Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе на тему: звуковой анализ слова «Лиса». Сравнительный анализ звуковой схемы слов «Луна» и «Лиса»
Задачи:
расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков; помогать детям правильно узнавать объект по описанию, активизировать словарь; упражнять в проведении звукового анализа слова(«лиса»); совершенствовать умение детей сравнивать слова по звуковому составу; развивать мелкую моторику
Пособия: картинки – схемы слов «лиса» и «Луна»(спутник Земли), карточки, конверты с фишками; мяч, игрушка лиса, бумага для изготовления геометрических фигур методом обрывания
Ход непосредственно образовательной деятельности
проводится игра «Доскажи словечко»
Воспитатель:
Не спеша огонь тут ходит,
Землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце
Ну конечно, это…
ответ детей: солнце
Воспитатель:
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает
Что за месяц?
Кто узнает?
ответ детей: март
Воспитатель:
В ночь – мороз,
С утра – капель,
Значит, на дворе...
ответ детей: апрель
Воспитатель:
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят
Гром грохочет
Угадай, что за месяц это?...
ответ детей: май
Воспитатель:
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей
Взад – вперед по пашне вскачь,
А зовется птица…
ответ детей: грач
Воспитатель:
Труд в саду он уважает,
Гусениц уничтожает!
Есть на дереве «дворец»:
В нем живет с семьей…
ответ детей: скворец
Воспитатель:
У грача – грачонок,
У скворца -...
ответ детей: скворчонок
Воспитатель:
Угадайте, что за птичка -
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста…
ответ детей: ласточка
проводится игра «Угадай птицу»
1 – й вариант: узнать птицу по описанию
Воспитатель: перелетная птица с черным оперением металлически – фиолетового отлива
ответ детей: грач
Воспитатель: небольшая перелетная певчая птица с темным оперением
ответ детей: скворец
Воспитатель: буро – серая птичка, отличающаяся красивым пением
ответ детей: соловей
2 – й вариант: перечислить и показать перелетных птиц. Описать их
Воспитатель: грач, скворец, соловей, журавль, ласточка, кукушка, жаворонок, чиж, гусь, утка, стриж, щегол
Воспитатель: грачи какие?
ответ детей: крикливые, шустрые, небольшие, синевато – черные, дружные, умные, общительные, полезные, перелетные
Воспитатель: грачи что делают?
ответ детей: кричат, летают, вьют гнезда, клюют, ловят жуков, уничтожают мышей, возвращаются
3 – й вариант: образовать родственные слова: грач – грачонок, грачата, грачиха, грачиные(гнезда, грачевник(скопление грачиных гнезд); скворец – скворушка, скворечник, скворцовый, скворечня, скворечный, скворчата, скворчонок
проводится звуковой анализ слова «лиса»
воспитатель предлагает произнести слово так, чтобы все хорошо услышали первый звук
Воспитатель: «Лллиса» - первый звук [л]. Произнести этот звук мешает язычок. Это согласный звук. Произносится он мягко, обозначаем его зеленой фишкой
Воспитатель: «Лиииса» - второй звук [и]. Когда его произносим, ничего не мешает, этот звук можно пропеть, произнести громко или тихо. Это гласный звук и обозначаем его красной фишкой
Воспитатель: «Лиссса» - третий звук [с]. Это согласный звук, так как произносить его мешают язычок и зубы. Этот звук обозначаем синей фишкой
Воспитатель: «Лисааа» - четвертый звук [а]. Это гласный звук, на схеме он обозначается красной фишкой
проводится физкультминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть — на стулья тихо сесть
проводится сравнительный звуковой анализ слов «Луна»(спутник Земли) и «лиса»
воспитатель задает вопросы детям
Воспитатель: какой звук первый в слове «лиса»?
ответ детей: [л']
Воспитатель: какой первый звук в слове «Луна»?
ответ детей: [Л]
Воспитатель: какие это звуки?
ответ детей: это звуки – братцы:[Л] – большой братец, [л] — маленький братец
воспитатель еще раз обращает внимание детей на то, что произносить эти звуки мешает язычок, поэтому [л] и [Л] – согласные звуки. Большой братец [Л] – твердый согласный, маленький братец [л] – мягкий согласный. Твердый согласный звук обозначаем синей фишкой, а мягкий согласный – зеленой фишкой
проводится игра «Назови пару»
игра проводится в кругу с мячом
воспитатель называет твердый согласный звук, а дети в ответ – мягкую пару названного звука. Например, воспитатель называет звуки [с], [т], [в], [б], [л], [п], [г] и одновременно бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, называет парный мягкий согласный и возвращает мяч воспитателю. В игре должны принять участие все дети
проводится лексическое упражнение «Лисонька — лиса»
условия игры: воспитатель показывает детям игрушку и задает вопросы
правила игры: дети по очереди отвечают на поставленный вопрос. В игре участвуют все дети
Воспитатель: кто это?
ответ детей: лиса
Воспитатель: назовите по – другому это животное
ответ детей: лисица, лисонька, хищница, лисичка, зверь
Воспитатель: какие из этих слов длинные? Почему?
ответ детей: в них много звуков
Воспитатель: какими словами можно сказать про то, какая это лиса?
ответ детей: хитрая, хищная, рыжая, остроносая, быстрая, ловкая, длиннохвостая
Воспитатель: какими словами можно сказать про то, что делает лиса?
ответ детей: стоит, смотрит, ждет, ожидает, выжидает, прислушивается, вслушивается, слышит
Воспитатель: назовите это животное словом, в котором слышится звук [с]
ответ детей: лиса
Воспитатель: вспомните слово со звуком [к]
ответ детей: лисонька, лисичка
Воспитатель: какие слова, похожие по звучанию, можно подобрать к слову «лисичка»?
ответ детей: сестричка, синичка, невеличка
проводится игровое упражнение «Мой медведь»
выкладывание изображения медведя из геометрических фигур, полученных путем обрывания из бумаги по контуру