспитатель обращает внимание на аккуратность и правильность выполнения задания ведь в игровых картах есть животные, не относящиеся к диким.
После выполнения задания дети смотрят правильно ли воспитатель «расселяет» животных в жилища (используя изображения на доске). В случае неверного варианта, предлагают свой вариант.
Воспитатель: - Куст один, а живут под кустом и заяц, и еж.
Дети: - Они подружатся…
Воспитатель голосом зайца: - Спасибо, ребята. Вы очень мне помогли, я у вас отдохнул, но мне пора отравляться в лес. Там ждет меня зайчиха. Скоро у меня появятся зайчата. Я позову вас в гости.
Дети: - Не скучай зайка, мы пришлем тебе в конверте рисунки с животными.
Воспитатель опрашивает детей, каких животных они бы нарисовали.
Игры с песком по желанию детей.
Воспитатель: - Дети, которые справились с заданием могут пройти к столу с песком и поиграть с дикими животными, построить для них жилище, покормить их, изобразить следы, тропинки.