Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе
Тема: Составление рассказов по серии картинок «Доигрался…» Пр. задачи:
1)продолжать работу по формированию у детей навыков в составлении рассказов по серии сюжетных картин (из 2-х); продолжать учить умению использовать элементы композиции в рассказе: придумать начало, развивать действие, уметь закончить рассказ;
2) отработать умение отвечать полным предложением на вопросы, правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже;
3) развивать логическое мышление, умение концентрировать внимание в д/игре «Собери портрет»;
4) развивать коммуникативные навыки, снять напряжение при помощи этюда «Чунга-чанга».
5)воспитывать у детей элементарные правила безопасных игр с мячом.
Материал: д/и «Собери портрет» (раздаточный); картинки с изображением правил игры с мячом; куклы «Буратино» и «Незнайка»; серия сюжетных картин «Доигрался»; песня «Чунга-чанга».
Ход НОД:
І блок. Разминка.
― Ребята, вы любите смотреть детские передачи? (да)
― А какие детские передачи вы смотрите? (ответы детей) ― А как называется детская передача, которую показывают детям перед сном? («Спокойной ночи, малыши!») ― Вам она нравится? (да) ― Но случилась одна неприятность: дело в том, что ведущие этой передачи – Хрюша, Степашка и Филя – заболели и попросили нас провести её сегодня, чтобы малыши не расстроились. Ведь они каждый день с нетерпением ждут выхода своей любимой передачи. Поможем им? (да) ― Ребята, вы знаете, что в гости к Хрюше, Филе и Степашке очень часто приходят гости. Вот и сегодня к нам на передачу пришли гости. А кто они – вы узнаете, если соберете их портреты (д/и «Собери портрет»)
ІІ блок. ― Ребята, вы узнали кто пришел к нам в гости? Да, это сказочные герои Буратино и Незнайка. Они пришли к нам за помощью. Дело в том, что между ними произошел спор. Оказывается Незнайка – заядлый футболист и играет с мячом каждую свободную минуту. Он утверждает, что с мячом можно играть где угодно и как угодно. А Буратино с ним не согласен, он думает, что во всех играх необходимо соблюдать правила поведения, особенно с мячом.
( Выставляю картинки: 1. Мяч летит в стекло; 2.мяч попадает под машину). Предлагаю детям внимательно посмотреть и ответить: ― А как думаете вы, кто из них прав? (ответы детей) ― А почему вы так думаете? (ответы детей) ― А можно играть около проезжей части дороги? (нет) ― К чему это может привести? (ответы детей) (Подвожу итог) ― Да, ребята, конечно, прав Буратино! Вы правильно сказали, что с мячом надо играть осторожно и только на спортивной площадке, иначе может случиться беда.
ІІІблок.
― Ребята, посмотрите, к нам на передачу пришло письмо от одного маленького мальчика. Писать он пока ещё не умеет, но он прислал нам свои рисунки о том, что с ним однажды произошло. Да вот беда, пока письмо дошло до нас, все рисунки перепутались. Давайте мы сами расставим их по порядку. (Предлагаю детям расставить картинки по порядку) ― Ребята, внимательно посмотрите на рисунки и постарайтесь ответить на мои вопросы.
1 картинка: ― Кого вы видите на картинке? (мальчика, играющего в мяч) ― Как вы думаете, где находится мальчик? (в комнате, на кухне) ― Придумайте мальчику имя. (ведь мы не знаем, как его зовут) ― Как вы думаете, какое у Коли настроение? (довольное, радостное, веселое, бодрое и т.д.)
Обращаю внимание на 2 картинку: ― Что произошло дальше? (Коля высоко подбросил мяч; мячик выскользнул из рук Коли и попал прямо в чайник, чайник не удержался и с грохотом упал на пол, чайник разбился на мелкие осколки) ― Какое настроение стало у Коли? (грустное, невеселое) ―Что почувствовал Коля в этот момент? (растерялся, испугался и т.д.) ― Как вы думаете, будет ли когда – либо Коля так ещё поступать? ―Что вы можете сказать о поступке Коли? (ответы детей) ―Ребята, я думаю, малыши ждут интересных рассказов про этого мальчика, и Буратино с Незнайкой тоже пусть послушают нас. ―Ребята, чтобы рассказ получился интересным, красивым, у него что-то должно быть. Как вы думаете, что обязательно должно быть у рассказа? (начало, середина, конец и, конечно, название) ―А чтобы рассказ был понятным, как нужно рассказывать? (по порядку)
Предлагаю детям подумать и сказать: ―Ребята, а с чего бы вы начали свой рассказ? (2-3 ответа) ―А как можно рассказ закончить? (2-3 ответа)
После этого предлагаю детям придумать и рассказать свой рассказ по картинкам. (2 ребенка)
После каждого рассказа предлагаю придумать название:- Какое название ты бы дал своему рассказу? - Как можно назвать твой рассказ?
Предлагаю немножко отдохнуть и поиграть с Буратино.
Физкультминутка.
Буратино потянулся, Раз согнулся, два согнулся, Руки в стороны развел, Видно ключик не нашел, Чтобы ключик нам достать - Нужно на носочки встать. Раз, два, три, четыре, пять, шесть Всем на место тихо сесть.
(После физкультминутки заслушиваем еще 2 рассказа, предлагаю придумать название своему рассказу)
―Ребята, мы бы ещё послушали ваши рассказы, но малышам надо уже отдыхать, время нашей передачи подходит к концу. Мне, кажется, и малышам и нашим друзьям: Буратино и Незнайке понравились ваши рассказы. И теперь все будут знать, как опасно играть с мячом в комнате. ―Ребята, а чей рассказ вам понравился больше всего? ―Почему, чем он вам понравился? (Несколько ответов). Дети дают оценку: полно, по порядку, красивый рассказ получился, понятный, интересный, выразительно, громко, есть начало и конец.
ІҮ блок.
―Ребята, вы сегодня отлично провели программу «Спокойной ночи, малыши!» Помогли Хрюше, Степашке и Филе – справились с ролью телеведущих. И поэтому, телестудия «Останкино» награждает вас бесплатными путёвками на остров «Чунга-чанга».
Предлагаю детям представить себя в костюмах негритят. Звучит музыка В. Шаинского и под песню «Чунга-чанга» дети весело танцуют.