СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе на тему: звуковой анализ слова "Лиса". Сравнительный анализ звуковой схемы слов "Луна" и "Лиса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе на тему: звуковой анализ слова "Лиса". Сравнительный анализ звуковой схемы слов "Луна" и "Лиса"»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе на тему: звуковой анализ слова «Лиса». Сравнительный анализ звуковой схемы слов «Луна» и «Лиса»

Задачи:

расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков; помогать детям правильно узнавать объект по описанию, активизировать словарь; упражнять в проведении звукового анализа слова(«лиса»); совершенствовать умение детей сравнивать слова по звуковому составу; развивать мелкую моторику

Пособия: картинки – схемы слов «лиса» и «Луна»(спутник Земли), карточки, конверты с фишками; мяч, игрушка лиса, бумага для изготовления геометрических фигур методом обрывания

Ход непосредственно образовательной деятельности

проводится игра «Доскажи словечко»

Воспитатель:

Не спеша огонь тут ходит,

Землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце

Ну конечно, это…

ответ детей: солнце

Воспитатель:

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает

Что за месяц?

Кто узнает?

ответ детей: март

Воспитатель:

В ночь – мороз,

С утра – капель,

Значит, на дворе...

ответ детей: апрель

Воспитатель:

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят

Гром грохочет

Угадай, что за месяц это?...

ответ детей: май

Воспитатель:

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей

Взад – вперед по пашне вскачь,

А зовется птица…

ответ детей: грач

Воспитатель:

Труд в саду он уважает,

Гусениц уничтожает!

Есть на дереве «дворец»:

В нем живет с семьей…

ответ детей: скворец

Воспитатель:

У грача – грачонок,

У скворца -...

ответ детей: скворчонок

Воспитатель:

Угадайте, что за птичка -

Темненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста…

ответ детей: ласточка

проводится игра «Угадай птицу»

1 – й вариант: узнать птицу по описанию

Воспитатель: перелетная птица с черным оперением металлически – фиолетового отлива

ответ детей: грач

Воспитатель: небольшая перелетная певчая птица с темным оперением

ответ детей: скворец

Воспитатель: буро – серая птичка, отличающаяся красивым пением

ответ детей: соловей

2 – й вариант: перечислить и показать перелетных птиц. Описать их

Воспитатель: грач, скворец, соловей, журавль, ласточка, кукушка, жаворонок, чиж, гусь, утка, стриж, щегол

Воспитатель: грачи какие?

ответ детей: крикливые, шустрые, небольшие, синевато – черные, дружные, умные, общительные, полезные, перелетные

Воспитатель: грачи что делают?

ответ детей: кричат, летают, вьют гнезда, клюют, ловят жуков, уничтожают мышей, возвращаются

3 – й вариант: образовать родственные слова: грач – грачонок, грачата, грачиха, грачиные(гнезда, грачевник(скопление грачиных гнезд); скворец – скворушка, скворечник, скворцовый, скворечня, скворечный, скворчата, скворчонок

проводится звуковой анализ слова «лиса»

воспитатель предлагает произнести слово так, чтобы все хорошо услышали первый звук

Воспитатель: «Лллиса» - первый звук [л]. Произнести этот звук мешает язычок. Это согласный звук. Произносится он мягко, обозначаем его зеленой фишкой

Воспитатель: «Лиииса» - второй звук [и]. Когда его произносим, ничего не мешает, этот звук можно пропеть, произнести громко или тихо. Это гласный звук и обозначаем его красной фишкой

Воспитатель: «Лиссса» - третий звук [с]. Это согласный звук, так как произносить его мешают язычок и зубы. Этот звук обозначаем синей фишкой

Воспитатель: «Лисааа» - четвертый звук [а]. Это гласный звук, на схеме он обозначается красной фишкой

проводится физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть — на стулья тихо сесть

проводится сравнительный звуковой анализ слов «Луна»(спутник Земли) и «лиса»

воспитатель задает вопросы детям

Воспитатель: какой звук первый в слове «лиса»?

ответ детей: [л']

Воспитатель: какой первый звук в слове «Луна»?

ответ детей: [Л]

Воспитатель: какие это звуки?

ответ детей: это звуки – братцы:[Л] – большой братец, [л] — маленький братец

воспитатель еще раз обращает внимание детей на то, что произносить эти звуки мешает язычок, поэтому [л] и [Л] – согласные звуки. Большой братец [Л] – твердый согласный, маленький братец [л] – мягкий согласный. Твердый согласный звук обозначаем синей фишкой, а мягкий согласный – зеленой фишкой

проводится игра «Назови пару»

игра проводится в кругу с мячом

воспитатель называет твердый согласный звук, а дети в ответ – мягкую пару названного звука. Например, воспитатель называет звуки [с], [т], [в], [б], [л], [п], [г] и одновременно бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, называет парный мягкий согласный и возвращает мяч воспитателю. В игре должны принять участие все дети

проводится лексическое упражнение «Лисонька — лиса»

условия игры: воспитатель показывает детям игрушку и задает вопросы

правила игры: дети по очереди отвечают на поставленный вопрос. В игре участвуют все дети

Воспитатель: кто это? 

ответ детей: лиса

Воспитатель: назовите по – другому это животное

ответ детей: лисица, лисонька, хищница, лисичка, зверь

Воспитатель: какие из этих слов длинные? Почему?

ответ детей: в них много звуков

Воспитатель: какими словами можно сказать про то, какая это лиса? 

ответ детей: хитрая, хищная, рыжая, остроносая, быстрая, ловкая, длиннохвостая

Воспитатель: какими словами можно сказать про то, что делает лиса?

ответ детей: стоит, смотрит, ждет, ожидает, выжидает, прислушивается, вслушивается, слышит

Воспитатель: назовите это животное словом, в котором слышится звук [с]

ответ детей: лиса

Воспитатель: вспомните слово со звуком [к]

ответ детей: лисонька, лисичка

Воспитатель: какие слова, похожие по звучанию, можно подобрать к слову «лисичка»? 

ответ детей: сестричка, синичка, невеличка

проводится игровое упражнение «Мой медведь»

выкладывание изображения медведя из геометрических фигур, полученных путем обрывания из бумаги по контуру